Доклад на ПЦК ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ НА УРОКЕ ИСТОРИИ: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛИИ


-912229-390481ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИгосударственное профессиональное образовательное учреждение
«БЕЛОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
 
 
Степанов Андрей Юрьевич, преподаватель
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ НА УРОКЕ ИСТОРИИ: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛИИ
 
ДОКЛАД на заседании
ПЦК общеобразовательного профиля
2016 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Белово
2016

На сегодняшний день век высоких технологий набирает обороты. Использование их в повседневной жизни диктует и нам, преподавателям, свои правила и условия. Использование ИКТ-технологий в учебном процессе приветствуется не только со стороны образовательных органов, но и со стороны самой аудитории, на которую направлен процесс.
Довольно часто можно найти в интернете и образовательных форумах положительные отклики об использовании метода экскурсий в процессе обучения. Биология, география, астрономия, история и многие другие науки могут использовать данный метод активизации обучения довольно эффективно. Мы рассмотрим, в частности, положительные и отрицательные стороны виртуальной экскурсии для урока истории.
Одной из положительных черт виртуальной экскурсии является то, что она направлена на активизацию обучения. Несмотря на существенное развитие образовательных процессов, такого рода методы пока используются довольно редко, а значит, экскурсия привлечет внимание обучающихся, что положительно скажется на усвоении знаний. Не следует забывать, что у современной молодежи клиповое мышление, наглядный пример играет преобладающую роль при освоении материала. Неотделимой чертой человеческого организма является то, что мы воспринимаем более 90% информации через органы зрения. В этом у виртуальной экскурсии безусловное преимущество перед традиционными словесными приемами обучения.
Другой положительной чертой виртуальной экскурсии является то, что она может дать действительно богатый материал для осмысления и усвоения, у обучающихся создается ощущение обоснованности информации, подаваемой преподавателем. Более того, виртуальная экскурсия дает возможность обучаемым совершать самим логические выводы и умозаключения, база для этого существенно расширяется. Если раннее очень сложно было сделать самим, опираясь только на материал, озвученный лектором или найденный в учебнике, то визуализация этого материала позволяет сильно упростить эту задачу.
Виртуальная экскурсия имеет ряд положительных черт и в сравнении с обычной экскурсией. Экскурсия может сорваться из-за погодных условий, или других форс-мажоров. Виртуальная экскурсия этих негативных черт лишена, все, что необходимо и так зачастую используется в кабинете истории. Мультимедийная доска, или экран, проектор, компьютер с высокоскоростным интернетом являются непременными атрибутами большинства современных аудиторий.
Вместе с тем, не стоит забывать, что виртуальные экскурсии имеют ряд подводных камней. В частности, самая негативная черта – это недоступность, или ограниченная доступность ко многим ресурсам. История человечества столь богата, что охватить все интересующие стороны истории виртуальным оформлением даже на современном этапе довольно проблематично. Кроме того, многие ресурсы являются платными. А основная черта российского образования – бесплатность и доступность. Аудитории очень сложно объяснить необходимость платы за «просмотр экскурсии на занятии». В силу этих обстоятельств, виртуальная экскурсия сильно проигрывает реальной. Там обучающиеся четко осознают, на что собираются средства и с какой целью.
Еще одной негативной чертой виртуальной экскурсии является ее узкая направленность. К примеру, нечасто встретишь виртуальную экскурсию на тему «Феодальная раздробленность на Руси». Если и найдется что-либо подобное, то это будет касаться какого-либо одного региона, времени же на занятии займет предостаточно.
Следующей отрицательной чертой виртуальной экскурсии является сложность необходимость сильного контроля со стороны преподавателя над процессом визуализации, что автоматически ослабляет контроль над аудиторией. Вследствие, начинается замкнутый круг – ослабишь контроль над аудиторией – возникает беспорядок, ослабишь контроль над ходом экскурсии – так же начинается беспорядок.
От большинства негативных черт виртуальной экскурсии можно уйти при условии самостоятельного создания таковой. Но здесь появляются другие сложности: недостаток материального доступа к информации, сложность и высокая стоимость создания качественной виртуальной экскурсии.
Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что у виртуальной экскурсии существуют множество положительных и отрицательных свойств. Использовать данный метод, безусловно, нужно, но претворить в жизнь полностью виртуальное усвоение истории на данный момент сильно проблематично. Преподавателям истории остается только ждать улучшения ситуации и стараться самим, по мере возможностей, исправлять ситуацию с созданием и внедрением виртуальной экскурсии.