Урок по ОБЖ Снежные лавины


Урок ОБЖ в 7 классе по теме «Снежные лавины.
Их последствия, защита населения.»
Дата проведения: 16.11.16г
Учитель: Клячкина Людмила Викторовна
Тема, класс:«Снежные лавины», 7 класс.
Тип:урок формирования новых знаний.
Разработка урока «открытия» нового знания по теме «ЧС природного характера геологического происхождения» для 7 класса по УМК Смирнова А.Т. Хренникова Б. О. и др. иллюстрирует применение новых образовательных технологий в учебном процессе:
компьютерные технологии, ИКТ.
проблемное обучение,
здоровьесберегающие технологии.
модульные технологии
личностно-ориентированный подход
технология анализа конкретной ситуации
Цели урока:
Познакомить учащихся с снежными лавинами, причинами их возникновения; разобрать основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий снежных лавин.
Формировать способности к открытию нового материала, создать условия для формирования личной компетентности обучающихся в области ОБЖ.
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала по теме «Снежные лавины.», определить алгоритм действий при ЧС геологического характера.
Учебные задачи:
- в личностном направлении:
продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
развивать умение контролировать процесс и результат учебной деятельности,
прививать умение ответственного отношения за результаты своего труда;
- в метапредметном направлении:
развивать первоначальные представления о ЧС геологического происхождения, опираясь на знания географии, природоведения.
формировать понимание сущности природных явлений (снежных лавин), четко вывести алгоритм действий при ЧС.
- в предметном направлении:
формировать представление о каждом из трёх явлении
формировать умение внимательно просматривать видеоролики, презентации, слушать новый материал из уст учителя и одноклассников, анализировать материал
формировать умение применять изученное понятия для решения заданий практического характера (тест )
Методы: целепологание , метод формирования интереса, проблемнопоисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный, использование ИКТ.
Оборудование: ПК, проектор, экран, мел, доска, презентация, видеоролик.
Формы работы: самостоятельная, фронтальная работа, работа в парах.
Этапы урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний. Целепологание. Постановка проблемы.
«Открытие» нового знания.(рассказ учителя +презентация +сообщение+ ролик)
Первичное закрепление.(тест по презентации)
Физминутка (ролик)
Повторение, включение в систему знаний.(тест) оценивание в парах.
Определение домашнего задания.
Итог урока.
На Земле жизнь светла и прекрасна,
Все мы дети природы одной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами порой.
Чтобы жертв избежать, надо миром
Против грозной стихии восстать.
Чтобы в каждой семье и квартире
Знали, как свою жизнь отстоять
А для этого надо учиться,
К совершенству приёмов стремиться.
Для того, чтобы знать и уметь,
Как беды избежать, уцелеть!
Сегодня уроке мы продолжим изучать ЧС природного характера. Но для начала проверим, как вы запомнили материал, который мы изучали на предыдущих уроков.
Желающие по карточкам отвечают: Ситуационные задачи (выбери правильные ответы и расположи цифры по порядку)
Задание № 1. Вы находитесь дома. Неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла, посуды. Времени, чтобы выбежать из дома, нет. Определите, что вы будете делать и в какой последовательности:
отключить электричество, газ, воду;
занять безопасное место в проёме дверей;
позвонить в аварийную службу;
4. занять место у окна.
Ответ: 12.
Задание № 2. Предположите, что в вашем городе (посёлке) случилось землетрясение. Разрушено много домов. Ваш дом (панельный) устоял, но получил серьёзные повреждения: кое-где обрушились лестничные марши, выпали стёкла. Ваша квартира на третьем этаже. Вы находитесь недалеко от дома. Начинается дождь, темнеет. Вдали виднеется сарай. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:
зайти в дом и переночевать, ведь квартира цела;
зайти в дом, чтобы взять плащ и тёплые вещи;
пойти к виднеющемуся вдали сараю и укрыться от дождя в нём;
пойти поискать знакомых, чтобы у них переночевать;
развести у дома костёр из разбитой мебели и деревянных обломков;
6. поискать топлива и развести костёр, если нет запаха газа.
Ответ: 36.
Задание № 3. Предположите, что во время землетрясения вы не успели эвакуироваться из квартиры, которая расположена на втором этаже пятиэтажного дома. Здание получило серьёзные повреждения, частично разрушено. Вы попали под завал, нога придавлена упавшей конструкцией. Ногу вы освободили, шевелить пальцами и ступнёй ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства. Выход из помещения заблокирован.
Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:
будете кричать, звать на помощь, стучать металлическими предметами по трубам, плитам;
будете разгребать завал в сторону выхода из помещения;
окажите себе посильную помощь, растирая придавленную ногу;
попробуете подойти к оконному проёму;
постараетесь установить подпорки под конструкции над вами;
если найдёте спички, попытаетесь развести небольшой костёр, чтобы согреться и осмотреться вокруг;
постараетесь найти тёплые вещи или одеяло и укрыться.
