Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) УМК Перспективная начальная школа


Календарно - Тематическое планирование
по предмету «Окружающий мир» 4 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
№ п/пТема урока Кол-во
часов Тип урока
(форма и виддеятельности
обучающихся,
форма
занятий) Элементы
содержания Требования
к уровню подготовки обучающихся(результат) Вид
контроля Элементы
дополнительного (необязательного)
содержания Домашнее задание Дата
проведения
план факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов)
1 Мир живой и неживой природы. Письмо экологов
Школьникам
С.6-8
Р.т.с.2 1 Комбинированный Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу Знать различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.
Уметь:
– выделять отличительные признаки живой природы;
– распределять объекты в группы по общим признакам Фронтальный опрос. Работа
с раздаточным материалом С. 6–8 сентябрь
3 2 Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы
С.9-10
1 Экскурсия Разнообразие природы. Наблюдения за телами живой и неживой природы Уметь:
– находить взаимосвязи живой и неживой природы;
– узнавать растения и животных своей местности Задания
по группам С. 9–10 5 3 Мир живой и неживой природы. Советы старших
С.11-12 1 Комбинированный Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу Уметь:
– различать объекты неживой и живой природы;
– работать с хрестоматией «Окружающий мир», энциклопедической и справочной литературой;
– искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы Фрон-тальный, индиви-дуальный опрос С. 11–12 10 4 Осенние работы на пришкольномучастке1 Экскурсия Наблюдения явлений природы по сезонам года Уметь:
– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
– работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) Фрон-тальный, индиви-дуальный опрос Подготовить рисунки
по результатам экскурсии 12 5 Книги – наши
друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике
С.13-15
Р.т.с.3-4 1 Комбинированный Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений Знать, что такое оглавление, как ориентироваться по оглавлению в содержании учебника.
Уметь:
– работать с книгой как с источником информации;
– ориентироваться в словарях, словарных статьях;
– находить ответы на свои вопросы с помощью словаря Фрон-тальный опрос С. 13–15,
таблица 17 6 Опыт
и наблюдение
С.15-16 1 Комбинированный Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений Знать:
– понятия «опыт», «наблюдение»;
– различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире.
Уметь проводить опыты и наблюдения по плану Индивидуальный опрос. Дидактическая игра Географические и биологические объекты родного края С. 15–16 19 Планеты и звезды (5 часов)
7 Земля. Модель Земли
С.17-20
Р.т.с.5
Хр.с.7-11 1 Комбинированный Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы Знать:
– название нашей планеты;
– форму Земли;
– глобус – модель Земли;
– ось Земли – воображаемая линия.
Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор Фрон-тальный опрос Луна – спутник Земли. Лунные фазы С. 17–20 24 8 Почему на Земле день сменяется ночью?
С.20-23
Р.т.с.6-8
Хр.с.12-14 1 Комбинированный Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли Знать:
– особенности движения Земли вокруг своей оси;
– что смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг своей оси.
Уметь демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси Тест.
Самостоятельная работа Компас. Стороны горизонта С. 20–23 26 9 Звезды и созвездия
С.23-28
Р.т.с.9-10
Хр.с.15-20 1 Комбинированный Звезды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведицы Знать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда.
Уметь:
– характеризовать звезды и планеты;
– находить на небе известные небесные тела Индивидуальный опрос Ориентация
по звездам. Яркость звезд С. 23–28 октябрь
1 10 Планеты
С.29-32
Р.т.с.11-13
Хр.с.21 -26 1 Комбинированный Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы Иметь представление о планетах Солнечной системы.
Знать:
– как отличить планеты от звезд;
– как можно отыскать планету на звездном небе Разгадывание кроссворда; тест Спутники планет. Естественные спутники С. 29–32.
Подготовить сообщения о Земле, Луне 3 11 Движение Земли вокруг Солнца
С.33-34
Р.т.с.14-16
Хр.с.27-28 1 Комбинированный Годовое движение Земли. Високосный год Знать:
– особенности движения Земли вокруг Солнца;
– что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца.
