Формирование ответственности у старших подростков за свои действия как фактор психологической защиты от антисоциальной деятельности и вовлечения в наркотизацию


Панина Е.В.
Россия, Самарская область, г.о. Самара, Региональный социопсихологический центр, МБОУ Школа №81
Классный час
Тема: «Формирование ответственности у старших подростков за свои действия как фактор психологической защиты от антисоциальной деятельности и вовлечения в наркотизацию»
Данное мероприятие направленно на формирование ответственности у старших подростков (обучающихся 8-9ых классов) за свои действия как фактор психологической защиты от антисоциальной деятельности и вовлечения в наркотизацию.
Классный час может проводиться школьным психологом или классным руководителем.
Аннотация
В последнее десятилетие в России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Наркотики стали настолько доступными для детей, что вошли в структуру окружающей реальности. Поэтому, не менее доступной должна стать и помощь, прежде всего в образовательных учреждениях, где дети и подростки проводят значительно времени.
Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной сфере, активные профилактические мероприятия должны опираться, прежде всего на методологию формирования у обучающихся представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию, а также формирование у школьников умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.
Цель: формирование у старших подростков ответственности за себя и свои действия.
Задачи:
- формирование умений противостоять давлению группы;
- формирование навыков принятия решения, умения сказать «НЕТ».
Оборудование: классная комната, блокноты для личных записей обучающихся, ручки.

Ход занятия:
Организационный момент
Классный час начинается со вступительного слова психолога (ведущего): приветствие, тема встречи, ее актуальность, умение принимать решения, ответственность, …
Ведущий подводит ребят к тому, что самостоятельно принимать решение - значит, принять необходимость того или иного действия и осознавать ответственность за результат совершения этого действия. Люди, живущие в ситуации манипулирования, становятся совершенно не способными к принятию самостоятельных решений и не могут справиться с ситуацией выбора. Человек теряет свою индивидуальность.
Упражнение №1.
Ведущий: разделите лист бумаги на две части. Слева напишите свои положительные качества (то, что вы цените в себе), на другой половине листа напишите «свои минусы».
Нужно заострить внимание обучающихся на то, что у каждого человека есть положительные качества и это является ресурсом личности подростка. А над своими минусами необходимо работать.
Упражнение № 2 “Слепой и поводырь”
Это упражнение позволит обучающимся почувствовать, насколько они могут доверять другому человеку и насколько они могут брать ответственность на себя.
Ведущий: разбейтесь по двое. Один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет поводырем. Когда ты поводырь, ты должен вести “слепого” по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Это упражнение выполняется молча, без слов. После выполнения упражнения учащиеся меняются местами”.
Обсуждение после упражнения. Примерные вопросы для обсуждения:
- Как ты чувствовал себя, когда был “слепым”?
- Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?
- Знал ли ты все время, где ты?
- Как ты себя ощущал в роли поводыря?
-Что ты сделал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?
- Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?”
2. Работа по теме
Ведущий: “Нам всем в жизни иногда приходится кому-то говорить “НЕТ”…. Ведущий предлагает ребятам придумать ситуации, с которыми можно встретиться в реальной жизни… и как необходимо в них себя вести… Если вам предлагают попробовать наркотик лучше сразу ответить твердым отказом. Для того, чтобы к вам по реже обращались с неприятными просьбами и предложениями, следует научиться сразу выражать свою позицию уверенно, не пользоваться такими оборотами, как “я подумаю”, “может попробую разочек”. Эти обороты очень похожи на обещания. Но даже если мы научились твердо, четко, ясно и спокойно объяснять свою позицию, этого бывает не достаточно. Иногда приходится прибегать к специальным техникам отказа. Сегодня мы познакомимся с двумя из них: 1-вая называется “наступление”. На любую просьбу, которая противоречит Вашим интересам или здравому смыслу, Вы отвечаете отказом, потому что на подобные действия имеется запрет. Это запрещают родители, закон, правила и т.д. 2-ая техника называется “Да, но”. Вы соглашаетесь с тем, что то, что Вам предлагают реально, но… (но у вас есть объективные причины этого не делать).
Ведущий: сейчас я предлагаю вам упражнение, в котором вы должны продумать несколько вариантов отказа от принятия наркотика и предложения его попробовать.
Упражнение № 3 Умей сказать «Нет!»
Работа идет в парах. Один из учащихся предлагает попробовать наркотик, другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями. Время отведенное на работу в паре 5 минут.
После завершения упражнения следует обсудить два вопроса:
- Легко ли подбирать достойные отказы?
- Как чувствовали себя участники в ролях уговаривающего и отказывающего?
Варианты отказа от ПАВ:
- Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня.
- Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось.
- Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями.
- Спасибо, нет. Это не в моем стиле.
- Спасибо, нет. Мне надо на тренировку.
- Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой.
Упражнение № 4 “Марионетка”
Ведущий: сейчас я вам предлагаю почувствовать себя в роли марионетки, которой управляют другие.
Участники делятся на группы по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять движениями третьего участника- марионетки. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 метра. Цель кукловодов- перевести “куклу” с одного стула на другой. При этом человек, который выполняет роль “куклы”, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. Очень важно, чтобы на месте “Куклы” побывал каждый участник.
Обсуждение:
- Что чувствовали участники игры, когда были в роли “куклы”?
- Понравилось ли им это чувство, было ли комфортно?
- Хотелось ли что-то сделать самому?
5. Ведущий рассказывает притчу о бабочке
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.
6. Обсуждение
Ведущий спрашивает у участников, какое впечатление на них произвела притча и еще раз приводит учащихся к мысли, что каждый в жизни делает для себя выбор, причем постоянно и в любой ситуации.
Заключительная часть. Обобщение полученных знаний
Ведущий:
- Каким образом можно противостоять негативному давлению со стороны окружающих?
- Как сказать “нет”, если предлагают наркотик?
- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Что было для вас самым интересным?
8. Прощание