Рабочая программа кружка Секреты речи(1 класс)

Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Секреты речи» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ.
Программы внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ
Положения о структуре, технологии, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов.
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое.
Цель:
раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг и театра.
Задачи:
- учить слушать, видеть, понимать литературные произведения и спектакли;
- учить приемам исполнительского мастерства;
- прививать любовь к чтению, к театру;
- воспитывать бережное отношение к людям, которые нас окружают, к природе, уважение к собственному труду и труду окружающих;
- расширять кругозор обучающихся посредством рассматривания и чтения книг различных жанров, просмотра спектаклей;
- развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память;
- обогащать опыт детей посредством посещения кукольного театра, театра юного зрителя, библиотеки.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, посещение театра, библиотеки, инсценировки, встречи с интересными людьми. Данный кружок способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра позволяет детям и педагогу взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
Театрализованная игра направлена на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Но не следует бояться неудач, так как это прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы. Эмоциональная привлекательность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Программа кружка предназначена для обучающихся первых классов. Она рассчитана на 33 учебные недели, в неделю 1 час. Программа кружка реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.
Описание ценностных ориентиров содержания.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Формы организации занятий: игровая программа, показ спектакля; организация выставки работ; экскурсия в библиотеку и в Татарский Драматический театр.

Содержание программы
Вводное занятие. (1 ч.)
Особенности организации работы кружка «Секреты речи». Правила поведения на занятиях. Формирование партнерских отношений в группе, самодисциплины, умения организовывать себя. Техника безопасности.
Клуб Почемучек. Особенности книжек-игрушек.(2 ч.)
Знакомство с книжками-игрушками, с книжками-малышками, с книжками-великанами, с книжками-трафаретами. Ознакомление с основными цветами радуги. Знакомство с библиотекой класса. Правила пользования классной библиотекой. Чтение и слушание произведений. Рассматривание книг.
Поляна сказок. Малые фольклорные жанры.(8 ч.)
Знакомство с произведениями малого фольклорного жанра, со сказками. Понятие «герои сказок, персонажи». Особенности загадок. Чтение и слушание произведений. Рассматривание книг.
Произведения для детей и о детях. Произведения о животных.(6 ч.)
Знакомство с произведениями для детей и о детях. Подбор книг по тематике. Изготовление книжки-малышки. Чтение и слушание произведений. Рассматривание книг.
Знакомство с хранилищем книг- библиотекой. (4 ч.)
Знакомство с библиотекой. Правила поведения в библиотеке. Правила выдачи книг. Заполнение формуляра. Знакомство с элементами книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. О чем может рассказать обложка. Технология ремонта книг.
Путешествие в волшебный мир театра. (4 ч.)
Знакомство детей с театром, его историей. Понятие о пьесе, действии, сюжете и т.д. Понятие о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель). Понятия «театр» и «кукольный театр».
Игры с буквами и словами. (2 ч)
Ребусы, слова-перевертыши, «Доскажи словечко»
Постучимся в теремок. И снова в сказку (7 ч)
Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов. Просмотр мультипликационного фильма, сочинение небольших историй на тему.

Планируемые результаты
Личностными результаты:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.
Метапредметными результаты:
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на занятии;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты
Обогащение внутреннего мира ребенка.
Умение сопереживать товарищу по команде.
Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
Умение работать с текстом, с книгой.
Умение ориентироваться в пространстве.
Знание и четкое произношение в разных темпах 5- 8 скороговорок.
Умение произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями
Развитие навыка координации движений с работой речевого аппарата.
Воспроизведение простейшими движениями тела (хлопками, прыжками, шагами) музыкального темпа и ритма.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1. М.: Либерия, 1999.
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия:


портреты детских поэтов и писателей;
книги для чтения;
оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, диапроектор,) куклы для инсценировки детских произведений;
аудиозаписи и видеозаписи детских произведений.





























Календарно-тематический план
№п/п
Дата
Тема
Планируемые результаты/
Характеристика деятельности учащихся


план
факт


Вводное занятие (1 ч)




Игры «Назови свое имя ласково», «Назови ласково соседа».
Работа с чистоговорками, со скороговорками
- знакомство друг с другом, с учителем;
- тренировать память, внимание, запоминать имена, движения, позы.

«Клуб «Почемучек». Особенности книжек-игрушек.(2ч)




Чтение книг учителем.
Игры с загадками. Игры
с книжками- игрушками.

- рассматривают книжек– малышек;
- раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках.
- отгадывание загадок;




Книжка-трафарет «Цвета».


«Поляна сказок» Малые фольклорные жанры (8ч)




Чтение сказок учителем. Слушание (аудиозапись).