Уметь:
– объяснять причину смены времен года;
– демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца Фронтальный опрос Теллурий. Солнце – небесное тело. Погода, климат С. 33–34 8 Неживая и живая природа Земли (2 часа)
12 Как связаны живая и неживая природа?
С.35-41 1 Комбинированный Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь:
– сравнивать предметы живой и неживой природы;
– планировать и проводить несложные опыты Фронтальный, индивидуальный опрос Явления природы. Ветер С. 35–41. Подобрать приметы о природе 10 13 Условия жизни на планете Земля
С.41-44
Хр.с.29 1 Комбинированный Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода Знать определение понятия атмосфера, условия, необходимые для жизни на Земле.
Уметь объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются Фронтальный, индивидуальный опрос С. 41–44 15 Свойства воздуха и воды (4 часа)
14 Свойства воздуха
С.45-49
Р.т.с.17-18
Хр.с.2930 1 Комбинированный Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества Знать:
– основные, легко определяемые свойства воздуха;
– значение воздуха в природе.
Уметь:
– проводить простейшие опыты;
– фиксировать результаты и их анализ Работа в парах,
оформление опытов в тетради Окисление. Медленное
окисление. Дыхание С. 45–49 17 15 Кому и для чего нужна вода?
С.50-52
Р.т.с.19-20
Хр.с.31-32 1 Комбинированный Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное Знать:
– основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве;
– значение воды в природе;
– ТБ и соблюдать правила поведения у воды.
Уметь:
– проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений;
– сравнивать свойства воды и воздуха Фронтальный опрос Электрические станции
(ТЭЦ, ГЭС, АЭС) С. 50–52.
Сообщения
об источниках воды 22 16 Вода и ее свойства
С.52-58
Р.т.с.21 1 Комбинированный Круговорот воды в природе.
Три состояния воды Фронтальный опрос Теплопроводность воды. Вода – хороший растворитель С. 52–58 24 17 Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды»
С.59-60
Р.т.с.22-23 1 Обобщение знаний Свойства воздуха и воды Уметь:
– выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
– работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) Тест С. 59–60 29 2 четверть Солнце, воздух, вода и… растения (4 часа)
18 Условия, необходимые для развития растений
С.61-63
Р.т.с.24-25 1 Комбинированный Теневыносливые, светолюбивые растения Знать условия, необходимые для развития растений.
Уметь:
– анализировать опыты;
– формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде Самостоятельная работа Проращивание семян овощных и цветковых растений С. 61–63.
Правила ухода за растениями 31 19 Корень, стебель и лист
С.63-66
Р.т.с.26 1 Комбинированный Значение корня, стебля и листьев в жизни растений Уметь:
– различать части растений;
– из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения Оформление заданий в таблицах, устный опрос Видоизменения частей растений и их функции С. 63–66 ноябрь
12 20 Питание
растений
С.67-70
Р.т.с.27
Хр.с.33-38 1 Комбинированный Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание Уметь использовать книгу как источник информации.
Иметь представление о питании растений Устный
опрос Углеводы (сахар и крахмал) С. 67–70 14 21 Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения»
С.71-72
Р.т.с.28 1 Обобщение знаний Разнообразие растений Знать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности.
Уметь приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) Тест С. 71–72 19 Разнообразие растений (4 часа)
22 Цветковые и хвойные растения
С.73-75
Р.т.с.29-31
Хр.с.41-45 1 Комбинированный Растения цветковые и нецветковые. Цветок – орган растения Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли) Тест.
Индивидуальный опрос Хвойные и лиственные растения степи С. 73–75 21 23 Папоротники,
мхи и водоросли
С.76-80
Р.т.с.32-33
Хр.с.46-50 1 Комбинированный Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания Уметь:
– группировать растения по их признакам и свойствам;
– работать с научной литературой;
– оформлять свои наблюдения Устный опрос. Практическая
работа Лечебные и ядовитые растения С. 76–80 26 24 Красная книга
России. Правила поведения на природе
С.81-85
Р.т.с.34-35 1 Комбинированный Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу Знать:
– названия растений Красной книги (не менее 2–3);
– правила поведения в природе.
