Статья Использование семи модулей в практике преподавания познания мира и русского языка.


Использование семи модулей в практике преподавания познания мира и русского языка.
КГУ СОШ №30, учитель начальныхклассов Горбачёва Елена Юрьевна
Применение модуля критического мышления в практике заставило меня по – иному взглянуть на свою деятельность, не только внести новое, совершенно другое в своей работе, но и пересмотреть свою работу в школе, на уроках, по – другому относиться к ученикам, слушать их, и, наконец – слышать!
Ранее на уроках я прибегала к элементам критического мышления, но использование на уроках семи модулей позволила мне использовать направление «Критического мышления» регулярно и систематически. Работая с детьми, я руководствуюсь целью: сохранить в учениках ту жажду познания, которая горит в их глазах сегодня, чтобы, кем бы они не стали, максимально развивался их творческий потенциал. Для достижения этих целей служат семь модулей. Чтобы решить поставленные цели в своей работе, были разработаны уроки русского языка и познания мира, интегрирующие в себе семь модулей. На этих уроках постоянно присутствует диалог. Использование семи модулей позволило делать уроки интересными, увлекательными, учит учеников говорить, обогащает их речь, повышает интерес к предмету, соответственно повышает качество знаний.
Для создания коллаборативной среды мною использовались следующие стратегии: «Мозговой штурм», «Говорящие головы», «Горячий стул», «Толстые и тонкие вопросы». В процессе работы по этой технологии, все приёмы работы с информацией постепенно «переходят в руки» самому обучающемуся: он начинает всё активнее использовать их в самостоятельной работе, реально обучать себя сам. Практика использования критического мышления позволила мне утверждать, что данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивает критическое мышление, помогает в освоении культуры работы с информацией.
На уроках познания мира и русского языка ученикам была предложена анкета «Карта интересов». Результаты «Карты интересов» учащихся дают следующую картину:
Нравится решать проблемные вопросы по познанию мира и русскому языку – 80% опрошенных учащихся;
Учащимся на уроках познания мира и русского языка нравится больше всего:
-творческие задания – 70%;
-познавать новое – 60%;
-интересная подача информации (использование различных методических приёмов технологии критического мышления) – 71,7%;
-общение на уроке – 80,3%;
нравятся необычные творческие задания по познанию мира и русскому языку – 80% учащихся;
будут тратить время на поиск дополнительного материала для выполнения творческого задания по познанию мира и русскому языку – 81,1%;
предпочитают творческие задания по познанию мира и русскому языку выполнению заданий, где требуется, используя текст учебника, ответить на ряд вопросов – 65%;
захотят «повозиться» со сложным заданием по познанию мира и русскому языку, вместо того, чтобы выполнить несколько простых заданий – 55,5%.
Проводя анализ полученных данных, можно отметить самостоятельность учащихся, их стремление к частично поисковой и исследовательской деятельности. Важным моментом является то, что у большинства учащихся интерес вызывает не результат, а сам процесс деятельности. Результаты обучения меня очень радуют. Я вижу в своих учениках раскрепощённую начинающую размышлять и думать, анализировать, рефлексировать свою деятельность и своё мнение в эссе, кластерах, синквейнах, дневниках наблюдения, концептуальных картах, ролевых играх личность.
На своих уроках русского языка и познания мира, используя в своей практике ведение «Двойного дневника», стратегий «Фиш бон», «Виноградная гроздь», ассоциативные кластеры, я увидела, что ученики стараются занять свою позицию по обсуждаемому вопросу, пытаются её обосновать, вырабатываются навыки внимательного собеседника. Учащиеся тщательно обдумывают аргументы своих товарищей, анализируют их логику. Кроме того, ребята получают от проделанной работы большое удовлетворение. Таким образом, я считаю, что использование критического мышления – один из важных и нужных направлений в обучении.
Необходимо отметить, что критическое мышление способствует полноценному овладению предметом, так как обучающийся вовлечён в процесс обучения и является активным участником, который стремится показать своё видение той или иной проблемы, а значит, мыслит критически.
Литература:
Загашев И.О., Заир – Бек С.И. критическое мышление: технология развития СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
Селевко Т.К. «Современные образовательные технологии» Международный университет семьи и ребёнка им. Валленберга. 1999год.