Программа работы с одаренными и мотивированными учащимися «Наши надежды»


Программа работы с одаренными и мотивированными учащимися
«Наши надежды»

Пасынок Юлия Юрьевна,
заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 21 г. Южно-Сахалинска

1. Актуальность проблемы
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой.

Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Цель программы:
Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.

Задачи:
Изучить и адаптировать методику по выявлению одарённых детей в школе.
Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
Создать условия для самореализации одарённых детей.
Разработать индивидуальные программы развития одарённых детей.
Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми.
Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка.

2. Содержание деятельности и методы реализации проекта

1) Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

2) Основные направления реализации программы:
создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми: внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы;
создание системы диагностики одаренности учащихся начальной школы;
методическое обеспечение работы с одаренными детьми: осуществление апробации и внедрения методических разработок в педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми, повышение уровня профессионального мастерства педагогов
организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными детьми: конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций и т.д.;
осуществление поддержки одаренности через организацию школьного конкурса «Ученик года».

3) Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип вариативности реализации содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

4) Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми:
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.
Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала

Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни. 

5) Технологическая карта работы с одаренными детьми
Виды работ
Работа на уроке
Внеурочная деятельность
Работа с родителями

Когда?
При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.
На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества «САМИ».
Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания.

Зачем?
Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.
Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.
Для создания единого образовательного пространства. Для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме.

Что?
Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.
Внеклассная индивидуализация с преобладанием заданий на повышенном уровне сложности.
Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Как?
Пересмотр содержания в соответствии
с потребностями учащихся. Включение
нестандартных дифференцированных заданий.
Клуб «САМИ», олимпиады,
интеллектуальные марафоны, конкурсы.
Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских собраниях.


6) Основные формы работы с одаренными учащимися:
индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;
занятия исследовательской и проектной деятельностью;
НОУ «САМИ» (научное общество учащихся);
научно-практические конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;
предметные недели (декады);
Дни науки;
кружки по интересам;
работа по индивидуальным планам.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности

Форма
Задачи

Ученическая конференция
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
°Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Дни науки
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки, студии, объединения
Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.


7) План реализации программы
Этап
Мероприятия программы

проектировочный
Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов.
Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися.
Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации проекта.
Участие в городском туре предметных олимпиад.
Описание системы работы с одаренными учащимися.
Разработка Программы "Одаренные дети".
Организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности.
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

экспериментальный
Диагностика склонностей учащихся.
Разработка паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми.
Отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми.
Научно-методический семинар для педагогов начальной школы "Исследовательская деятельность учащихся" (по плану семинара).
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.
Разработка и утверждение программ спецкурсов, факультативов.
Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.
Пополнение материально-технической базы.

переход в режим функционирования
Диагностика склонностей учащихся.
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.
Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.
Разработка и утверждение программ спецкурсов.
Разработка методических рекомендаций.
Мониторинг личных достижений учащихся.
Создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной школы.
Определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Разработка методических рекомендаций.
Пополнение материально-технической базы (мультимедийные средства обучения).


3. Ресурсная база

1) Нормативно-правовые основы работы с одаренными и способными детьми
основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей;
основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей;
Закон РФ «Об образовании в РФ»;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ;
Президентская Программа «Дети России», утвержденная Правительством РФ;
Устав ОУ.

2) Мотивационное обеспечение
1.Мотивационная готовность родителей (анкетирование).
2.Система поощрительных мер для одаренных и способных учащихся:
постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение учащихся к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья школьников, гигиены труда;
стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей школьников в общении и деловом сотрудничестве с учителями и учениками;
способствовать развитию творческого потенциала учащихся, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию и самореализации;
стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности;
материально поощрять учащихся.
3.Система стимулирования педагогических кадров, работающих в рамках проекта.

3) Организационные условия
своевременная диагностика склонностей,
адекватное содержание обучения,
внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологий,
психическое и педагогическое сопровождение учащегося,
побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.

4) Научно-методическое обеспечение
Направление деятельности
Содержание

Информационное обеспечение
1. Нормативно-правовое обеспечение:
Положение о НОУ.
О проведении школьного тура предметных олимпиад
О проведении предметной недели (декады)
О конкурсах, викторинах и т.п.
2. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).
3. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение
1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.
2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.
3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.
4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
5. Мониторинг работы системы.

Элементы педагогических технологий
1. Деятельностный подход согласно требованиям ФГОС.
2. Формирование внутренней мотивации.
3. Организация образовательного процесса при «субъект – субъектных отношениях».
4. Предоставление «веера выбора», что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.
5. Рефлексия.
6. Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.
7. Соблюдение принципов – «право на ошибку», «ситуация успеха», «не сравнивать с другими» и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.
8. Интегративный подход.
9. Различные формы интерактивного обучения.
10. Проектная деятельность.
11. Личностно-ориентированное обучение.
12. Нестандартные уроки и мультимедийные уроки, уроки-презентации.


5) Информационное обеспечение
развитие банка данных
информирование родителей учащихся о целях, задачах, содержании и планах;
публикации в СМИ;
издание материалов, оформление сайта.

6) Кадровое обеспечение программы
Группа
Функции
Состав

Административно-координационная
Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.
Директор школы, заместитель директора по УВР школы первой ступени.

Консультативная, научно-методическая
Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций.
Аналитическая деятельность.
Заместитель директора по УВР школы первой ступени и инновационной работе.

Педагоги школы
Осуществление программы в системе внеклассной работы
Использование новых педагогических технологий
Организация исследовательской работы учащихся
Классные руководители,
Педагоги-организаторы.
Учителя
Педагоги дополнительного образования.

Специалисты, сотрудничающие со школой
Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч
Диагностика
Участие в мероприятиях школы и города.
Методист СОИПиПКК,
преподаватели учебных заведений дополнительного образования города.


4. Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Создание базы для развития одаренности и таланта учащихся в современных условиях общеобразовательной школы.
Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми.
Формирование банка данных «Одаренные дети», включающего в себя сведения о детях с различными типами одаренности.
Использование систем диагностик для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
Повышение квалификации педагогов.
Обобщение и систематизация материалов, пролонгация опыта работы.

5. Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

15