Уметь:
– кратко характеризовать средства сохранения природы;
– выполнять простейшие инструкции;
– называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2–3) Фронтальный
опрос Красная книга родного края С. 81–85.
Конкурс на лучший экологический знак года 28 25 Обобщение по теме «Разнообразие растений»
С.86 1 Обобщение знаний Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края Уметь:
– группировать растения по их признакам и свойствам;
– работать с научной литературой;
– оформлять свои наблюдения Тест С. 86 декабрь
3 Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 часов)
26 Для чего люди
выращивают
культурные
растения?
С.87-91
Р.т.с.36-38 1 Комбинированный Группы культурных растений
(овощные, плодовые, прядильные и др.) Знать:
– чем отличаются дикорастущие растения от культурных;
– группы культурных растений.
Уметь:
– выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих;
– приводить свои примеры культурных растений каждой группы Индивидуальный опрос История культурных растений С. 87–91.
Подготовить загадки о растениях 5 27 Какие части
культурных
растений используют люди?
С.92-93
Р.т.с.39-40 1 Комбинированный Расселение семян растений. Выращивание культурных растений Дидактическая игра Культурные растения родного края С. 92–93 10 28 Можно ли все
огородные
растения высаживать одновременно?
С.94-97
Р.т.с.41 1 Комбинированный Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений Знать:
– основные растения огорода;
– части растений – листья, плоды, корнеплоды, клубни, семена.
Уметь:
– ухаживать за огородными растениями;
– правильно подбирать рассаду или семена Таблица сроков посадки огородных растений родного края Озимые и яровые культуры. Зимостойкие и теплолюбивые растения С. 94–97 12 29 От чего зависит
урожай зерновых?
С.97-100
Р.т.с.42-43
Хр.с.57-62 1 Комбинированный Значение зерновых культур в жизни человека Знать:
– названия (изображения) зерновых растений;
– важность зерновых культур в жизни человека Тест С/х работы
на полях страны С. 97–100 17 30 Растения сада
С.100-102
Р.т.с.44 1 Комбинированный Садовые растения. Труд людей в саду Знать основные растения сада.
Уметь:
– находить и определять садовые растения;
– ухаживать за растениями Устный
опрос С/х машины
и оборудование для работы
в саду С. 100–102 19 31 Сколько живут
растения?
С.102-104
Р.т.с.45 1 Комбинированный Сроки жизни растений; расселение растений на новые места Знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений.
Уметь:
– определять возраст растений;
– составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений;
– характеризовать сходство и различия однолетних, двулетних и многолетних растений Устный
опрос Памятники природы (дубы, сосны и т. д.) С.102–104. Составить таблицу «Продолжительность жизни растений» 24 32 Размножение растений своими частями
С.105-106
Хр.с.51-56 1 Комбинированный Вегетативное размножение растений Знать понятия «черенок», «отросток», «семя», «плод».
Иметь представление о возможности вегетативного размножения растений Индивидуальный опрос Размножение водорослей и грибов С. 105–106 26 33 Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»
Готовимся к школьной олимпиаде
С.107-108 1 Обобщение знаний. Викторина Знать:
– дикорастущие и культурные растения своей местности;
– сельскохозяйственные растения своей местности.
Уметь:
– раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
– называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2–3) Тест С. 107–108 январь
14 Грибы (3 часа)
34 Грибы. Можно
вырастить грибы
на кусочке хлеба?
