Технологическая карта урока по математике на тему Числовые и буквенные выражения (5 класс)


Технологическая карта урока
«Числовые и буквенные выражения» Бардова И.А.
учитель математики МБОУ Семлевской СОШ №1
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели урока:
Образовательные: ввести понятие числового и буквенного выражений; научить находить значение выражений; повторить смысл понятий на столько больше или на столько меньше; закрепить вычислительные навыки.
Развивающие: развивать внимание, вычислительные способности, логическое мышление; учить анализировать и делать выводы;
Воспитательные: воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников; воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Планируемые результаты:
Предметные
знать понятия числового и буквенного выражений, уметь по условию задачи составлять либо числовое, либо буквенное выражение;
уметь находить значения числовых, а также выражений с переменными, при заданных переменных
Метапредметные
уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
выбирать способы вычисления значений выражений;
контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Личностные
умение работать в коллективе, слушать собеседника и вести диалог.
аргументировать свою точку зрения.

Метод обучения: метод проблемного обучения Технология обучения: технология смыслового чтения Оборудование: меловая доска, проектор.
Материалы: учебник «Математика 5» Виленкин Н. Я. И др., 2013 «Мнемозина», план-конспект урока, презентация
Технологическая карта урока
№ Название этапа, цель Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работы Результат
1 Самоопределение к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности Готовность кабинета до начала урока Напоминаю о готовности к уроку и приветствую учащихся Досматривают готовность к уроку и отвечают на приветствие учителя В устном диалоге Формирование УУД:
(Р) волевая само регуляция
2 Актуализация знаний (подготовка к восприятию нового материала и одновременное проверка домашнего задания) Цель: 1) актуализировать умение сравнивать запись решения задачи
2) актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. На слайде №1
задания устного счета на 2 слайде
Вычислите устно: ( 1 столбик 1 ряду , 2столбик 2 ряду, 3 столбик 3 ряду)
ответы можно при затруднении фиксировать в
черновиках) 1 ученик отвечает и только после конечного решения примера возможно его оценить, сделать
поправки


Проверка домашнего задания

Выражение: 30 + (30 +5) + (30 +10 )

1)Предлагаю вычислить примеры устного характера на все действия( ученик запишет ответ 2 ученик его ответ оценит) 2)Предлагаю проверить дом. задание решил ли кто данную задачу как записано на слайд, побуждаю детей к определению своей позиции.
1) Все учащиеся решат устно и ответ фиксируют в черновиках, только после этого идет опрос учащегося из данного ряда, 2 ученик оценивает ответ. 2) Учащиеся проговаривают как они решили и обосновывают верность д записи решения
Фронтальная Формирование УУД:
(Р) самоконтроль: осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. 3 Выявление места и причины затруднения. Цель: согласовать тему и цель урока. На 3 слайде
Рассмотрим рисунок и составим 3 задачи, указанному решению:

1) 40 + 56 + х 2) х +у+10
3)а + в + с.
Сопоставьте выражения составленные в домашнем задании с заданиями на данном слайде: их сходства и различия (в чем).
Рассмотрите рисунок и составьте задачу - Как назовем выражения составленного в дом задании? И как назовем выражения записанные на последнем слайде? - О каких выражениях пойдет речь сегодня на уроке?
Какая же цель урока? Учащиеся предлагают на сложение величин и проговаривают, что некоторые величины неизвестны в отличие от дом задания неизвестны т.е. выражения бывают числовые и выражения, где кроме чисел есть буквы. -Учащиеся отвечают о числовых и буквенных выражениях.
Записывают тему урока -Работать над числовыми и буквенными выражениями Фронтальная Формирование УУД:
Л. Наблюдательность
П. Учатся определять и формулировать тему урока и цель деятельности на уроке.
Р. Логичность и направленность
4 Построение проекта выхода из затруднения. Цель: актуализировать умение читать буквенные выражения и понимать смысл составленных выражений Работа с текстом учебника стр 48-49 задача 1, 2, 3 Изучают условие и понятие числового и буквенного выражения, выражения с переменной и его значение - Прочитайте условие №1, №2 вслух и обоснуйте выполненное решение (№3 самостоятельно просмотрите) -Опрос: что называется числовым выражением и что называется буквенным выражением Слушают условие задач на стр. 48 №1, №2 просматривают решение и обоснование ответов -Запись, содержащая числа и знаки действий называется числовым выражением
-Запись, содержащая числа и буквы называется буквенным выражением Фронтальная Л. Собранность и внимательность Р. Формировать о правильном представлении понятия числового и буквенного выражения
К. Уметь проговаривать условие и выражать мысли по решению в устной форме
5 Реализация построенного проекта.
Цель: находить Стр49 №297 3ученика у доски:
(а,); (б,); (в,).

