НОД Окружающий мир Город, в котором я живу

План - конспект
непосредственно- образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
в подготовительной к школе группе «Кораблик» с задержкой психического развития

Тема: «Город, в котором я живу»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

ЦЕЛЬ: Закрепить и уточнить знания детей о родном городе.
Задачи:
Коррекционно - обучающие: продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (творчество, музыка, спорт), их значимости для жизни ребенка; закреплять умения обобщать и систематизировать представления о времени года (зима) («Познание»); развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект (монологическая речь); развивать умение поддерживать беседу (диалогическая речь); продолжать развивать навык практического употребления в речи слов-антонимов (Коммуникация»); обобщать и систематизировать знания о родном городе, его достопримечательностях («Социализация»); закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте («Безопасность»); развивать творческую активность, умение планировать свою деятельность по созданию поделки, умение вносить изменения в технологию, доводить начатое дело до конца («Художественное творчество»); закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением, совершенствовать вокально-слуховую координацию («Музыка»); развивать координацию движений, умение перестраиваться во время движения, выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе; поддерживать интерес к физической культуре и спорту («Физическая культура»): продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, пополнять литературный багаж стихотворениями и загадками, эмоционально выразительно декламировать текст («Чтение художественной литературы»).
Коррекционно- развивающие: развивать концентрацию зрительного и слухового внимания, развивать пространственное, слуховое и целостное восприятие, слуховую память, аналитико-синтетическую деятельность, словесно-логическое мышление, творческое воображение.
Коррекционно - воспитательные: воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу, людям, живущим в нашем городе, его достопримечательностям («Социализация»).


Методы и приемы:
Практические: выработка двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков, проведение упражнений в игровой форме.
Наглядные: демонстрация (рассматривание) наглядного материала (презентационные слайды), показ образца, действий по изготовлению образца.
Словесные: беседа, вопрос – ответ, объяснение, словесное пояснение, чтение художественной литературы, рассказ взрослого, словесный художественный образ (чтение стихов, загадок )

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, демонстрационный материал (фотографии с изображением г. Новокуйбышевска), руль, аудиозапись «Песня о дружбе», «Здоровье в порядке», разрезные картинки (достопримечательности города Новокуйбышевск), картинки «Парные снежинки», материал для изготовления волшебных палочек (пластмассовые трубочки, фольга, парные звездочки, клей, степлер), картинки с изображением веселых и грустных «смайликов», мяч.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная
Подвижная игра «Здоровье в порядке»

Игровая
Игра с правилами «Собери картинку», «Найди пару»

Продуктивная
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества -
«Волшебная палочка»

Познавательно-исследовательская
Моделирование ситуации «Экскурсия по городу»
Отгадывание загадок

Коммуникативная
Беседа
Игры с правилами «Скажи наоборот»
Вопросы: Как называется город, в котором мы живем? Как вести себя в общественном транспорте? Какое сейчас время года? Какой праздник к нам приближается?

Музыкально-художественная
Исполнение «Песня о дружбе»

Чтение художественной литературы
Чтение стихотворения «Новый год»
Чтение загадок





Логика образовательной деятельности


Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты

1.







Организует дидактическую игру «Собери картинку» (с изображением достопримечательностей города Новокуйбышевск)
Собирают картинки из частей, называют их. Обобщают тему.
Развито целостное восприятие, аналитико-синтетическая деятельность, сформирован эмоциональный настрой на совместную деятельность с воспитателем.

2.
Предлагает смоделировать ситуацию «Экскурсия по городу».
Задает вопросы:
Куда отправимся? Как называется город, где мы живем?
Отвечают на вопросы:
- Мы отправимся на экскурсию.
- Наш город называется Новокуйбышевск
Сформирован познавательный интерес, обучены самостоятельно делать выводы.

3.
Включает презентацию: слайд № 2 «Город Новокуйбышевск»
Предлагает детям прочитать стихотворения о городе.
Читают стихотворения о городе Новокуйбышевск.

«Есть небольшой, но славный город
Над Волгой – русскою рекой.
Года идут, а он все молод,
Наш Новокуйбышевск родной».

«Свой город любит каждый житель,
Народ хороший, трудовой.
Нефтяник, химик и строитель,
Живут здесь дружною семьей».
Развита слуховая память, монологическая речь, умение выразительно читать стихотворения.

4.
Задает вопросы:
- На чем можно отправиться в путь?
- Как нужно вести себя в общественном транспорте?
Отвечают на вопросы:
- Мы отправимся в путь на автобусе.
- В транспорт заходить по очереди, не толкаться, не кричать, уступать место пожилым людям.
Сформированы знания детей о правилах поведения в общественном транспорте (ответственность за свою жизнь и жизнь других людей)

5.
Предлагает начать экскурсию с музыкальным сопровождением (песня «О дружбе»)
Один из детей – водитель (в руках «руль»), остальные пассажиры. Имитируют движение автобуса в определенном направлении (вперед, вправо, влево). Поют песню «О дружбе».

Развито слуховое восприятие, слуховая память, совершенствуется вокально-слуховая координация. Развито пространственное восприятие. Сформирован эмоционально положительный настрой на дальнейшую деятельность. Развита доброжелательность, уважение друг к другу.

6.
Включает презентацию: слайд № 3 «Площадь. Памятник В.И. Ленину»
слайд № 4 «Фонтан»
слайд № 5 «Вечный огонь»
слайд № 6 «Дворец культуры»
слайд № 7 «Администрация города»
Предлагает детям рассказать о достопримечательностях, показанных на слайдах.
Дети рассказывают о площади, фонтане, вечном огне, Дворце культуры, Администрации.
Сформировано умение обобщать и систематизировать знания о достопримечательностях города, проявление интереса уважения к ним. Развита монологическая, диалогическая речь.