С.109-112
Р.т.с.46
Хр.с.63-65,67-68 1 Комбинированный Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов Знать:
– свойства и признаки грибов;
– взаимосвязь живой и неживой природы;
– чем питаются грибы Устный
опрос. Тест Значение грибов в природе и жизни человека С. 109–112 16 35 Ядовитые и
несъедобные
двойники
шляпочных
Грибов
С.113-115 1 Комбинированный Съедобные и ядовитые грибы Знать:
– отличительные признаки съедобных грибов;
– съедобные грибы, растущие в родном крае;
– несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов Индивидуальный опрос. Дидакти-ческая игра Пищевое отравление. Первая помощь при пищевом отравлении С. 113–115 21 36 Как правильно собирать грибы?
С.115-116
Р.т.с.46-47
Хр.с.66 1 Комбинированный Правила сбора грибов Знать правила сбора грибов.
Уметь приводить примеры грибов своей местности Тест С. 115–117 23 Животные (8 часов)
37 Разнообразие
животных
С.5-8
Р.т.с.2-3 1 Комбинированный Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные Знать группы животных и их признаки.
Уметь:
– приводить примеры животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), не менее 2–3 представителей каждой группы;
– раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных Фронтальный, индивидуальный
опрос Отличительные признаки животных разных групп С. 5–8.
Подготовить
рассказ
о животных 28 38 Насекомые
С.9-11
Р.т.с.4-5
Хр.с.69-72 1 Комбинированный Растительноядные хищные и всеядные насекомые Знать:
– отличительные признаки насекомых и деление их на группы;
– названия насекомых родного края Фронтальный опрос Редкие насекомые нашей страны С. 9–11 30 39 Рыбы
С.12-14
Р.т.с.6-9
Хр.с.73-76 1 Комбинированный Приспособления рыб для жизни в воде Знать:
– отличительные признаки рыб;
– приспособления рыб к жизни в воде;
– группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные) Тест Двоякодышащие и кистеперые рыбы С. 12–14.
Сообщения о рыбах родного края февраль
4 40 Земноводные
С.15-17
Р.т.с.10-12
Хр.с.77-82 1 Комбинированный Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки Уметь:
– высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма;
– называть земноводных родного края Индивидуальный опрос Размножение и развитие амфибии С. 15–17 6 41 Пресмыкающиеся
С.18-20
Р.т.с.13-15
Хр.с.83-88 1 Комбинированный Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями Знать:
– черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей;
– сходства и различия пресмыкающихся и земноводных;
– опасных для человека пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними Устный опрос Отличительные
признаки гадюки и ужа С. 18–20 11 42 Птицы
С.21-23
Р.т.с.16-19
Хр.с.89-96 1 Комбинированный Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам Знать:
– отличительные признаки птиц;
– группы птиц по признаку питания – зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные
Уметь определять птиц среди других животных Самостоятельная работа Птицы из Красной книги С. 21–23.
Птицы
родного края 13 43 Звери
С.24-25
Р.т.с.20-22
Хр.с.97-104 1 Комбинированный Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих Знать:
– значение понятий «звери», «млекопитающие»;
– млекопитающих родного края.
Уметь:
– определять млекопитающих среди других животных;
– описывать млекопитающих (по выбору) Работа
в парах Ехидна и утконос С. 24–26 18 44 Как животные защищаются
С.26-28
Р.т.с.23-25
Хр.с.105-110 1 Комбинированный Различные группы животных Знать:
– группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
– способы защиты животных от врагов Устный опрос, работа в парах С. 26–28 20 Человек и животные (6 часов)
45 Домашние
Животные
С.29-31
Р.т.с.26-27
Хр.с.111-113, 116-118 1 Комбинированный Домашние
животные Знать:
– признаки домашних животных;
– об особенностях диких и домашних животных.
Уметь раскрывать особенности домашних животных Беседа по вопросам С. 29–31.
Наблюдение за домашними животными 25 46 Живой уголок
С.32-34
Р.т.с.28-30
Хр.с.114-115 1 Комбинированный Обитатели живого уголка Уметь ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность) Беседа по статье Рассказы-загадки о животных С. 32–34 27 47 Урок-экскурсия
на станцию юннатов
1 Экскурсия Знакомство с жизнью животных на станции юннатов Знать правила поведения и обращения с животными.
