Рабочая программа предпрофильного курса Основы профессионального самоопределения ( 8 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3

Рабочая программа
предпрофильного курса в 8 кассе
«Основы профессионального самоопределения»
Учитель: Авдиенко Г.Г.

2014-2015 учебный год
Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по работе, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде.
Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.", одобренной Правительством РФ, предусмотрено, в частности, улучшение профессиональной ориентации молодежи.
Профориентация как научное управление процессом профессионального самоопределения должна пронизывать собою все содержание обучения в школе, но приоритетная роль в профработе отводится образовательной области "Технология".
Одним из важнейших направлений работы учителя технологии является организация деятельности по профессиональной ориентации школьников. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение .Курс «Основы профессионального самоопределения» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старших классах, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптироваться к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Основной целью курса является формирование у учащихся готовности к осознанному и профессиональному самоопределению.
Целью курса является осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
Задачи курса
• Подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе будущей профессии.
• Помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности.
•Расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей.
• Создание условий для сознательного выбора профессии.
• Актуализация чувства ответственности за совершаемый выбор.
• Сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально- экономических условиях.
Программа курса предусматривает занятия — «шаги», которые проводятся как в традиционной форме урока, когда учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения, так и в форме ролевых игр, упражнений, активизирующих самопознание и рефлексию, в форме психодиагностических тестов, тренинга по практическим навыкам принятия решения и бесконфликтного общения.
Занятия курса проводятся 1 раз в неделю. Всего- 17 часов.
Программа курса не предусматривает систему отметок.
Эффективность усвоения содержания курса следует оценивать по способности у учащихся к осознанному выбору профессии.
По завершении изучения курса учащиеся должны:
• знать свои способности и возможности;
• знать основные правила выбора профессии;
• владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
• иметь представление об основных индивидуально-психологических особенностях личности, о методах диагностирования;
• быть знакомыми с особенностями нервной системы, мышления, памяти, внимания.
Учащиеся должны уметь:
• адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;
• ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями;
• составлять личный профессиональный план и аргументировать свой выбор.
ЛИТЕРАТУРА:
Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 2003г.. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М..2006г.
Бондарев В. Выбор профессии. — М., 2006г.. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 2000г.. Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. — М., 2006г.
Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 2005г.. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 2002г.. Мир профессий: В 6 т. — М., 1985—1989

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»
№ НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ КОЛ-ВО
ЧАСОВ ДАТА
1. Введение. Предмет и задачи курса. Как выбрать профессию. 1ч. 2. Познавательные процессы и способности личности. Память. Внимание. 1ч. 3. Ощущение. Восприятия .Воображение. Представление. Мышление. 1ч. 4. Психология личности Темперамент и профессия. 1ч. 5. Влияние темперамента на выбор профессии. Определение своего темперамента. 1ч. 6. Мир профессий. Классификация профессий . Викторина « Путешествие по морям профессий». 1ч. 7. Характеристика профессий типа « человек-человек» 1ч. 8. Характеристика профессий типа «человек-техника» 1ч. 9. Характеристика профессий типа «человек-природа» 1ч. 10. Характеристика профессий типа «человек -знаковая система» 1ч. 11. Характеристика профессий типа «человек- художественный образ» 1ч. 12. Интересы и склонности. 1ч. 13. От склонностей и способностей к образовательной профессиональной траектории. 1ч. 14. Урок- викторина « В мире профессий» 1ч. 15. Мой регион: возможности строить карьеру. 1ч. 16. Профессия. Что и как мы выбираем. Урок- игра. 1ч. 17. Экскурсия на производство. 1ч. 18. Презентация по теме: «Мир профессий» 1ч./Всего: 18ч.