Проект Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках ФГОС ДО


ФГАУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
«Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках ФГОС ДО
(на примере проекта «В гостях у сказки» детей младшего дошкольного возраста.
Выполнили:
Гайнанова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель первой категории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 50» г. Нижнекамск
Галимова Найля Саматовна, музыкальной руководитель первая категории МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №35» г. Нижнекамск
Нуруллина Алсу Исламовна, музыкальный руководитель первой категории МАДОУ д/с комбинированного вида № 261
Советского района г. Казани
Павлова Лилия Даниловна, музыкальный руководитель первой категории МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №387» Московского района г. Казани
Шулятьев Юрий Александрович, музыкальный руководитель первой категории МАДОУ №311 Московского района г. Казани
Слушатели курсов повышения квалификации музыкальных руководителей ДОО по проблеме «Формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста в свете «ФГОС ДО»
Проектная работа допущена к защите
Руководитель проектной работы
Исламова Г.Г. – старший преподаватель
отделения дошкольного и начального
образования ПМЦПКиППРО_______________ «______» 2015г.
г.Казань – 2015г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………3
Актуальность………………………………………………………………….3
Цель и задачи…………………………………………………………….......3
2.1.Цель проекта……………………………………………………………..3
2.2. Задачи проекта………………………………………………………….3
Целевая группа ………………………………………………………………3
Жизненный цикл ………………………………………………………….…3
Этапы реализации проекта………………………………………………….3
Проектное решение ………………………………………………………….3
Программа проектных мероприятий………………………………………4
Система взаимодействия с детьми ……..……………………................5
Система взаимодействия родителями ………..........................................6
Система взаимодействия с воспитателями……………………………..9
Система взаимодействия с воспитателем по обучению татарского языка…………………………………………………………….………10
Система взаимодействия инструктора по физкультуре…………….11
Ожидаемые результаты реализации проекта…………………………….12
Заключение………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………14
Приложение 1………………………………………………………………15
Введение
Наряду с появлением новых федеральных государственных образовательных стандартов, где одной из ведущей целью является гармоничное развитие личности ребенка, появилась необходимость создать современную модель взаимосвязи всех участников образовательного процесса. Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призван оказывать ей детский сад.
Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.
На примере проекта «В гостях у сказки» детей младшего дошкольного возраста, мы рассматриваем модель взаимодействия дошкольников, их родителей, специалистов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Разработан план по взаимодействию с детьми, их родителями, со специалистами ДОУ на декабрь месяц. Проект подразумевает деление всего срока реализации проекта на четыре недели, где каждая неделя имеет свое название.
Актуальность
В рамках нового стандарта изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Из этого следует, что родители должны тесно взаимодействовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка дошкольного возраста, чтобы не упустить важнейший период развития его личности.
Это направление самое востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
2. Цели и задачи проекта
Цель: Разработка и реализация модели взаимодействия участников образовательного процесса в рамках ФГОС ДОУ.
2.2. Задачи:
1. Создать систему взаимодействия с детьми
2. Создать систему взаимодействия с родителями
3. Создать систему взаимодействия со специалистами ДОУ
Целевая группа - вторая младшая группа
Жизненный цикл – 1 месяц
Этапы реализации проекта:
Подготовительный 16.11.2015 – 26.11.2015
Проведено анкетирование на выяснения желания и возможностей родителей участия в предлагаемых мероприятиях;
Сбор подручных материалов;
Подготовка плана работы;
Подбор музыкального материала;
Основной 27.11.2015 – 26.12.2015
Реализация проекта во втотой младшей группе
Заключительный 27.12.2015
Проведение итоговых мероприятия;
Подведение итогов;
Проектное решение: разработка современных форм совместной деятельности педагогов и родителей, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий для развития личности ребенка младшего дошкольного возраста.
Программа проектных мероприятий.
Система взаимодействия с детьми:
Цель: Приобщить ребенка к миру музыки, развить музыкально-творческие способности, вызвать эмоциональный интерес.
Задачи:
развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству;
развитие музыкальности детей;
Виды деят-тиПервая неделя
«Колобок в зимнем лесу» Вторая неделя «Снежныйтеремок» Третья неделя
«Маша и медведь» Четвертая неделя «Заюшкина избушка»
Слушание П.И Чайковский
«Танец снежных хлопьев»
Л. Лядова «Зайчик» М. Раухвергер «Медведь», П.И Чайковский
«Танец снежных хлопьев»
Пение «Зима пришла»
М. Красев,
«Зима пришла»
М. Красев,
«Елка-елочка»
Тиличеева «Кыш бабай»
Тат.нар. песня «Зима пришла»
М. Красев,
«Елка-елочка»
Тиличеева
«Кыш бабай»
Тат.нарМуз. Ритм. Движения «Танец снежинок»,
«Хоровод вокруг елки» Р. Раввина
«Парный танец», «Танец зайчиков»
«Танец снежинок», «Танец зайцев» Е. Тиличеевой;
«Хоровод вокруг елки» Р. Раввина
«Парный танец», «Танец снежинок», «Танец зайцев» Е. Тиличеевой;
Муз.творчествоИгра «Зайцы и лиса»,
«Заинька выходи» «Кто в теремочке живет?», русская народная песня, обр. Т. Попатенко«Танец медведей» Е. Каменоградского; Игра «Петух и лиса»
Игра на муз.инструментахМузицированиеОркестровка сказки «Колобок» Музицироание «Ах вы сени» «Медведь», муз. В. Ребикова «Кто в теремочке живет?», русская народная песня, обр. Т. ПопатенкоМузицироание «Ах вы сени»
«Медведь», муз. В. РебиковаСистема взаимодействия с родителями.