Уметь:
– наблюдать за обитанием, питанием, особенностями образа жизни питомцев станции юннатов;
– обобщать результаты наблюдений по экскурсии Беседа по вопросам Уход за животными Приготовить рисунки по материалам экскурсии март
4 48 Значение дикихЖивотных
С.35-38
Р.т.с.31-32 1 Комбинированный Расширить знания о диких животных Знать диких животных родного края.
Уметь определять значение диких животных в жизни человека Работа
по группам Животные, приносящие ущерб человеку С. 35–38 6 49 Человек в ответе
не только за тех,
кого приручил
С.39-40
Р.т.с.33-34
Хр.с.119-124 1 Комбинированный Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека Знать:
– правила поведения в природе;
– правила обращения с дикими и домашними животными;
– животных, занесенных в Красную книгу России, родного края Викторины. Конкурсы. Фронтальный опрос Заказники; заповедники родного края С. 39–40 11 50 Заповедники или
заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные»
С.41-42 1 Обобщение знаний Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе Знать:
– названия животных Красной книги России (не менее 2–3);
– правила поведения в походах.
Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае Беседа по вопросам. Тест Животные и
растения,
охраняемые
человеком;
рыбопитомники С. 41–42.
Нарисовать экологические знаки 13 Человек разумный – часть природы (6 часов)
51 Про тебя
С.43-48
Р.Т. 34-35
1 Комбинированный Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека Знать:
– о значении природы для здоровья и жизни человека;
– об отдельных видах труда, связанных с природой;
– о значении данного труда;
– сходство и различие людей друг от друга Устный
опрос. Практическая
работа Органы чувств человека, их значение С. 43–48 18 52 Что умеет человек?
С.49-53
Р.т.с.36 1 Комбинированный Человек – существо социальное, член общества Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений Устный
опрос Различные профессии человека С. 49–53 20 53 Расти здоровым
С.54-59
Р.т.с.37-38
Хр.с.128 1 Комбинированный Условия, необходимые для жизни на земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека Знать:
– понятие «здоровье»;
– причины простудных заболеваний и меры их предупреждения;
– компоненты, от которых зависит здоровье человека;
– какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему Самостоятельная работа Причины простудных заболеваний и меры их предупреждения С. 54–59 апрель
1 54 Питание и здоровье
С.60-65
Р.т.с.39-41 1 Комбинированный Режим питания Знать понятия «полезная пища», «разнообразная пища».
Уметь работать с дополнительными источниками знаний Работа
в парах
и по группам Калорийность пищи, меню, его составление С. 60–65 3 55 От кого зависит
твой режим дня?
С.66-69
Р.т.с.42-44 1 Комбинированный Режим дня школьника. Условия жизни, влияющие на здоровье человека Знать условия хорошего самочувствия.
Уметь:
– соблюдать режим дня;
– составлять режим своего рабочего и выходного дня Фронтальный опрос С. 66–69 8 56 Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы»
С.70
1 Обобщение знаний Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура) Тест Подготовка к школьной олимпиаде С. 70 10 Как уберечь себя от беды? (5 часов)
57 Чистота – залог здоровья
С.71-76
Р.т.с.45-46
Хр.с.125-128 1 Комбинированный Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы Знать:
– значение понятия «микробы»;
– где человека подстерегают микробы;
– основные правила личной гигиены.
Уметь:
– выполнять правила личной гигиены;
– рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами;
– оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах Практическая
работа Микробы, пути попадания болезнетворных микробов в организм человека. Работа с микроскопом С. 71–76 15 58 Берегись простуды!
