Элективный курс. Секреты орфографии


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора по НМР Директор школы
Хасанова Г.У. Бородко Н.В. Морозова Е.Н.
Протокол № __ от .21. 2016г «_21__» ________ 2016г «___» ________ 2016г

Рабочая программа спецкурса
«Секреты орфографии»
на 2016-2017 учебный год
по предмету: русский язык
Класс: 6В
Количество часов в год: 35; в неделю: 1
Составлена на основе «Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2014 г. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Учитель русского языка и литературы 1 квалификационной . категории Чиркова Л.Ф.
пгт. Пойковский, 2016
Пояснительная записка
Программа спецкурса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня в соответствии с программами по русскому языку: 
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2014 г.
 Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи:  повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5 класс, систематизировать и обобщить полученные знания;  заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком; совершенствовать орфографические, пунктуационные,  лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
  Общая характеристика учебного предмета
Данный спецкурс позволит учащимся 6 класса не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-6 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Процесс активного овладения русским языком семиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводится занимательности, игровым формам обучения.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Предпочтительные формы контроля:
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. 
 Основные методы и приёмы работы: 
- объяснение учителя; 
- создание проблемной ситуации; 
- работа с тестами; 
- различные виды грамматического разбора; 
- самостоятельное выполнение тестовых заданий. 
Педагогические технологии и средства обучения
Технология дифференцированного обучения
Разделы курса
Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных. Правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание согласных - «фонемные « и « нефонемные» правила.
Правописание ъ и ь.
Правописание приставок.
Удвоенные согласные.
Орфограммы в окончаниях слов.
Орфограммы в суффиксах.
Календарно- тематическое планирование

урока Содержание урока Плановые
сроки
прохождения Фактическая дата Ко- во часов
1. Безударные гласные , непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне. 1.09 1.09 1
2. Правописание слов с двойными согласными, непроверяемые гласные и согласные. Чередование согласных. 7.09 7.09 1
3. Гласные после шипящих и Ц. 14.09 14.09 1
4. Разделительные Ь и Ъ знаки. Мягкий знак на конце слова после шипящих. 21.09 21.09 1
5. Мягкий знак в сочетаниях согласных в середине слов. 28.09 28.09 1
6. Корни с чередующимися гласными (лаг-лож, раст- ращ-рос, гор-гар, клан-клон, зар-зор,) 05.10 05.10 1
7. Корни с чередованием Е-И. 12.10 12.10 1
8. Гласные и согласные в приставках. 19.10 19.10 1
9. Словарные слова. 26.10 26.10 1
10. Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам. Раскинем умом. 09.11 09.11 11. Умники и умницы. 16.11 16.11 1
12. Соединительные гласные О-Е в сложных словах. 23.11 23.11 1
13. Слова с корнями ПОЛ, ПОЛУ 30.11 30.11 1
14. Суффиксы существительных (ушк-ышк, чик-щик, иц-ец, ищ-ещ, ин-к - енк) 07.12 07.12 1
15. Степени сравнения прилагательных. Суффиксы -К и -СК. 14.12 14.12 1
16. Суффиксы глаголов -ОВА-, -ЕВА-, -ИВА-, -ЫВА- 21.12 1
17. Окончания существительных при изменении по падежам. 11.01 1
18. Окончания прилагательных при изменении по падежам. 18.01 1
19. Склонение существительных на -ИЯ, -МЯ, -ИЕ, - ИЙ. 25.01 1
20. Глагол. Спряжение глаголов. 01.02 1
21. Умники и умницы. 08.02 1
22. Безударные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. 15.02 1
23. Окончания глаголов повелительного наклонения. 22.02 1
24. Правописание порядковых числительных. 01.03 1
25. Правильно употребляй собирательные числительные. 07.03 1
26. Существительные на -ия, -ие, -ий, -мя. 15.03 1
27. Умники и умницы. 22.03 1
28. Полезная гаплология. Кто быстрее? 05.04 1
29. Н и НН в именах прилагательных. 12.04 1
30. Правописание НЕ со всеми частями речи. 19.04 1
31. НЕ или НИ в отрицательных местоимениях. 26.04 1
32. Составление рифмовки орфографических правил. 03.05 1
33. Составление сводных таблиц на орфографические правила. 10.05 34. Умники и умницы. 17.05 1
35 Итоговое занятие. 24.05 1
Программно-методическое обеспечение
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2014 г.  
В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2014.
Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,2014.
Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2014.
Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2014.
6. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 2014.
.