Программа элективного курса Основы культуры речи и стилистики 10касс


Программа элективного курса «Основы культуры речи и стилистики»

Пояснительная записка
Актуальность
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Программа элективного курса «Основы культуры речи и стилистики» предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа, из них 4 практических занятий и 1 зачетное занятие.
Требования, предъявляемые к школе, практические потребности, которые возникают у молодежи, когда она вступает в активную самостоятельную жизнь, вызывают необходимость практического овладения нормами речи, умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с условиями общения.
Кроме того, важно сформировать у обучающихся практические умения понимать, что процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни, чувство языка можно и нужно развивать. Поэтому занятия по культуре речи и основам стилистики имеют важное значение.
Практическое применение умений и навыков разделов курса, использование языковых средств в речи непосредственно пригодится и при подготовке к сдаче экзамена.
Основная цель курса – овладение нормами устной и письменной речи и умение практического их использования, развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование их языковой компетенции посредством овладения функциональными стилями речи.
Задачи курса:
- закрепление и расширение знаний обучающихся о культуре речи;
- обеспечение практического умения совершенствовать высказывания;
- обеспечение практического использования знаний по основам культуры речи и стилистики на других уроках;
- основы стилистической грамотности;
- формирование умения анализировать текст, «конструировать» (создавать) текст по образцу и самостоятельно, выявлять и оценивать изобразительные приемы в нем, умение вести диалог, полилог, умение оппонировать и др.;
- воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи;
- способствование овладению системой норм русского литературного языка.
Программа предусматривает знакомство с понятием литературного языка, рассматривает орфографические, лексические, словообразовательные, морфологические навыки.
Основой является та часть раздела, где рассматриваются качества хорошей речи, а также практическое приобщение к деятельности обучающихся по развитию и обогащению своей речи.
Формы, методы работы
Большое место отводится разнообразным видам самостоятельной работы: работа с текстом (ознакомительный анализ, создание вторичного текста, тезисов, составление конспектов, развернутого плана и т.п.). Организуются наблюдения над речью, определяются элементы текстов разной стилистической направленности, особенности стилистической разновидности окраски слов, создаются алгоритмы работы с текстом (например, для конструирования стандартного документа), выявляются основные виды языковой и речевой норм. Наряду с углубленным освоением теоретического материала ученики анализируют стилевые компоненты текстов разных жанров, содержащиеся в них художественные приемы, риторические фигуры, работают с текстами как редакторы (определяют языковые и речевые недочеты, ошибки, анализируют текстовый материал с точки зрения логики, точности словоупотребления, благозвучия, уместности речевых оборотов и др.). Формы и методы работы:
наблюдение;
анализ;
проектная деятельность;
оппонирование и защита (первичный опыт);
совершенствование (редактирование по образцу и самостоятельно);
творческие работы (сочинение, эссе и др.)
Содержание программы
Понятие о речевой культуре.
Культура речи как система знаний и навыков, обеспечивающих возможность применения языка для целей коммуникации (общение, сообщение, воздействие).
Значимость речевой культуры в жизни людей.
Совершенствование речи как насущная задача нашего времени, один из путей самосовершенствования личности.
Основные качества хорошей речи.
Правильность речи как главное коммуникативное качество речи, обусловленное строгим соблюдением норм литературного языка. Общенародный язык и его составляющие. Литературный язык, просторечие, диалекты, профессионализмы, иноязычные слова.
Литературный язык. Основные свойства: нормативность, развитая система стилей, богатство средств выражения.
Основные типы норм: орфоэпические, акцентологические, лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные.Точность языка.
Системность языка и точность речи. Многозначность слов.
Логичность речи.
Диалекты.
Жаргоны.
Профессионализмы.
Вульгарные и бранные слова.
Иноязычные слова.
Образность и выразительность речи.
Средства, с помощью которых достигается образность и выразительность: тропы, стилистические фигуры. Интонация.
Богатство речи как насыщение ее разнообразными, нечасто повторяющимися единицами языка.
Уместная речь.
Краткость речи.
Требования к учащимся:
Учащиеся должны:
- знать основные понятия курса, предметную терминологию;
- знать основные функциональные стили речи;
- знать виды языковых и речевых норм:
- иметь представления о речевой культуре и ее роли в жизни людей;
- усвоить важнейшие качества речи;
- видеть грамматические и речевые ошибки;
- уметь исправлять грамматические и речевые ошибки;
- уметь оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
- уметь различать тексты разных жанров;
- уметь составлять мини-тексты заданной стилистической направленности.
- проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных, художественных текстов;
Учебно-тематический план
Количество часов тема
7 ч Речевая культура
9 ч Литературный язык. Нормы литературного языка
9 ч Точность и логичность речи
6 ч Образность речи
2 ч Уместная речь
1 ч Итоговый урок
Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы культуры речи и стилистики»
№ Тема занятия Примечание Дата по плану
1 Понятие о речевой культуре 2 Культура речи как система знаний и навыков для коммуникации 3 Значимость речевой культуры в жизни людей 4 Совершенствование речи как насущная задача нашего времени, один из путей самосовершенствования личности 5 Основные качества хорошей речи 6 Правильность речи как главное коммуникативное качество речи, обусловленное строгим соблюдением норм 7 Общенародный язык и его составляющие 8 Литературный язык, просторечие, диалекты, профессионализм, иноязычные слова 9 Практическая работа №1 Практическая работа 10 Литературный язык. Сфера употребления 11 Основные свойства литературного языка 12 Основные типы норм: орфоэпические, акцентологические 13 Основные типы норм: лексические, фразеологические, словообразовательные 14 Основные типы норм: орфографические, морфологические 15 Основные типы норм: синтаксические, пунктуационные 16 Практическая работа №2 Практическая работа 17 Точность речи 18 Система языка и точность речи. Многозначность слов 19 Логичность речи 20 Диалекты 21 Практическая работа №3 Практическая работа 22 Жаргоны 23 Профессионализмы 24 Вульгарные и бранные слова 25 Иноязычные слова 26 Образность и выразительность речи 27 Тропы как средство образности и выразительности речи 28 Стилистические фигуры как средство образности и выразительности речи 29 Интонация как средство образности и выразительности речи 30 Практическая работа №4 Практическая работа 31 Богатство речи как насыщение ее разнообразными единицами языка 32 Уместная речь 33 Краткость речи 34 Зачетная работа Зачетная работа 35 Анализ зачетной работы Перечень учебно-методического обеспечения
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. практическая стилистика.- М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001.
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр.-  М.: Рольф, 2001.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. -М., 1996.
http://www.gramota.ru (сайт рус.яз.)
http://www.rus.1september.ru (1 сентября – русский язык)
http://vidahl.agava.ru (словарь Даля)
http://likbez.spb.ru (тесты по рус.яз.)
http://olympiads.mccme.ru (олимпиады)
http://www.rm.kirov.ru (Русский медвежонок)