Ответ 371
Класс отвечает на вопросы викторины, за каждый правильный ответ - жетон (10 мин). Слайд 1
Подземные толчки и колебания земной поверхности. (Землетрясение)
Прибор, который помогает предсказывать землетрясения и определять их силу. (Сейсмограф)
Населенный пункт на Сахалине, который перестал существовать после землетрясения 1995 года? (Нефтегорск)
Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30м\с (ураган)
Сильный вихрь быстро вращающегося воздуха, обладающий разрушительной силой. (Смерч)
Выбрасывание из жерла вулкана пара, газов, магмы, горных пород. (Извержение вулкана)
Состояние атмосферы в данном месте и в данный момент времени. (Погода)
Учёный, создавший шкалу силы ветра? ( Бофорт)
Скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести. (Оползень)
Какой из бытовых приборов напоминает принцип действия смерча? (Пылесос)
Подведение итогов викторины. Набравшим более 5 жетонов автоматически выставляется оценка «5». А остальные жетоны вам пригодятся в течение урока.
Учитель зачитывает, а ребята, по описанию узнают о каком стихийном бедствии идет речь. Кто правильно ответит, получает жетон.
-Это стихийное бедствие неоднократно пришлось испытать жителям Киргизии в 1963 г. Три волны…накрыли озеро Иссык Куль, его чаша наполнилась глиной, обломками горных пород. (сель)
- В 525 г.до н. э. во время этого бедствия в Сахаре погибло 50 тысячное войско персидского царя Камбиза? (песчаная буря)
- 1950 г., Тибет. Это стихийное бедствие привело к изменению горного ландшафта на значительной территории: разрушались и двигались горы, возникали гигантские провалы и щели? ( землетрясение)
- Это бедствие случилось на Антильских островах. Оно разрушило каменные здания, вырывало с корнем деревья. Свыше 400 судов было потоплено в бухтах. Жертвами стали десятки тысяч людей? ( ураган)
Видеоролик
- Назовите тему нашего урока…(Снежные лавины) записываем в тетрадь
- С какой целью мы рассматриваем лавины?
Это природное бедствие существовало всегда. = сообщения учащихся=
Первыми жертвами лавины, которые упоминаются в истории, стали воины. Когда Ганнибал с армией в 218 году до нашей эры двигался через Альпы на север, белая смерть унесла у него приблизительно 18 000 человек, 2 000 лошадей и несколько слонов.
Крупнейшая снежная катастрофа нового времени тоже связана с военными. В декабре 1916 года в Первую мировую войну на австрийско-итальянском фронте всего за два дня смерть под лавинами нашли около 10 000 солдат. Через неделю непрерывного снегопада обе воюющие стороны стали обстреливать из артиллерийских орудий склоны, расположенные над позициями противника. Выстрелы вызвали мощный сход лавин, которые похоронили под собой целые участки фронта вместе с войсками.
В годы Первой мировой войны лавины в Тирольских Альпах унесли 60 000 жизней. Итальянские и австрийские войска три года сражались в высокогорьях, страдая от недостатка припасов, холода и снега. Один из солдат вспоминал: «Самым страшным нашим врагом была природа... Целые взводы сбивало с ног, сносило в пропасти, заваливало без следа». Самым тяжелым был декабрь 1916 г., когда за 48 часов выпало 4 м снега, что привело к сходу лавин, погубивших около 10 000 сражавшихся по обе стороны фронта.
В Перу землетрясение 31 мая 1979 г. и, вызванная им, снежная лавина погубили 66 000 человек. Сила толчков достигала 7,7 балла по шкале Рихтера, эпицентр находился вблизи крупного портово-промышленного города Чимботе, а последствия оказались самыми губительными в ХХ столетии. С горы Уаскаран сорвался массивный пласт грунта и льда, который снес поселок Ранраирка, уничтожил 5 000 жителей и завалил горный курорт Юнгай. Здесь погибли почти все 20 000 его обитателей.
После многодневных сильных снегопадов выглянуло наконец солнце и нагрело западный и южный склоны гор. Свежий снег, еще не слежавшийся, стал сползать вниз все быстрей и быстрей; вскоре в долину неслось множество маленьких и больших лавин. По оценкам экспертов, на крутых склонах их скорость достигала 400 км/час, что придавало снеговым массам чудовищную энергию. Даже массивные защитные сооружения и большие дома сносились словно игрушки. ЗОО-метровая лавина с грохотом сорвалась в 1999 году с вершины Грископф, неся с собой смерть.
В Австрийском Гальтюре 23 февраля 1999 года за несколько минут погиб 31 человек, а тысячи гостей и обитателей этого горно-лыжного рая оказались запертыми на много дней в долине Пацнау. Спасением и оказанием помощи пострадавшим сначала пришлось заниматься только местным жителям и их гостям-спортсменам, так как долина оказалась полностью отрезанной от внешнего мира: дороги засыпал десятиметровый слой снега. Службы, отвечающие за безопасность в горах, запретили спасателям пробиваться по дорогам в пострадавшую долину из-за большой вероятности схода новых лавин. Помощь в район катастрофы прибыла лишь на следующий день на вертолетах австрийских ВВС
- Из услышанного можно сделать вывод что такое лавина? ( ответы)
- Давайте уточним с помощью учебника определение
снежная лавина – это обвал массы снега на горных склонах.
