Урок-экскурсия по предмету «Окружающий мир» во 2 классе Тема: Путешествие по родному краю.





Урок-экскурсия
по предмету «Окружающий мир»
во 2 классе
Тема: Путешествие по родному краю.











Емелина Р.А.


Цели урока:
- расширить представления учащихся о республике Татарстан;
- познакомить с архитектурными памятниками городов Лаишево и Казань;
- познакомить с государственной символикой Татарстана: флагом, гербом, гимном;
- развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать;
- воспитывать любовь к Родине, к родному краю, чувство патриотизма.
Оборудование:
- иллюстрации с достопримечательностями городов Лаишево и Казань;
- наглядные пособия: государственные символы Татарстана, кроссворд, ребус, рисунок «волшебного школьного автобуса»;
- выставка книг о Татарстане;
- стенгазета «Татарстан – 90 лет»;
Форма проведения: урок – заочная экскурсия.
Ход урока:
Организационный момент. Постановка и целей урока.
Учитель: - Добрый день, мои дорогие друзья! Приглашаю вас в увлекательное путешествие. Нас ждет «волшебный школьный автобус». (Учитель вывешивает на доске рисунок автобуса). Но он у нас не сможет ехать, пока мы не отгадаем кроссворд. (Дети разгадывают кроссворд с зашифрованным словом «Родина»).
Учитель: - Ну и какое слово у нас получилось? Правильно, молодцы! (Пишет слово «Родина» на доске). Родина – это дом, в котором мы живем, луга, леса и поля. Это место, где мы родились и выросли. (Учитель читает стихотворение З.Александровой «Родина»).
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница,
И ромашковый бугор
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная.
Но у всех она одна!
А наша Родина – республика Татарстан. Республика, в которой мы родились, живем и учимся. 27 мая этого года ей исполняется 90 лет. И сегодня, чтобы расширить наши знания о республике Татарстан, мы отправляемся в путешествие на «волшебном школьном автобусе».
Основная часть.
Учитель: - Начальный пункт нашего путешествия – город Лаишево. Что вы знаете о Лаишеве? (Ответы учащихся).
Учитель: - Ребята, давайте проведем небольшую экскурсию по Лаишево.
Лаишево, как населенный пункт, возник в древние времена Волжско-Камской Булгарии. По преданию на месте современного города Лаишево было древнее поселение, который основал «старик Лаиш со своим поколением». Официальной датой основания Лаишево считается 1557 год. Поселение основано как опорный пункт по защите московского государства от набегов кочевников, ногайских племен. Через Лаишево проходил торговый путь, который соединял Россию с другими странами. Население города Лаишева составляли посадские люди, рыбаки, стрельцы, ремесленники.
В Лаишеве были проездом такие знаменитости как писатели А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.И.Герцен, А.Н.Радищев.
Символом Лаишева, одним из значимых памятников архитектуры является Троицкий собор. (Учитель демонстрирует снимок и вывешивает на доске). На лаишевской земле родился известный писатель, поэт Гавриил Романович Державин, имя которого сейчас носит центральная площадь Лаишева (Учитель демонстрирует снимок и вывешивает на доске).
Город Лаишево имеет свой герб (Учитель знакомит с гербом Лаишева и словесно описывает его).
Лаишево является центром Лаишевского района. Район, как и Лаишево, имеет глубокие исторические корни и свои достопримечательности. Вот уже в течение многих лет в селе Никольское Лаишевского района проходит Всероссийский фольклорный фестиваль «Каравон». (Учитель показывает снимок).
Лаишевский район называют «жемчужиной» Татарстана, потому что у него неповторимый природный ландшафт (снимок).
Учитель: - Ну как, много нового узнали о городе Лаишево? А нас ждет «волшебный школьный автобус». Я вижу, что вы готовы отправиться в путь. Вы удобно устроились? Поехали! (Звучит музыка).
Учитель: - Как вы думаете, ребята, куда мы с вами едем? Вы сможете это угадать, если подумаете над моим ребусом. (Ученики работают над ребусом).
Учитель: - Правильно мы едем в Казань. А что это за город? (Ответы учащихся).
Физкультминутка
Учитель: - Давайте сделаем небольшую остановку для проведения физкультминутки.
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
(Г.Граудин).
Учитель: - Посмотрите в окно нашего автобуса (Учитель показывает и закрепляет снимок с видом Кремля). Мы в самом центре Казани. Как называется это место? (Ответы учащихся).
Учитель: - Верно, это Казанский Кремль, можно сказать «сердце Казани».
Кремль является архитектурным памятником Казани. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Татарстан. Самая значительная по размерам и интересная по решению - Спасская башня. Ее украшают часы с вращающимся вокруг стрелок циферблатом. (Учитель показывает снимок).
А вот мечеть Кул-Шариф построена в наши дни. Посмотрите, как она удачно вписалась в архитектуру Кремля и стала украшением Казани. (Учитель показывает снимок). Она состоит из восьми минаретов. Сегодня Кул - Шариф - это одна из самых крупных действующих мечетей республики.