- слушание чтения учителя;

- совместно с учителем выбирают сюжет для инсценировки;
-раскрашивание иллюстраций по теме «Сказки»;

-лепка героев сказок из пластилина;
- выполнение групповых упражнений;

- заучивание наизусть;
- коллективное сочинение простых загадок;
- лепят героев к произведениям фольклора;
- учатся передавать настроение с помощью
жестов, мимики, голоса;
- обсуждать результаты позитивно, учиться договариваться в группе
- чтение слов, простых предложений;
- заучивание наизусть;
- коллективное сочинение простых считалок, скороговорок;
-
учатся передавать настроение с помощью
жестов, мимики, голоса;
- раскрашивание иллюстраций;




Инсценировка сказки «Репка». Игры на основе сказок. Игра «Театральная разминка».






Игры и хороводы.
Чтение учителем произведений.
Игры в загадки.
Сочинение загадок.






Игры и хороводы.
Чтение учителем произведений.
Игры в загадки.
Сочинение загадок.






Упражнение «Изобрази настроение». Игра «Загадочные картинки». Инсценировка.





Игра «Придумай рифму». Игры с выбором водящего





Упражнения
в проговаривании фраз
с различной интонацией


Произведения для детей и одетях. Произведения о животных.(6ч)




Беседа, организация выставки книг.
Чтение стихов, рассказов учителем. Слушание аудиорассказов.

- чтение небольших стихотворений;
- заучивание наизусть;
- совместно с учителем подбор книг для выставки;
- учатся передавать настроение с помощью
жестов, мимики, голоса;
- рисование сюжетных иллюстраций к стихотворениям;
- составление небольших историй из жизни детей; (в том числе и из своей жизни)




Игры «Придумай рифму», «Угадай героя».






Инсценировка стихотворений А. Барто, С.Я.Маршака





Чтение и слушание рассказов
о животных.
Рисование обложки для любимой книжки;
- чтение рассказов;
- рисование обложки для понравившегося произведения;
- составление небольших рассказов о животных;
- описание животного по данной иллюстрации;





Игры «Угадай героя», «Угадай рассказ». Загадки о животных.






Пантомима «Кто это»?(покажи животное)


Знакомство с хранилищем книг-библиотекой.(4ч)




Беседа, рассматривание книг.
Игра «Угадай книгу».

-знакомятся с библиотекой, с правилами поведения в библиотеке, с правилами выдачи книг;

- рассматривание книг, журналов для детей;

- рисование на тему «Книжкин дом»;

- знакомятся с понятиями: библиотека, картотека, формуляр, читальный зал, абонемент.




Упражнение «О чем расскажет обложка книги».






Я рисую книжку.
Проектная деятельность.





Книжкин дом (знакомство
со школьной библиотекой) Экскурсия.


Путешествие в волшебный мир театра (4ч)




Путешествие в волшебный мир театра. (Татарский драматический театр)

- рассматривание карточек с буквами;
- подбор слов к соответствующей букве на карточке;
-коллективное сочинение сказки про буквы;
- показ букв с помощью пальчиков;
-раскрашивание букв, конструирование букв из палочек, из бумажных полосок;
- учиться действовать согласованно,;
- знакомятся с театром;
- знакомятся с правилами поведения в театре;
- готовят работы к выставке по увиденному спектаклю;




Игровые упражнения с помощью пальчиков.






Сочинение сказки про буквы. Чтение стихотворений про буквы






Драматизация сказки «Теремок».
Музыкальное оформление спектакля.


Игры с буквами и словами (2ч)




Сочинение историй на тему «Моя Вообразилия».

- чтение слогов, слов, предложений;
- сочинение небольших историй на тему;
- учатся отгадывать ребусы, загадки;
- выполнение заданий: кто быстрее, точнее увидел, услышал, почувствовал.




Ребусы, загадки.


Постучимся в теремок. И снова в сказку.(7ч)




Чтение сказки учителем.
Погружение в сказочную ситуацию.

- чтение слов персонажей;
- заучивание наизусть слов персонажей сказки;

- учатся передавать настроение с помощью жестов, мимики, голоса;

- знакомство с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле;


- обсуждать результаты позитивно, учиться договариваться в группе;




Игра «Едем на паровозике». Игра-загадка «Узнай, кто это?»







Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.





Просмотр мультипликационного фильма по сказке «Муха-Цокотуха»





Читаем сказки К.И.Чуковского
Погружение в сказочную ситуацию.





Игра-загадка «Узнай, кто это?»
Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.





Постановка музыкального мини-спектакля по мотивам сказки Чуковского «Муха-Цокотуха».







15