Урок развития речи в з классе по темеЗимующие птицы. Снегирь.

Урок развития речи 3 класс.
Тема: Зимующие птицы. Снегирь.
Цель:
познакомиться с зимующей птицей - снегирь; изучить части тела; учиться подбирать слова - родственники;
развивать речь, обогащать словарь;
прививать любовь к природе.
Методы: словесные, наглядные, практические
Оборудование: иллюстрация- снегирь, синицы, карточки с изображением синицы карточки-раскраски с изображением снегиря ,видеоролик" Снегирь", слова - карточки: снег, снегирь, цветные карандаши.
Ход урока:
1.Оргмомент
- Сядет тот, кто назовет зимующую птицу.
2. Повторение
а) Фронтальный опрос
-О чем говорили на прошлом уроке?
- Каких синичек вы запомнили?
Чем отличается большая синица и синица - лазоревка?
- Чем питаются синицы?
- Какую пользу приносят синицы?
- Из каких частей состоит тело синицы ?
б)Самостоятельная работа по карточкам
Задание: подпишите части тела синицы.
в) Взаимопроверка
3. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной зимующей птицей, узнаем из каких частей состоит ее тело, будем учиться подбирать слова - признаки.
Запись числа и названия работы в тетрадях.
4. Новый материал
а) Загадка
Красногрудый. чернокрылый ,
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
- Кто это? ( снегирь)
Учитель вывешивает картинку снегиря.
б) Работа по иллюстрации
-Какого цвета снегирь?
- Из каких частей состоит его тело?( Учитель показывает, дети называют)
- Чем покрыто?
- Как вы думаете, от какого слова образовано слово снегирь?
- Почему?
в) Подбор родственных слов
На доске слова: снег, снегирь
- Какие еще слова можно образовать от слова снег?
(Дети называют слова и записывают их на доске и в тетрадь )
г) Рассказ учителя о снегире. Название снегирь получил удачное. Почти на всей территории нашей страны, кроме более северных ее частей, это один из ранних зимних гостей, прикочевывающих к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. Среди обедневшей осенней и зимней природы снегирь особенно заметен своей очень яркой и красивой окраской. Самец и самка резко различаются по оперению. Характерной особенностью оперения этих птиц является распределение ярких цветов сплошными партиями, без пестрин, пятен и других отметин на перьях. У самца грудь, шея и щеки ярко-красные, чистого и ровного тона. Спина голубовато-серая, а надхвостье и гузка ярко-белые. На голове от клюва до затылка черная шапочка. Черный цвет заходит и на горло, вокруг клюва и всюду очень резко отграничен от красного. Крылья и хвост черные, на крыльях светлые, беловатые полоски. Очень своеобразен у снегиря клюв: он черный, толстенький и широкий, хорошо приспособленный для вылущивания семян из ягод рябины, бузины, черемухи и др. Самка-снегарка во всем сходна с самцом, но грудь у нее ровного буровато-серого тона (светлее и бурее, чем на спине). Говоря об окраске снегирей, нельзя не отметить еще одной интересной особенности. Молодые у них до первой осенней линьки темно-коричневые (только крылья и хвост черные). Когда приходится наблюдать выводок снегирей, эти резкие различия самца, самки и молодых очень бросаются в глаза и невольно привлекают внимание. Сложение у снегирей плотное, коренастое. Зимой, в морозы, они топорщат свое густое оперение и тогда кажутся даже толстыми. Они заметно крупнее воробья (длина до 18 сантиметров). . Это спокойная, малоподвижная и не очень уживчивая птица. Особенно “сварливы” самки-снегарки. Хотя снегири и держатся всю осень и зиму стайками, но ссоры у них нередки. И всегда зачинщицами являются самки, держащие в полном подчинении самцов. До драк и потасовок у ленивых птиц дело обычно не доходит, но широко раскрытый клюв и угрожающее скрипучее шипенье достаточно выразительны. особенно любят они семена ясеня, граба, остролистого клена, ольхи, березы, липы. Своим широким тупым клювом с плоским и твердым небом они быстро вылущивают семена из самых разнообразных плодов. Налетая стайками на рябину, черемуху, крушину, коринку и многие другие дикие и культурные ягодные растения, снегири ловко раздавливают ягоды и, отбрасывая мякоть, поедают семена. Так же умело расправляются они с черными ягодками можжевельника и шишечками хмеля. Наевшись на одном дереве, стайка долго не улетает. Птицы чистятся, сидят насупившись и тихонько перекликаются отрывистым высоким “ки... ки... ки...” или меланхолически насвистывают свою неказистую песенку (поют и самцы и самки). Но если стая издали заслышит другую начинается перекличка другими позывами, по которым снегирей не спутаешь ни с какими другими птицами: это звонкий, как бы многотонный (созвучием), довольно низкий свист, вроде “жю... жю... жю...” С перекличкой птицы срываются с места и стремительно улетают. А на снегу под деревом остаются накрошенные остатки семян или рваная мякоть ягод вещественное доказательство их недавнего посещения. Так кочуют стаи по лесным опушкам, садам и огородам.
д)Беседа по вопросам
- Почему именно эту птицу называют снегирем?
- Чем отличаются самки и самцы?
- Чем питаются?
е) Просмотр видеоролика о снегире
ж)Практическая работа
Задание: раскрасить изображение снегиря.
5. Рефлексия
- С какой зимующей птицей познакомились?
- От какого слова образовано название этой птицы?
- Из каких частей состоит его тело?( Ученик показывает и называет части тела)
- Какой окраски оперение?
- Чем питается?
- Как мы можем помочь птицам в холодное время года?
6. Оценивание работы учащихся.