ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


МОУ Петряксинская СШ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЮНИСОВОЙ ЛЯЙЛИ МУНИРОВНЫ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТАЮнисова Ляйля МунировнаДата рождения: 07.02.1970Контактная информация:8-908-741-25-95, yunisova70@mail.ruОбразование: высшееСпециальность: русский язык и литератураСтаж педагогической работы: 25 г.Должность: учитель русского языка и литературыНаименование ОУ: МОУ Петряксинская СШ Муниципальный район: Пильнинский  ТЕМА ПРЕЗЕНТАЦИИ«Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы». АКТУАЛЬНОСТЬ     Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно-ориентированную. НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ     Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера,  поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая  в ребёнке  умения работать с необходимыми  в повседневной жизни информационными системами. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, повысить интерес к предмету.                                                                                                                              В процессе использования ИКТ   на уроках формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Цели применения ИКТ на уроках:активизировать деятельность учителя и ученика; повышать качество обучения;воплощать в жизнь принцип наглядности; выявлять наиболее важные характеристики изучаемого предмета. ЗАДАЧИ: • повысить производительность труда учителя и учащихся на уроке; • увеличивать объем использования наглядности на уроке; • экономить время учителя при подготовке к уроку. Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка и литературы необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Использование компьютера в школе осуществляется на различных этапах: Подготовка к уроку Проведение урока Внеурочная работа При подготовке к уроку учитель может: Быстро найти необходимый материал Подготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал) Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся) Второй этап - проведение урока. Фотографии, видео, рисунки дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным Слайды могут сопровождать лекцию учителя С помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля (выборочные диктанты, тесты) Третий этап - внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях кружка) КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Я в своей работе использую компьютерные презентации. Это могут быть и уроки по творчеству писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Любую презентацию можно анимировать, с помощью анимации объяснять материал. ФОНОХРЕСТОМАТИЯИспользуется как эталонное прочтение, к которому следует стремиться Может даваться как иллюстрация Может даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров Кроме традиционных фонохрестоматий, можно самому создавать аудиозаписи. Записывается текст диктанта. Затем на уроке включается аудиозапись в ходе проведения словарного диктанта, проверочной, тестовой работы. В это время учитель наблюдает, чтобы учащиеся не списывали, или проверяет предыдущую работу учащихся. Такую работу можно проводить в ходе уплотнённого опроса. ЗАОЧНЫЕ ЭКСКУРСИИ Создание заочных экскурсий - важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы? Во-первых, они расширяют кругозор учащихся. Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе В.Я.Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам.В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Михайловское, Ясная Поляна, поэтому заочные экскурсии нередко замещают "живые". ЗАКЛЮЧЕНИЕ Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА Использование ИКТ при обучении ведёт к повышению качества образования. Моя практика показывает, что дети на уроках русского языка и литературы: - с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;  - более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся; - расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей. Информационные технологии  помогают мне не только облегчить доступ к информации, открывать возможности  вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. Результат применения ИКТ Применение ИКТ позволяет мне: повышать эффективность обучения;осуществлять индивидуальный подход в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью); расширять объем предъявляемой учебной информации; улучшать организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве); повышать качество контроля знаний учеников и разнообразие его формы; повышать интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшить качество образования, активизировать творческий потенциала ученика и учителя; включиться в современное пространство информационного общества. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБеспалько В.П., Образование и обучение с помощьюкомпьютера.(педагогика третьего тысячелетия) М., 2002г.Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Дидактические модели проведения уроков с применением интернет-технологий и мультимедиа средств // Открытое и дистанционное образование. – 2004. – N3 (15). – С. 5-8.Катышева И.А. Вопросы компьютеризации образования // Вопросы психологии. 1996.  №5. С. 73.Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. 2003.  №4.  С. 22. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях. http://school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал: основная и полная средняя школа, ЕГЭ.