Урок литературы в 10 классе Тема: «Обзор русской литературы второй половины ХIХ века»

Урок литературы в 10 классе
Тема: «Обзор русской литературы второй половины ХIХ века»

Цели:
- обзор целой литературной и исторической эпохи;
- показать основные направления развития литературы в данный период;
- оценить вклад литературных деятелей эпохи в развитие России;
- учить собирать и систематизировать информацию;
подбирать материал для сообщений.

Оборудование: презентация по теме, выставка литературы.

Ход урока.
Лекция учителя.
1.Общественно-политическая и культурно-историческая ситуация в России второй половины ХIХ века.
2.Особенности развития литературы и искусства во второй половине ХIХ века.
Слайд1.
Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями истории и культурного развития России во 2 половине Х I Х века. Хочу обратить ваше внимание на эпиграф (слайд 2)– слова Н.Г.Чернышевского, который сказал о роли литературы в этот исторический период так:
« Литература у нас пока сосредоточивает почти всю умственную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в специальное заведование других направлений умственной деятельности»
Индивидуальное задание Историческая справка . 1850-егоды.
Особое место в политике России этого периода занимал восточный вопрос.
В 1853 г. Началась война между Россией и Турцией. ( слайд 3) Феодально –крепостническая , технически отсталая, с армией, сформированной на основе рекрутчины из поголовно неграмотного населения, Россия оказалась не в силах противостоять врагам.
Основные военные действия развернулись непосредственно на ее территории, в Крыму. В октябре 1854 г.ода союзники осадили Севастополь.
Вступление на престол Александра II. ( слайд 4)
Новый государь оказался во главе страны, уставшей от кровопролитной войны. В дни его коронации многим была дарована свобода, в том числе и декабристам. Произошло пробуждение общественной мысли. В философии и литературе начались напряженные искания социального идеала, остро встала проблема сплочения нации, ее духовного единства. Особенно активно проявились эти поиски в наиболее влиятельных идейных течениях в русской общественной мысли - славянофильстве и западничестве.
(любящие славян и любящие западные идеи)
Индивидуальное задание. Исторические события 1860-1870-х гг.
1861 – отмена крепостного права. Огромное историческое значение. Было отменено рабство, появились возможности дл я развития рыночных отношений в деревне. Россия стала практически на капиталистический путь развития. ( слайд 5)
Рубеж 1860-1970-х годов - возникновение революционного народничества.
( слайд 6)
Слово учителя. Общественная борьба в России отражалась на страницах многочисленных журналов. Журнальная полемика стала яркой страницей историко-литературного процесса в России.
Огромной популярностью пользовалась лондонская газета «Колокол»(1857-1867), которую Герцен А.И. издавал вместе с Огаревым Н.П. Газета критиковала реакционные устремления высших чиновников, правительство и весь государственный строй царской России. Многим «Колокол» помог критически взглянуть на реформы Александра II, расстановку общественно-политических сил в стране. (Уроки русской литературы, Автор – Бикулова И.А., Брянск, 2003) (слайд 7)
Журнал «Современник» ( слайд 8)
Талантливый публицист Д.И.Писарев и журнал «Русское слово»( слайд 9)
С «Современником» и «русским словом» полемизировали многие. Известные критики А.Дружинин, В.Боткин, П.Анненков считали, что художественная полноценность произведений не связана с требованиями общественной ситуации. Поэтому они были сторонниками только «чистого искусства». Критики спорили с Чернышевским, Добролюбовым и Писаревым и оценивали не идейную направленность, а художественные особенности произведений. Главными были для них степень талантливости автора и «вечные ценности» - Бог, любовь, красота, милосердие.
Нелегко было читателям разобраться в журнальной полемике и в противоречивых оценках одного и того же произведения.
2.Особенности развития литературы и искусства во второй половине ХIХ века.
В это время именно критический реализм дал блестящие творческие результаты. Реалистические традиции культуры утвердили понятие «золотой век» в русском искусстве и литературе. Галерея художественных образов в творчестве Достоевского и Толстого , Некрасова и Тургенева, в музыке Чайковского м Мусоргского, в полотнах Репина и Перова, Крамского и Сурикова, в Малом театре времен Щепкина и Островского явилось своего рода зеркалом, отразившим своего рода зеркалом, отразившим российскую действительность.
Литература, живопись, музыка, театр «золотого века» целенаправленно утверждали эстетику общественной жизни, порождавшую мир «униженных и оскорбленных» и мир «лишних людей», «типические образы в типических обстоятельствах».Но русское искусство не только отражало окружающий мир , но преображало его. Русское искусство было тесно связано с духовными исканиями в общественной жизни.
( слайд 10)
Золотым веком русской литературы по праву называют 19-тый век. Отечественная литература стремительно прошла серьезный путь , она, озаренная гением А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, блеском таланта целого созвездия крупнейших писателей, выдвинулась в число величайших литератур мира и оказала заметное влияние на художественную культуру всего человечества. Она стала средоточием духовной жизни общества, его совестью, всегда выделялась накалом философских исканий.
Грандиозную панораму жизни России второй половины 19-го века создали выдающиеся произведения: «Обломов» И.А.Гончарова, «Гроза» и «Бесприданница» А.Н.Островского, романы И.С.Тургенева,»Что делать?» Н.Г.Чернышевского, «Былое и думы»,А.Н.Герцена, «История одного города» Салтыкова-Щедрина М.Е., «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова,»Война и мир» Л.Н.толстого, рассказы А.П.Чехова, лирика Тютчева Ф.И., Толстого А.К., Фета А.А.
Основным направлением отечественной литературы стал реализм ( слайд 11)
Самым актуальным жанром стал роман( слайд 12)
Определение романа.
Широкое распространение получили широкие разновидности жанра: социальный, политический, исторический, философский, психологический, любовный, семейно-бытовой, приключенческий, фантастический. Роман широко охватывал социальные условия бытия человека, глубоко проникал во внутренний мир персонажа. Именно романы приобрели огромный резонанс не только в России, но и за рубежом. Произведения Толстого Л.Н., Достоевского Ф.М., Тургенева И.С. почти сразу же переводились на иностранные языки и пользовались большим успехом.
Русская литература второй половины ХIХ века совершила восхождение на высочайший идейно-художественный уровень и достигла такого положения, которое можно определить как вершину мирового искусства.(слайд 13)


Сообщения уч-ся:
«Значение творчества П.И.Чайковского в русской культуре»
«Могучая кучка» - творческое содружество русских композиторов»
«Значение Малого театра в России»
«Значение «Товарищества передвижных художественных выставок в России»
Литература: « Уроки русской литературы. Вторая половина ХIХ века.», Брянск «Курсив», 2003



Домашнее задание: Читать произведения А.Н.Островского «Гроза», «Банкрот», «Бесприданница»
Индивидуальные задание: сообщения по биографии А.Н.Островского.



15