Организую работу над решением заданий из учебника. № 297 Остальные учащиеся решают на местах, возможно указанные заранее контролеры Фронтальная в парах Л. Умение самореализоваться, выполнив примеры верно и заме-
значение выражений; составлять числовые и буквенные выражения и находить значения выражений


№298 (2 ученика)
А) сумма 7 и а,
Б) разность х и 8,
В) сумма у и а – 4, Г) разность 16 и 3 +р.


Даю дополнительные вопросы учащимся - Какое действие связано со словами «сумма» и «разность» - Как называется полученный результат выражения? В №298 запишите и
проговоритевыражени е
Результаты проверяют и оценивают учащихся у доски.
-Полученный результат называется значением числового выражения Учащиеся записывают и проговаривают в паре тить ошибку на доске
П. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью,
К. Умение понимать речь других, умение читать числовые выражения.
6 Первичное закрепление Цель: актуализировать умение находить значения выражения с указанной переменной, решать текстовые задачи на составление выражений с переменными Решение №299
(а, б, в)
А) сумма 19 + 5 и 18 – 3
Б) разность 495+37 и 212+35
В) сумма а + 3 и 11;
Устно вычислить и заполнить:
Значение а 0 1 2 4 5



_ способствую сосредоточенности и внимательности, предварительно, что такое сумма и разность и о целостности выражения
Организую работу над составлением выражения с переменной и нахождение выражений с переменной
1) Выполняют №299 1 ученик на скрытой доске доски

2)учащиеся показывают понимание смысла выражения с переменной и заполняют таблицу из №304 (контроль в паре) Фронтальная в парах Формирование
УУД
Л. Умение реализоваться
П. Умение выполнить практически задание.
К. Умение слушать и общаться Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение понимать речь других, умение составлять план работы над задачей.
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Найти значение выражения с переменной №297 вычислить:
Г) 56*3 – 132 : 11, Направляю на внимательность нахождения значения числового выражения, на умение Учащиеся выполняют самостоятельно решение примеров. Затем записывают числовое Индивидуальная Формирование
УУД
Л. Самореализация.
Цель: контроль полученных знаний, умений. Д) (596 – 453) * 2, Е) (218 + 237) : 7.

Найдите значение выражения:
(135+n)–23, если n = 73; 65; 0.
находить значение с переменной. Рекомендую записать предварительно числовой пример и подумайте о возможности другого способа решения, но это мы рассмотрим на следующем уроке выражение и находят его решение П. умение выполнить задание по полученным знаниям
К.Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез.
8 Включение в систему знаний и повторения 1) (Для слабых) №305

Для сильных №321 Работа со слабыми на формированием вычислительных навыков
Осмысление на столько больше или меньше - слабые учащиеся закрепляют вычислительные навыки Успешные имеют возможность для осмысления и расширения мыслей Индивидуальная Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез.
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: зафиксировать содержание изученного на уроке. Организовать рефлексию и самооценку ученика Подведение итогов поставленных задач с достигнутым результатом.
Домашнее задание п.8стр 48-49
№330, 331 основная группа,
№328, 329 творческая группа Что было рассмотрено и изучено на уроке?- - Какие выражения называются числовыми а какие буквенными?
Побуждаю к высказыванию мнения: достигли ли цели урока - Оцените свою работу оценкой в тетради.
Тетради сдать Называют основные позиции изученного материала и как они его усвоили.
С числовыми и буквенными.
Выражения, содержащие буквы называются буквенными. Ставят оценку своей работе в тетради на полях, тетради сдают Фронтальная Формирование
УУД
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью