Статья «Внедрение игровых технологий в учебный процесс СПО. Правовые дисциплины»


Статья «Внедрение игровых технологий в учебный процесс СПО. Правовые дисциплины»
Аннотация. Каждый процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат процесса обучения – формирование гармоничной и общественно значимой личности. В рамках динамичного и стремительного развития общества возникает необходимость использования  инновационных подходов в методологии образования. Одними из интересных и эффективных технологий являются игровые.      
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний, активизируя  творческо-поисковую деятельность обучающегося, способствующую интенсивному формированию и развитию ключевых компетентностей личности.  Ключевые слова: игровые педагогические технологии, тренинг, деловая игра, навыки сотрудничества, игровая форма, ролевое разыгрывание, принцип поощрения, анализ ситуации, игровые приёмы.«Внедрение игровых технологий в учебный процесс СПО. Правовые дисциплины»
І. Введение
Значение игры невозможно охарактеризовать и оценить исключительно развлекательно-рекреативными возможностями, ведь являясь своего рода «отдыхом», она трансформируется в обучение, в модель человеческих отношений и дальнейших проявлений на практике.
Поэтому, именно  игровые технологии в процессе обучения правовым дисциплинам, позволяют спроецировать  потенциальную ситуацию, на примере которой наглядно представлена юридическая сила различных источников права и механизмы их действия, а также методы защиты прав и свобод в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, игровые методы позволяют систематизировать и закрепить пройденный материал, диагностировать степень усвоения содержания и уровень овладения умениями и навыками изучаемой дисциплины.
Обучая правовым дисциплинам через проведение занятия-игры, у обучающихся формируются навыки сотрудничества : мнение каждого участника принимается, обсуждается и поддерживается, благодаря чему, обучающиеся не только стремятся грамотно формулировать и обосновывать свою точку зрения, но и приобретают уверенность в себе.
Посредством игровых технологий, каждый обучающийся имеет возможность  двигаться к результату в индивидуальном темпе, имея право на ошибку, что способствует формированию «феномена группового влияния», создавая условия для раскрытия самоуправляющих механизмов личности, носящих  социальную направленность.
На занятиях обучающиеся подходят эмоционально к поставленным задачам, у них наблюдается профессионально-личностное саморазвитие и самореализация, а также, воспитывается чувство долга и ответственности за личный и коллективный результат.
Активность в обучении способствует развитию самостоятельности, углублению знаний, наблюдательности, мышлению, памяти, творческому воображению. Характерным для деловой игры является продолжение мыслительной деятельности по собственной инициативе за пределами заданной правовой ситуации. Участники игры, после ее окончания, продолжают осмысление заданных вопросов и творческий поиск их решения.
Важно отметить, что игра-урок протекает в активном и импровизированном ключе, что, безусловно, способствует интеграции преподавателя  и обучающегося.
Таким образом, игровые технологии в процессе обучения правовым дисциплинам являются незаменимой составляющей образовательного процесса, способствующие побуждению интереса к юридическим наукам.
ІІ. Игровые технологии как вид педагогических технологий.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Прежде всего, выясним, что такое технология в целом. В толковом словаре технология определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. А определению педагогических технологий предпочтение отдается Б.Т.Лихачеву. Он говорит о педагогической технологии как о совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; что она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Определившись с понятием педагогической технологии, хотелось бы узнать ее структуру.
В учебнике педагогики под ред. Пидкасистого П.И. находим, что в структуру педагогической технологии входят:
организация учебного процесса;
методы и формы учебной деятельности учащихся;
деятельность преподавателя по управлению процессом усвоенияматериала;
диагностика учебного процесса.
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся.
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, мы приведем классификацию по источнику получения знаний:
1. словесные;
2. наглядные:
демонстрацияплакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
использованиетехническихсредств;
просмотркино- и телепрограмм.
3. практические:
практические задания;
тренинги;
деловыеигры.
Исходя из выше изложенного, мы можем сделать вывод, что игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Таким образом, педагогическая технология, доминирующим методом обучения в которой является игра, есть игровая технология.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
ІІІ.Игры в обучении праву.
Основной целью широкомасштабного эксперимента по модернизации содержания образования должна стать практическая отработка механизмов формирования у будущего выпускника техникума набора ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.Образование способно реализовать эти цели, если оно опирается на следующие принципы:
Принцип человечности (гуманизма).
Принцип самоценности каждого возраста, предполагающий.
Принцип индивидуализации образования, обеспечивающий максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого студента.
Принцип социокультурной открытости образования.
Я придерживаюсь в своей работе трех основных принципов гуманистического воспитания:
- принцип поощрения
- признание прав студента
- право на свободу.
Мы должны уменьшить свои амбиции, помнить, что кроме нас есть много людей, которые влияют на студента. Будем скромнее. Не будем ни уменьшать, но и ни увеличивать своей роли.
Право на ошибку. Обучающийся «живет в первый раз»и, конечно, ошибается. Право на тайну. Не надо вытрясать из обучающегося все, что есть у него за душой, и тем более, не использовать эту информацию против него самого. Право на игру. Это одна из важнейших возрастных потребностей обучающегося наряду с другими, такими как потребность в самореализации, которая, если останется не удовлетворенной, у него может развиться комплекс неполноценности, что ведет к агрессии.Необходимо помнить о потребности в социализации. Обучающийся живет среди людей и должен общаться с ними.
Так же важно учитывать потребность в принятии себя взрослыми. Принимать не значит любить, значит считать, что он (другой) имеет право жить. Нельзя смотреть на обучающихся как на одинаковых, они такие же разные, как все мы.
Другая потребность обучающегося – это принятие его сообществами. Очень важно облегчить его путь в круг других обучающихся.Чтобы помочь обучающемуся реализовать его потребности, помочь ему сделать новый шаг к самому себе, нам необходимо создать условия для такого шага.
В своей педагогической практике я использую технологии, построенные на принципах здоровье сберегающей педагогики: коммуникативные, исследовательские, игровые и др.
Игровые: моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения.
Игра: деловые игры, ролевые и сюжетные игры – путешествия, дидактическая игра.
Использовать игровые технологии в учебном процессе возможно с обучающимися любых курсов, ведь «Вся наша жизнь – игра, а мы в ней все актеры».
Я использую игру как форму обучения, значение которого невозможно исчерпать и оценить развлекательно - креативными возможностями. В том и состоит его феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Реализую игровые приемы и ситуации при урочной форме занятий по дисциплине «Основы правоведения» по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обучении основ права в техникуме. Игра – хороший стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения. Занятие может стать незабываемым путешествием в мир права, дать возможность не только сильным, но и слабым обучающимся проявить свой творческий потенциал. Даже самый незначительный успех – огромный шаг на пути познания. Игра влияет на развитие познавательной активности. Она таит в себе огромное нравственное начало, так как делает труд радостным, творческим и увлекательным.
В процессе обучения праву игровые технологии могут использоваться как технологии самостоятельные, когда в игровую форму может быть облечено всё занятие или включаться в качестве игровых элементов в различные формы занятия, или применяться на разных этапах его проведения: при опросе, изучении нового материала, закреплении.
На занятиях права применяется несколько видов игровых технологий. В их числе познавательно-дидактические, ролевые и деловые игры.
Познавательно-дидактические игры  могут разрабатываться и проводиться по образцу телевизионных проектов: «Час суда», «Кто хочет стать миллионером?», «Поле чудес», «Самый умный» и др.
К интеллектуальным играм можно отнести также широко используемую в практике беседу за «круглым столом», например по вопросам политического плюрализма.
Ролевая игра направлена на проживание и анализ проблем в сфере человеческих отношений (взаимодействия деловых партнеров, межличностная коммуникация, взаимопонимание). С ее помощью участники осваивают новые для себя модели поведения. В основе сюжетно – ролевой игры может быть любая жизненная ситуация, которая носит правовой характер.Одной из разновидностей ролевых игр является «разыгрывание» ситуаций в ролях. Предлагается для использования на занятиях права игры «Шаг за шагом», «Один в поле воин» и т.д.
Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы обучить студентов умению применять правовые знания для решения важных, глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников. В качестве примера можно привести такие игры, как «Выборы местной власти», «Международное сотрудничество», «Охрана труда» и др. Они воспроизводят взаимодействия людей в процессе достижения целей правового, экономического, социально-политического и профессионального характера
Отметим, что игровые технологии могут стать также элементами проектных и компьютерных технологий.
ІV. Выводы.
Игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых является игра. Существует множество классификаций игр, в данном исследовании особо выделена классификационная модель по структурным элементам урока: игры для изучения нового материала, игры для закрепления, игры для проверки знаний, обобщающие игры, релаксационные игры - паузы. Игры являются ценным средством воспитания умственной активности обучающихся, активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит ее толковый организатор.
Игровая деятельность на занятиях права используется в качестве элементов урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Наиболее целесообразно ее применение на занятиях по закреплению, систематизации или повторению материала.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.Список использованных источников
Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. - 400 с.
Балонина СВ. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах. Дисс. на соиск. уч. степени к.п.н., - М.,2000.
Головин С.Н. Правовое образование и воспитание учащихся учреждений начального профессионального образования. Дисс. на соиск. уч. степени к.п.н., — М., 2001.  
Жеругов Р.Т. Активные технологии преподавания и изучения теории государства и права. - М., 2000.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., Арена. 1994. - 223 с.
Методика преподавания правовых дисциплин. / Болотова Е.Л. - М.,1999.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
Рецензия
на статью«Внедрение игровых технологий в учебный процесс СПО. Правовые дисциплины», специалиста высшей категории ГПОУ «Горловскийавтотранспортный техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет» Яйлоновой Л.В.
Встатье«Внедрение игровых технологий в учебный процесс СПО. Правовые дисциплины» раскрываются преимущества игровых технологий в процессе обучения правовым дисциплинам, которые являются незаменимой составляющей образовательного процесса, способствующие побуждению интереса к юридическим наукам.
Тема статьи актуальна, потому, что применение игровых технологийсоздает принципиально новые возможности в обучении, игровые методы позволяют систематизировать и закрепить пройденный материал, диагностировать степень усвоения содержания и уровень овладения умениями и навыками изучаемой дисциплины.
Особенностью подхода автора к данной проблеме является описаниеприменяемых игровых технологий в учебный процесс СПО на примере правовых дисциплин.
Автор статьи показывает как она в своей педагогической практике использует технологии: коммуникативные, исследовательские, игровые и др. Подробно автор описывает виды игровых технологий: познавательно-дидактические, ролевые и деловые игры. Игра – хороший стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения.
В статье обосновывается необходимость использования игровыхтехнологий обучения, так как игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, которые способствуют повышению познавательного интереса обучающихся.
Статья преподавателя Яйлоновой Л.В. соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению статей. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Рецензент:
Методист ГПОУ «Горловский автотранспортный
техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный
технический университет» Н.А. ЯрынкинаПодпись Ярынкиной Н.А. подтверждаю
Старший инспектор по кадрамВ.Д. Борисенко