- На каждой ли сопке, горе может возникнуть лавина? (нет, крутизна склона)
- А у нас в Сахалинской обл возможны лавины? Где?
- Можете назвать причины образования? (достаточно снега, склон больше 14, оттепель)
- Признаки (сильный снегопад, оттепель после мороза, сильный ветер, снежные катышки, карнизы, гребни)
- Особенности лавины. Чем отличается от оползней, обвалов? (скоростью)
- Можно предсказать сход снежных лавин? ( по погодным условиям)
- Как предотвратить? (есть принудительный спуск: подрезают лавину и расстреливают из пушек) У нас применяются оба способа, на ж\д едет состав на котором стоят пушки и расстреливают, а следующий состав раскидывает снег по сторонам.
25 февраля 1999 года долина Сьон в Швейцарских Альпах вздрогнула от страшного грохота. Через несколько секунд земля заходила ходуном и долину наполнили оглушительные громовые раскаты. 600 000 тонн снега обрушились вниз с горного склона со скоростью 300 км/час.
Посреди лавиноопасного склона, в массивном бункере сидит группа людей. Все они зажимают болящие от грохота уши. Бункер засыпан трехметровым слоем твердого, как бетон, снега. Однако с людьми ничего не случилось – это сотрудники швейцарского института, изучающего снег и лавины. Только что они вызвали с помощью взрыва сход сухой лавины. крупнейшей в мире. Таким образом они наблюдают за самой страшной опасностью, только может подстерегать в горах, — за лавинами, которые несмотря на огромные расходы на защитные и спасательные мероприятия, уносят год за годом только в горах Европы жизни 150–200 человек
Для предотвращения таких катастроф одна лишь Швейцария истратила за последние 50 лет 1,5 млрд. франков на сооружение заслонов от лавин и еще миллиард на выращивание лесов, преграждающих лавинам дорогу. И не без успеха: если в 1951 году под снежными массами погибли 98 человек, то в конце тысячелетия «только» 17. И это при том, что сейчас горные районы заселены более густо, чем прежде, и к тому же сюда приезжает много спортсменов-лыжников.
Этот успех совсем не случаен. В Альпийской республике уже более 70 лет ведется систематическое изучение опасностей, которые несет с собой снег. Центральный исследовательский институт основан неподалеку от Давоса на горе Вейсфлуйох (высота 2662 м). Ученые различных научных направлений разрабатывают такие темы, как «Формирование снежного покрова», «Снеговая механика и образование лавин».
Цель исследований, кроме прочего, состоит в более точном и своевременном прогнозировании схода лавин и в разработке эффективных защитных сооружений, снижающих ущерб, который лавины наносят природе и постройкам. В своих прогнозах институт тесно сотрудничает с метеорологами, ведь опасность существенно возрастает, когда на старые снежные слои выпадает много свежего снега.
- Если человек оказался в зоне лавины? Есть пример п. Ударный Углегорского р-на 4 школьников пошли кататься на лыжах, 2 через время ушли домой, а 2 продолжали спускаться. Темнело. Родители беспокоились и пошли искать. Увидели что сошла лавина, пытались сами откопать, вызвали МЧС. Светили фарами, но не было щупов, вызвали из Ю-С спасателей отряда Полякова, они прибыли утром с оборудованием. Нашли ребят, один погиб сразу- перелом шеи, позвоночника, второй умер минут за 30-40 до обнаружения, ему не хватило воздуха. По положению тела определили что он копал не в ту сторону (был лицом в низ). Очень важно в этой массе снега определить в каком положении ты находишься для этого – нужно пустить слюну, если мы на спине то слюна потечет по подбородку, если мы лежим лицом вниз, то она повиснет, если на боку то по щеке. И сразу вокруг себя делаем пещеру, уминаем снег ногами, раздвигаем во все стороны для увеличения объема воздуха. Сохраняем спокойствие – меньше расход воздуха.
=составление памятки=
«Еще в прошлом веке в Альпах людей, засыпанных снегом, помогали обнаруживать большие сильные собаки сенбернары, названные так в честь высокогорного монастыря Святого Бернара, где их разводили. Близ Парижа на специальном собачьем кладбище установлен памятник сенбернару Барри, спасшему 40 человек. Эти добродушные крупные собаки отыскали в горах более 2000 человек. Сейчас на смену сенбернарам пришли восточноевропейские овчарки». Слайд 25
= Рефлексия.=Задача № 1
Вы находитесь на лыжном курорте. Спускаясь вниз по склону горы на лыжах, услышали сзади гул, обернувшись, увидели, что с вершины горы начинает спускаться снежная лавина. У вас есть время около 15 минут, чтобы предпринять какие-либо действия. Что вы будете делать?
Задача № 2
При движении на личном автомобиле вы попали в снежную бурю.
Как вы поступите? Разработайте проект действий по выходу из сложившейся ситуации.
Задача №3
В горном ауле жители по радио услышали предупреждение о приближении снежной лавины. Одна семья укрылась в подвале своего дома. Другая – собрала вещи и поехала куда глаза глядят.
Тест из 5 вопросов. Самопроверка.
=видеоролик Сеня=