Статья Здоровье сберегающая деятельность


Здоровье сберегающая деятельность.
Состояние здоровья подрастающего поколения- важнейший показатель благополучия общества и государства.
Причины ухудшения здоровья детей:
1.Интенсификация обучения учащихся:
-объём учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями учащихся;
-до 80% учащихся постоянно или частично испытывают учебный стресс, который снижает иммунную систему и способствует заболеванию детей;
-существенное увеличение учебной нагрузки и приготовление домашнего задания, достигает в основной школе до 12 часов, а в старшей до 15часов в сутки. В связи с этим наблюдается большая утомляемость, особенно к концу недели.
2.Гиподинамия и гипоксия:
-учебная деятельность;
-телевизор;
-компьютер;
3.Ухудшение питания
4.Факторы социального риска:
-ежегодно около 500 тысяч детей из-за распада семей лишаются одного из родителей.
5.Факторы экологического риска.
Тема очень актуальна.
Проблема:
Создание оптимальных условий для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни.
Учитель физической культуры занимает одно из главных мест в этой системе. Он занимается организацией и проведением физкультурно-оздоровительной работой.
Основы мониторинга деятельности учителя физической культуры
1.Уровень физического развития- на основании данных о длине и массе тела, окружности грудной клетки, жизненной ёмкости лёгких. Детям с низким уровнем физического развития и с дисгармоничным развитием необходим щадящий режим физической нагрузки.
2.Уровень двигательной подготовленности- на основании стандартного набора тестов, характеризующих выносливость, силу, быстроту, ловкость, гибкость.
3.Уровень технической подготовки ученика- на основании педагогических наблюдений и контрольных испытаний.
4.Уровень знаний учащихся в области физической культуры и здорового образа жизни- на основании бесед с учащимися, проведение контрольно-теоретических зачётов и использования других средств оперативного или этапного контроля знаний.
5.Состояние здоровья школьников и его адаптивные возможности- на основании данных школьных медицинских карт, наблюдения на уроках и других занятиях, измерения физических показателей (частоты пульса) при выполнении стандартных нагрузок.
6.Степень утомления в процессе выполнения физических нагрузок- на основании внешних признаков и данных объективного контроля.
7.Адекватность нагрузки, согласно возрастным, половым и индивидуальным особенностям с учётом типа телосложения и уровня биологической зрелости.
8.Уровень мотивации учащихся занятиям физической культурой.
9.Качество самоподготовки учащихся, в том числе выполнения домашних заданий и рекомендаций учителя.
Необходимо использовать следующие формы занятий физической культурой.
-урок;
-утренняя гимнастика;
-самостоятельные занятия;
-индивидуальные занятия с учащимися;
-физкультминутки;
-физкультпаузы;
-подвижные перемены,
-спортивные часы;
-спортивные секции;
-корригирующая гимнастика;
-спортивные соревнования по отдельным видам;
-дни здоровья;
-туристический поход, слёт;
-спортивные праздники.
Выводы:
1.Для обеспечения эффективного здоровье сберегающего процесса необходимо соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения, нормировать учебную нагрузку и режим занятий, использовать здоровье сберегающие технологии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
2.Необходимо создать в школе благоприятный эмоциональный и психологический климат, а так же всеми средствами содействовать формированию потребностей в здоровом образе жизни.