7.
Предлагает продолжить экскурсию
Двигаются по залу, имитируя движения автобуса в определенном направлении (вперед, вправо, влево).
Развито пространственное восприятие. Сформирован эмоционально положительный настрой на дальнейшую деятельность.

8.
Включает презентацию: слайд № 8 «Парк Победы»
слайд № 9 «Парк Дубки»
Предлагает детям рассказать о парках, показанных на слайдах.




Задает вопросы:
Какое время года за окном?
Дети рассказывают о парке Победы, парке Дубки.








Отвечают на вопрос:
- Время года – зима.
Сформировано умение обобщать и систематизировать знания о достопримечательностях города, проявление интереса и уважения к ним. Развита монологическая, диалогическая речь.

Развита ориентировка во времени, логическое мышление.

9.
Организует дидактическую игру «Скажи наоборот» (игра с мячом)
Воспитатель бросает мяч одному из детей и предлагает дополнить предложение
Зимой ночь длинная, а день
Зимой ветер холодный, а летом
Снег белый, а земля
Зимой ветер холодный, а летом
Снег мягкий, а лед
Чай горячий, а снег
Днем светло, а ночью
Дети встают в круг и, играя с мячом, подбирают слова-антонимы.
Развит лексико -грамматический строй речи.

10.
Загадывает загадку:
«Что за звездочки такие
На пальто и на платке
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке».
Включает презентацию:
слайд № 10 «Снежинки».
Отгадывают загадку.






Развито словесно-логическое мышление.







11.
Организует дидактическую игру «Найди пару»
Предлагает собрать парные снежинки и назвать признак, по которому объединили снежинки в пару.
Собирают парные снежинки, определяют их общий признак.
Развито зрительное внимание (концентрация, объем), умение делать выводы.

12.
Предлагает продолжить экскурсию.
Двигаются по залу, имитируя движения автобуса в определенном направлении (вперед, вправо, влево).
Развито пространственное восприятие. Сформирован эмоционально положительный настрой на дальнейшую деятельность.

13.
Включает презентацию: слайд № 11 «ТРЦ «Сити-парк»,
слайд № 12 «Олимпийская деревня»,
слайд № 13 «Панорама спорта».
Предлагает детям рассказать о спортивных комплексах, показанных на слайдах.
Дети рассказывают о физкультурно-оздоровительных мероприятиях в спортивном комплексе.
Сформировано умение обобщать и систематизировать знания о достопримечательностях города, проявление интереса к физической культуре и спорту. Развита монологическая, диалогическая речь.

14.
Включает презентацию:
слайд № 14 «Физминутка»
Включает аудиозапись, проводит физминутку «Здоровье в порядке».
Дети выполняют движения под музыку, ориентируясь на образец воспитателя.
Сформирована координация движений, умение перестраиваться во время движения, равняться в колонне, выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе.

15.
Предлагает продолжить экскурсию.
Двигаются по залу, имитируя движения автобуса в определенном направлении (вперед, вправо, влево).
Развито пространственное восприятие. Сформирован эмоционально положительный настрой на дальнейшую деятельность.

16.
Загадывает загадку
«Отгадайте, что за дом?
Музыку услышишь в нем.
Пенье, танцы, звонкий смех – удовольствие для всех».
Включает презентацию: слайд № 15 «ДЮЦ», слайд № 16 «Панорама кружков».
Предлагает детям рассказать о Доме детского творчества.












Задает вопросы: А вам интересно самим попробовать что-нибудь смастерить?


Отгадывают загадку.










Дети рассказывают о Доме детского творчества.












Отвечают на вопрос.
Развито логическое мышление.








Сформировано умение обобщать и систематизировать знания о достопримечательностях города, проявление интереса и уважения к ним. Развита монологическая, диалогическая речь.

Активизируется внимание, создается эмоционально положительный настрой на предстоящую деятельность.

17.
Читает стихотворение «Новый год».
Включает презентацию: слайд № 17 «Новый год».
Предлагает смастерить «волшебную палочку».
слайд № 18 «Волшебная палочка».
Слушают стихотворение. Называют приближающийся праздник.
Развито слуховое внимание, временное восприятие. Развит интерес детей к художественной литературе, пополнен литературный багаж стихотворениями.

19.
Выполняет показ действий при изготовлении «волшебной палочки». Уточняется свобода выбора материала при изготовлении поделки.
Дети подбирают необходимый материал для изготовления поделки. Самостоятельная деятельность детей.
Развито творческое воображение. Сформировано умение планировать деятельность, доводить начатое дело до конца.

20.
Обыгрывает поделку («Проверим действие «волшебной палочки»).
Взмахивают «волшебной палочкой», повторяют волшебные слова «1,2,3 – чудеса сотвори».
Развито творческое воображение. Сформирован эмоционально положительный настрой.

21.
Загадывает загадку
«Это что за чудный дом?
100 детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад
Что же это? ..(Детский сад)»
Включает презентацию: слайд № 19 «Детский сад».
Отгадывают загадку.
Развито логическое мышление.

22.
Подводит итог НОД.
Рефлексия: предлагает выбрать изображения «смайликов», отображающих их эмоциональное состояние в конце совместной деятельности с воспитателем.
Выбирают изображения «смайликов», соответствующих их настроению.
Сформирован эмоционально положительный фон настроения.




15