Символом Татарстана называют башню Сююмбике. 58-метровая пятиярусная башня, завершенная стройным граненым шатром с дозорной вышкой под ним и увенчанная шпилем, возведена из большемерного кирпича неизвестными мастерами. Башня получила имя последней казанской царицы Сююмбике, которая жила в Казани до 1551 года. Она была очень красивой, культурной, начитанной и умной женщиной. О башне и Сююмбике существует поэтическая легенда. Она гласит, что Иван Грозный, познав о красоте казанской царицы, прислал в Казань своих сватов. Гордая Сююмбике отказала русскому царю. Тогда разгневанный царь пошел на Казань с огромным войском и окружил город. Сююмбике, чтобы спасти свой народ от напасти, согласилась выйти замуж за русского царя, но с условием, что русский царь за семь дней выстроит в Казани самую высокую башню. Через семь дней башня была готова. Тогда Сююмбике попросила разрешения подняться на башню, чтобы проститься с городом. Поднялась на самый верх башни и бросилась вниз на острые камни. В память о ней казанцы якобы и назвали башню ее именем.
Это только легенда. А вот что рассказывают нам историки. В 1551 году после дворцового переворота Сююмбике вместе с сыном Утямыш-Гиреем была отправлена в Москву, где ее насильно выдали замуж за ставленника Ивана Грозного хана Шах-Али. Дальнейшая судьба Сююмбике была очень печальна: сын ее был крещен и умер очень рано, и сама Сююмбике вскоре умирает. Что касается башни, то она была возведена после смерти красавицы Сююмбике. Сегодня силуэт башни является своеобразной «архитектурной эмблемой», символом Казани.
Сейчас нам Алсу исполнит песню «С™ембик
· б
·ете».
Учитель: - Ребята, посмотрите, высоко над крышей что-то развивается. (Ответы учеников). Это не просто флаг. Это символ нашей республики. Как мы его опишем? (Ученики описывают флаг).
Учитель: - А кто знает, что означают цвета флага? Зеленый – цвет весны, возрождение; белый – цвет чистоты; красный – зрелость, энергия сила, жизнь.
- А какие государственные символы вы еще знаете? Верно. Герб и гимн. (На доске вывешивается герб Татарстана. Работа с учащимися).
Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского орнамента, в основании которого надпись «Татарстан». Крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из 8 лепестков. Герб республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана, имеет круглую форму.
Центральный образ герба – крылатый барс – в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс – покровитель граждан республики и ее народа. Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце – в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса – круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан.
Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия.
Приподнятая правая передняя лапа барса – это традиционный жест, подчеркивающий величие верховной власти. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Крылья барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие.
Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружбу между народами, мир и прогресс.
Учитель: - О каком символе государства мы еще не поговорили? (Если в классе не будет вариантов ответа, учитель рассказывает сам).
- Гимн – это торжественная песня. Она исполняется в особых торжественных случаях. А вы слышали звучание гимна? (Ответы учащихся).
- Когда это было? (Ответы детей).
- Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины снимают головные уборы. А гимн Республики Татарстан написал выдающийся татарский композитор Рустем Яхин.
Учитель: - Наше путешествие продолжается. За окнами нашего школьного автобуса вы видите леса, поля, города, деревни Мы продолжаем знакомиться с нашей республикой. Вы все, друзья, приехали учиться в Лаишево из самых разных городов и сел нашей республики. И вам, наверное, есть, что рассказать о вашем родном крае. Сейчас мы с вами проверим ваше домашнее задание. Вы должны были подготовить небольшие сообщения и выучить стихотворения о своей малой родине. (Выступления учеников).
Итог урока
Учитель: - Молодцы! А теперь подведем итоги. Вспомните, что вы увидели за окнами нашего «школьного автобуса»? (Ответы детей).
- Почему хорошеет наша Родина. (Люди трудятся, работают наши папы и мамы).
- На нашей планете много разных государств. Каждый человек, являясь гражданином той или иной страны, гордится своей родиной, любит ее, старается сделать все возможное, чтобы она была еще богаче и прекрасней.
Пройдет немного времени, и вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество нашей страны. Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом. И тогда вам придется решать многие трудные проблемы. Но самая главная задача всех людей на земле – помнить о том, что стран на свете много, а дом у нас один – планета Земля. Все мы на ней должны жить как добрые друзья, уважая традиции, культуру, обычаи разных стран и народов, помогая в беде и делясь радостями, как живут добрые соседи.





15