Элективный курс «Секреты текста: пунктуация»


Элективный курс по русскому языку «Секреты текста: пунктуация»
Пояснительная записка
Цель данного курса: помочь учащимся в постижении существа современной пунктуации как системы, в определении места каждого отдельного знака в ней, а также в освоении принципов пунктуации, тенденций её развития и путей усовершенствования. Он научит не только практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, но и призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Планируемые результаты программы: усвоение правильного пунктуационного оформления письменной речи; развитие интуиции, чувства языка и формирование познавательных потребностей обучающихся; выработка умения разумно применять правила пунктуации в разных текстах.
Описание способов оценки планируемых результатов: лекции и беседы с целью уяснения учащимися назначения пунктуации, содержания её основных понятий; анализ системы употребления знаков препинания с учетом современной практики (в текстах, словарях и грамматико-стилистических справочниках), анализ текстов при выборе оптимального варианта комбинации знаков, стилистическое редактирование.
Описание оснований для отбора содержания образования: в результате работы, организованной преимущественно как лекционно-практические занятия, учащиеся должны понять и усвоить сущность разных типов пунктограмм, приведя их в определенную систему, познакомиться с различными толкованиями одного и того же правила, определить его место в общей системе, отработать ряд основополагающих теоретических понятий.
Характеристика элективного курса: изучение пунктуации в среднем звене, когда дети не достигли определенного уровня интеллектуального развития и систематизация учебного материала – слишком сложный для них вид деятельности, не дает возможности осознанно понять и усвоить сущность разных типов пунктограмм в определенной системе. Кроме того, традиционная программа, разный уровень возможностей класса не позволяют изложить трудные вопросы постановки знаков препинания на достаточном уровне. В результате при работе с целостным текстом учащиеся не дают желаемых результатов – устранить пробелы в знаниях учащихся, повысить грамотность.
Тематическое планирование:
1. Современная русская пунктуация как исторически сложившаяся система. 2. Основные тенденции в употреблении знаков препинания.
3. Система употребления знаков препинания.
4. Норма в пунктуации и проблема выбора знака.
Учебно-тематическое планирование:
Тема Количество часов: Форма контроля
Всего Аудиторн. Внеаудиторн. В т.ч. на практич.деятельность1. Современная русская пунктуация как исторически сложившаяся система
Историческое становление пунктуации.
Принципы русской пунктуации.
Гибкость современной русской пунктуации. 3 3 1 1 лабораторная работа: анализ текста
2 .Основные тенденции в употреблении знаков препинания
„Не бойтесь точек и многоточий!” 1 1 1 1 лабор. работа: анализ текста
„Судьба точки с запятой.”1 1 1 1 самостоятельная работа
„Двоеточие и тире – пояснение и неожиданность.”1 1 1 1 устные и письменные упражнения
3. Система употребления знаков препинания
(с учётом современной практики печати)
Знаки препинания в конце и в начале предложения. 1 1 1 1 самостоятельная работа
Знаки препинания в сложном предложении 2 2 1 1 устные и письменные упражнения, тренинг по оформлению цитат
Знаки препинания в осложненных предложениях 5 5 5 5 4. Норма в пунктуации
Понятие нормы применительно к знакам пунктуации. 1 1 1 1 пунктуационный диктант
Авторские знаки. Выбор оптимального варианта при комбинации знаков. 1 1 1 1 корректирование текста
Конкурс на лучший проект „Нового свода правил по пунктуации”. 1 1 1 1 конкурс на лучшее наглядное пособие по пунктуации
Итого 17 17 14 14 Используемая литература:
1.Блинов Г.И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: кн. Для учителя.
2. Валгина. Н.С. Трудности современной пунктуации.
3. Газета «Русский язык» - приложение к газете «Первое сентября». (сайт- rus.1september.ru/)
4. Отрывки из произведений русских писателей и поэтов – на усмотрение учителя.
Приложение
Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Однако при всем сходстве произведения Флобера и Островского существенно различны и даже ант_гонистичны. Выскажем догадку: «Гроза» пол_мична по отношению к «Госпоже Бовари». Главное различие можно определить простым словом – деньги.
Можно сказать что Борис любовник Катерины завис_м потому что беден. Но автор показывает Бориса не бедным, а слабым. Не денег, а силы духа ему не хватает, чтобы защитить свою любовь. Что до Катерины, то она вообще не помещае_ся в материальный контекст.
Совсем иное у европейца Флобера. В «Госпоже Бовари» деньги едва ли н_ главный герой. Деньги причина конфликта между свекровью и невесткой; Шарль был вынужден в первом браке жени_ся на придан_м; Эмма в богатстве видит способ вырва_ся из мещанского мира; деньги наконец причина самоубийства запутавшейся в долгах героини, действительная подл_ная причина, без _легорий. Перед темой денег отступа_т и тема религии представленная в «Госпоже Бовари» очень сильно и тема общественных условностей.
Эмме кажется, что деньги – это свобода. Катерине деньги не нужны, она их не знает и никак не связывает со свободой. Трагедия Катерины ир_циональна, невнятна, невыразима. Так намечается антитеза: рационализм – и духовность.
(По П.Вайлю и А.Генису)
Составьте тезиcный план текста.