Родителям необходимо знать, что детский сад является основой для оказания помощи в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Цель: установление более тесного контакта с семьями воспитанников, обогащение родителей знаниями о жизни их детей в детском саду, развитие творческой инициативы родителей, укрепление детско-родительских отношений.
Задачи:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
Объединить усилия для развития и воспитания детей;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
Организовать совместное создание предметно-развивающей среды – открытие «Родительской мастерской»
№ Название мероприятия Цель мероприятия Сроки проведения Планируемые результаты
1.
2.
3.
4.
5.
6. Театральная студия
Кружок «Золотые ручки»
Кружок
«Золотые ручки»
Музыкальная гостиная «
Консультация для родителей «Роль новогоднего праздника в жизни дошкольника»
Рекомендация для родителей. Привлечение к театрализованной деятельности родителей. Непосредственное их участие в итоговых мероприятиях.
Привлечение родителей к разработке и созданию костюмов, к праздничным мероприятиям.
Привлечение родителей и детей
В изготовление атрибутов, декораций к праздничным мероприятиям.
Ознакомление родителей с репертуаром второй младшей группы.
Знакомство родителей с формой организации праздника для дошкольников
Приобщить родителей к совместной творческой деятельности ребенка вне ДОУ 27.11.2015-30.12.2015
27.11.2015-30.12.2015
27.12.2015
27.11.2015-30.12.2015
27.11.2015
В течение месяца Выступление родителей на новогоднем утреннике.
Использование костюмов в драматизации сказок.
Пополнение предметно-развивающей среды.
Закрепление пройденного материала в домашних условиях.
Применение теоретических знаний во время проведения итогового мероприятия
Развитие креативности у детей и их родителей.
Система взаимодействия с воспитателем .Цель: Сохранить общую тематику музыкальной деятельности.
Задачи: Поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, рассказывать о ней, продолжают формировать запас музыкальных впечатлений, развивают систему музыкальных способностей, мышления,
№ Деятельность воспитателей и специалистов. Сроки проведения Планируемые результаты
1.
2.
3.
4.
5.
6. Чтение художественной литературы
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Художественное творчество.
Просмотр мультипликационных фильмов по сказкам.
Повторение пройденного музыкального материала в режимных моментах.
Обсуждение и подготовка итогового новогоднего развлечения 7.12.2015
14.12.2015
21.12.2015
8.12.2015
15.12.2015
22.12.2015
9.12.2015
16.12.2015
23.12.2015.
10.12.2015
17.12.2015
24.12.2015
Ежедневно
14 - 26.12.2015 Приобретение знаний о содержании сказок.
Приобретение знаний о предполагаемом образе героев сказки.
Закрепление знакомого образа сказок в художественной деятельности.
Обогащение знаний о героях сказок.
Закрепление пройденного материала
Четкая организация новогоднего развлечения.
Система взаимодействия с воспитателем по татарскому языку.
Глубокое и систематическое изучение духовной культуры татарского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой.
Цель: приобщить детей к традициям и истории народа, родного края. Татарский народ – это народ с богатыми песенными традициями, который действительно любит и ценит музыку. Разучивание и исполнение песен, танцев, игр композиторов Татарстана, татарского фольклора в детском саду и в семье дает возможность
Задача:
Называть героев на родном языке
Закреплений образных движений
Закрепление музыкально-ритмических движений
№ Деятельность специалистов и воспитателя по татарскому языку. Сроки проведения Планируемые результаты
1.
2.
3.
Закрепление названий героев сказок на татарском языке.
Просмотр мультфильмов на татарском языке.
Пение потешек27.11.2015 – 21.12.2015
27.11.2015 – 27.12.2015
27.11.2015 – 27.12.2015
Знания названий героев.
Привлечение внимания детей к татарской культуре
Вызвать интерес к вокально-национальной культуре
5. Система взаимодействия с инструктором по физической культуре
№ Деятельность инструктором по физической культуре
Сроки проведения Планируемые результаты
1.
2.
Проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Использование танцевальных элементов на утренней гимнастике 27.-11.2015
-24.12.2015 Закрепление двигательных навыков.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Повышение инициативы родителей; 
Повышение инициативы педагогов
Партнерские взаимоотношения между участниками образовательного процесса; 
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников; 
Новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Заключение
Таким образом, нами была представлена модель взаимосвязи всех участников образовательного процесса на примере проекта «В гостях у сказки» детей младшей группы. В заключении поставленные цели достигнуты.
Для детей: приобретение социального опыта, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции и школьно-значимые навыки;
- для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;
- для руководителей поможет создать: коллектив творческих единомышленников; комфортный психологический климат в коллективе; инновационное дошкольное учреждение; повысить эффективность образовательных проектов и программ за счет общественной интеллектуальной поддержки и общественной экспертизы; создать привлекательный имидж учреждению;
- для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы, стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка; пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.


Список использованных документов и источников информации
Алексеева Л.Н. , Тютюнникова Т.Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 2008.
В.А. Петрова « Музыка малышам». – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
В.А. Петрова «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 1998.
Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.
Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Младшая группа, С-Пб., Композитор, 2007.
Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., 2000
Музыка в детском саду” Вторая младшая группа . сост. Ветлугина Н. М., «Музыка», 2000
Радынова О.П. «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. – М., 2007
Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М.: «Владос», 2009
Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта», 1998.
Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.
Радынова О. П «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями– М.: 1997.
Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.
Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез, 2001.
Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.