С.77-79
Р.т.с.47-48 1 Комбинированный Охрана и укрепление здоровья Фронтальный, индивидуальный опрос Первая помощь при простудных заболеваниях С. 77–79 17 59 Твоя безопасность на улице
С.80-85
Р.т.с.49-50
Хр.с.137-145 1 Комбинированный Дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребенка при общении с незнакомыми людьми Знать:
– знаки дорожного движения,
– сигналы регулировщика и светофора;
– правила поведения в природе;
– что такое опасная ситуация.
Уметь:
– составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях Работа в группах Схема пути «Мой маршрут из дома в школу». Опасные участки пути С. 80–85 22 60 Твоя безопасность дома
С.86-90
Р.т.с.51-52 1 Комбинированный Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами Знать правила безопасного поведения дома.
Уметь:
– вызвать помощь;
– вести себя в нестандартных ситуациях Фронтальный опрос Службы спасения: МЧС, милиция, скорая помощь С. 86–90 24 61 Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?»
С.91-92 1 Викторина Охрана и укрепление здоровья Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) Тест С. 91–92 29 В родном краю (7 часов)
62 Имя города, села, поселка
С.93-97
Р.т.с.53-54
Хр.с.129-130 1 Комбинированный Россия – наша Родина Знать название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села).
Уметь работать с различными источниками информации Беседа по вопросам. Фронтальный
опрос Народные промыслы России. Особенности труда людей родного края С. 93–97 май
6 63 История Московского Кремля
С.98-101
Р.т.с.55 1 Комбинированный Москва – столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля Знать исторические факты о возникновении Москвы, достопримечательности Московского Кремля.
Уметь:
– описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);
– самостоятельно работать с книгой Беседа
по вопросам Достопримечательности Москвы. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой С. 98–101 8 64 Экскурсия
в город
С.102-106
Р.т.с.56-57 1 Экскурсия Предприятия, обслуживающие жителей города Уметь:
– работать с оглавлением и справочниками учебника;
– анализировать полученную информацию;
– соблюдать правила во время экскурсии в город Отчет
о посещении краеведческого музея С. 103–106 13 65 Общий дедушка
С.107-109
Р.т.с.58-59 1 Комбинированный Младший школьник и семья. Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками Знать:
– фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
– основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
– способы обмена информацией.
Уметь пользоваться средствами связи Дидактическая игра. Фронтальный опрос Сбор информации о своей родословной. Труд, отдых в семье С. 107–109. Помощь
в создании своей родословной 15 66 День Победы
С.110-113
Р.т.с.60
Хр.с.132-134 1 Комбинированный Государственные праздники. История Отечества во время ВОВ Знать:
– названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);
– название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
– государственную символику России.
Уметь приводить примеры основных государственных праздников Устный опрос С. 110–113 20 67 День Конституции
С.114-117
Р.т.с.61-63
Хр.с.135-136 1 Комбинированный Государственные праздники Фронтальный
опрос Конституция – Основной Закон России С. 114–117 22 68 Обобщение по теме «В родном краю»
С.118-121 1 Обобщение знаний Россия – наша Родина Знать название родной страны, ее столицы, региона, где живут учащиеся, родного города (села).
Уметь работать с различными источниками информации Тест. Задание «Проверь себя!» С. 118–121 27 атериально-техническое обеспечение программы
Печатные и другие пособия
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи. В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
-таблицы («Строение растения», «Организм человека», «Стадии развития животных» и др.);
плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
рельефные модели равнины, холма, оврага;
модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
модель торса человека с внутренними органами;
муляжи грибов, фруктов и овощей;
макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы:
аквариум;
клетка для птиц;
предметы ухода за растениями и животными.
Оборудование для экскурсий в природу:
фотографии, открытки растений, животных, минералов и др.;
лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора;
фотоаппарат и видеокамера (по возможности).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
-демонстрационный экземпляр микроскопа;
демонстрационный экземпляр глобуса;
комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
демонстрационный экземпляр флюгера;
демонстрационный экземпляр барометра;
демонстрационный экземпляр бинокля;
демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
-демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами - рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций:
посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.);
измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты;
песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).