Конспект урока по русскому языку на тему: «Как могут изменяться слова?»( 3 класс)


Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: «Как могут изменяться слова?»
22.10.2015 (УМК «Гармония»)
Учитель: Стружкина Марина Васильевна
Тема: «Как могут изменяться слова?»
Цель: Дать первоначальное представление об изменении существительного по падежам.
Задачи:
1. Знакомить учащихся с понятием падеж, количеством падежей в русском языке.
2. Уточнить представление учащихся о начальной форме имени существительного.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать первоначальные представления об изменении имён существительных, познакомить учащихся с понятием «падеж» , шестью парами падежных вопросов, уточнить представление о начальной форме имени существительного ; развивать воображение, мышление, воспитывать чувство ответственности за своё будущее;
Метапредметные:
- познавательные: формировать умение использовать знаково-символические средства, делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса и учителя, способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
- регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других, способствовать формированию умения работать в паре, контролировать действия партнёра, стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ;
- личностные: воспитывать аккуратность в работе, любовь к родному языку, формировать умение мотивировать учебную деятельность, формировать учебно - познавательный интерес к новому материалу.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.
Оборудование: учебник, тетрадь (ТПО), компьютер, интерактивная доска, демонстрационные таблицы.
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент и самоопределение к деятельности
Отправляемся мы снова
В мир родного языка. ( слайд №1)
Мы разгадывать готовы,
Его тайны до звонка.
-Прочитайте хором эти строки.
О каких тайнах здесь идет речь?( Мы каждый урок узнаем что-то новое)
- Как называется наш учебник? (К тайнам нашего языка)
- Готовы разгадывать тайны русского языка?
- Что для этого надо?
- Значит, отправляемся в путь, но прежде проверим ваш багаж знаний. Готовность рабочего места ученика.
Отвечают на вопросы. Настраиваются на работу.
Актуализация знаний и фиксация затруднений
- Разбейте данные слова на две группы. Слайд №2
- По какому признаку вы это выполнили?
Какой частью речи являются слова в 1 ом столбике? Во 2 ом?
- В какой форме имена существительные стоят в 1 столб.(в форме единственного числа) , а во 2ом?(во множеств.)
-Как изменяются существительные? (по числам)
-Почему «к дому» вы оставили? Оно изменилось по числам? (нет)
-Как же еще могут изменятся слова?
-Хотите это узнать? (уч-ся выполняют на доске и в тетрадях)
Взаимопроверяют.
Доказывают (нет мысли, слова не связаны по смыслу)
Выдвигают предположения.
Постановка учебной задачи
-Значит какие задачи поставим перед собой? (Узнать, как еще могут изменяться слова). - Сегодня мы раскроим еще одну тайну русского языка об изменении имени существительного, мы будем выяснять, как еще могут изменяться имена существительные. -Какова тогда тема урока?
Тема «Как еще могут изменяться слова?»
А выяснять мы это будем в группах, выполнив упражнение 189 стр. 76.
-Вспомним правила работы в группах.
- Внимательно прочитали задание
-Это предложение? Почему нет?
-Что такое предложение?
Ученик ответил на вопрос учителя.
Учитель ответил на вопрос ученика.
-Какие слова изменили окончание?
-Какой частью речи являются?
-Как изменились слова? (по вопросам)
-Значит как еще изменяются слова? (по командам вопросов)
–Какие вопросы командовали при изменении слов?
-Как в русском языке называют такие изменения по вопросам?
-Ученые их расположили по-особому.
-Как расположились вопросы?(лесенкой)
- С каким словом можно связать слово «ПАДЕЖ»?
- Какие у вас есть ассоциации с этим словом? Какие гипотезы, предложения?
-Слово будто бы скакало, падало со ступеньки на ступеньку.
Работа с научной информацией
-Что ученые говорят об изменении слов по вопросам. Найдите эту информацию в учебнике.(с. 77)
-Сколько пар вопросов? (6)
- Сколько ступенек?(6)
-А сколько падежей в русском языке?(6)
В китайском языке падежей вообще нет, а в английском только два.
- Сегодня мы раскрыли еще одну тайну русского языка об изменении имени существительного, мы выяснили, как еще могут изменяться имена существительные.
(Грамотно, красиво писать. Дружно работать. Беречь здоровье.)
Ставят цель: узнаем…, научи
мся…
Дети выполняют задания.
.
ЧИТАЮТ Хотят узнать, что такое падеж
Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания)
Проблемное объяснение нового знания
Слайд № 5
- Как расположились вопросы? (Лесенкой) С каким словом можно связать слово падеж? (Падать). Слово будто бы «скакало», «падало» со ступеньки на ступеньку.
Работа с научной информацией.
- Что ученые говорят об изменении слов по вопросам. На с. 77 учебника вы найдете этот ответ.
- Теперь мы нашли ответ на главный вопрос урока
- Пользуясь сообщением, ответь на вопрос. Сколько пар вопросов – изменений? Сколько «ступенек?» Вписывают слова, изменяя форму.
Взаимопроверка.
Ответы детей.
Работа с учебником
Физминутка
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Для того, чтобы научиться изменять слова по вопросам мы понаблюдаем, как будет изменяться слово сестра. Для этого откройте задачники № 190 и измените в предложениях слово сестра. (Самостоятельная работа).
- Поменяйтесь задачниками. Прочитайте, получились ли предложения понятными, нет ли ошибок? Поставьте «+» за безошибочную работу. Верните тетради друг другу. У кого не оказалось ошибок?
- Какая часть слова изменилась? Если изменилось окончание то, что изменяется? (Форма слова). Почему изменилась форма слова?
- Какие вопросы командовали при изменении слова сестра? Выполнение упражнения по заданию.
Выполняют самопроверку, оценивают работы.
Рефлексия деятельности. Итог урока
- Какие задачи стояли перед нами на уроке?
- Как же еще изменяются имена существительные?
- Сколько падежей в русском языке?
-Как вы думаете, мы достигли своей цели?
- Какие задачи мы можем поставить перед собой на следующий урок?
- Оцени свою работу на уроке по «Шкале успеха».Слайд Отвечают на вопросы.Самооценка работы в «Листах самооценки»
Домашнее задание: С. 77 правила, № 191