Дополнительная образовательная программа Современный литературный процесс ( на примере русской литературы XX – начала ХХI века)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
лицей № 19 городского округа Тольятти


Дополнительная образовательная программа
Современный литературный процесс
( на примере русской литературы XX – начала ХХI века)

Возраст обучающихся – 17-18 лет.
Срок реализации – 1 год.
Программу составили:
Фадеева Елена Ивановна,
учитель русского языка и
литературы высшей категории,
Власова Светлана Евгеньевна,
учитель русского языка и
литературы высшей категории.



Тольятти, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важным условием приобщения школьников к чтению представляется нам знакомство старшеклассников с современным литературным процессом. Как показывает практика, произведения, недавно вошедшие в литературный обиход, вызывают у школьников живой интерес, поскольку обращены к сегодняшним проблемам, к реалиям современной жизни.
Программа имеет культорологическую направленность.
Целесообразность и актуальность программы дополнительного курса обусловлена тем, чтобы этот интерес развился и перерос в устойчивую читательскую позицию.
Курс рассчитан на один год (11 класс), оптимальное количество часов в неделю – 1 час.
Курс делится на 4 составляющие. В первой части целесообразно обратиться к произведениям реалистической современной литературы, поскольку в 10 классе и начале 11 в основном курсе изучается литература второй половины 19 века. Сходство методов облегчает понимание проблематики, а также позволяет проследить традиции русской классической литературы в современной прозе.
Во второй части обучение посвящено изучению литературы с неореалистической (неоклассической) доминантой («другой прозе», условно – метафизической прозе, постмодернизму). Методологическая разнородность новейшей литературы становится понятна одиннадцати классикам после их знакомства с многочисленными литературными направлениями рубежа 19 – 20 веков.
Третья часть предполагает обзорное изучение современной драматургии.
Четвёртая часть – обзор русской поэзии последней трети 20 – начала 21 века.
Новизна. Учитывая загруженность старшеклассников, в список обязательной литературы включены в основном произведения малой формы (рассказы, небольшие повести). Такой подбор наглядно демонстрирует также одну из особенностей современного литературного процесса: рассказ – самый популярный жанр нашего времени.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является то, что в рамках курса учитель имеет возможность разнообразить форму проведения занятий. Помимо традиционного урока, проводятся читательские конференции, семинары и диспуты по актуальным проблемам новейшей литературы, мастер – классы по обучению написания рецензий и аннотаций.
Активное участие в занятиях предполагает, что школьники постоянно следят за книжными новинками, знакомятся с современной критикой, т.е. непосредственно наблюдают живой литературный процесс.
Цель курса: воспитание грамотного вдумчивого читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекать из него нравственные уроки.
Задачи курса:
Дать представление о современном литературном процессе;
Познакомить учащихся с произведениями современных авторов;
Воспитывать чувство языка, литературный вкус, научить отличать подлинную литературу от проявлений массовой культуры



Содержание изучаемого курса

Разделы. темы
Содержание, количество теоретических занятий
Практические занятия

1
Современная реалистическая русская проза (19 часов)

Современная русская проза ( основные тенденции)
Знакомство с особенностями литературного процесса рубежа 20 21 веков. Дать понятие о массовой и элитарной литература, представить предположительную классификацию литературы этого периода. Сосуществование нескольких художественных методов , жанровая размытость, антитоталитарный и антиутопический пафос, приоритет человеческих ценностей, взаимодействие с массовой культурой.
1 час


2
В.П.Астафьев «Яшка - лось»

Анализ текста. Выявление проблемы нравственного выбора, проблемы духовности.
2 часа

3
В.П.Астафьев «Пролетный гусь»

Анализ текста. Обратить внимание на своеобразие трактовки войны в современной прозе. 2 часа

4
А.И.Солженицин. Двучастные рассказы: «Настенька», «Абрикосовое варенье», «На краях»
Композиция литературного произведения. Символ в литературном произведении.
1 час
Развитие навыков самостоятельного анализа текста. Трагедия судьбы человека в тоталитарном государстве, невозможность свободы личности; символы времени в рассказе.
2 часа

5
Ф. Искандер «Кролики и удавы»
Особенности жанра социально философской сказки.
1 час
Совершенствовать навыки самостоятельного анализа сопоставления.
1 час

6
«Женская проза»: Л.Петрушевская «Новые Робинзоны»
Особенности женской прозы. Женская проблематика: любовь, семья, материнство.
1 час
Видеть проблематику, оценивать её актуальность, отличать авторскую манеру письма, т. е. Уметь анализировать язык, стиль, пространственно-временную организацию.
1 час

7
Сочинение рецензия на рассказ Л.Петрушевской «Мост Ватерлоо»

Написание рецензии
1 час

8
Т.Толстая «Пламень небесный»

Совершенствовать навыки самостоятельного анализа текста
1 час

9
Л.Улицкая «Народ избранный»
Особенности жанра социально философского рассказа
1 час
Совершенствовать навыки самостоятельного анализа текста
1 час

10
В.Токарева «Самый счастливый день»

Совершенствовать навыки самостоятельного анализа текста
1час

11
С. Алексеевич «Цинковые мальчики»
Особенности документального жанра, обращение к социальной проблематике, проблема власти, нравственный выбор, сохранение традиций.
1 час
Совершенствовать навыки самостоятельного анализа текста
1 час

Часть вторая

12
2.
Современная постмодернистская проза (7 часов)
Нереалистические направления
Другая проза, условно метафорическая проза, постмодернизм как художественная система; включение опыта постмодернизма в современную реалистическую литературу.
1 час


13
В.Пелевин «Проблема верволка в средней полосе»
Знакомство с творчеством одного из самых загадочных и противоречивых писателей современности. Фантазийности прозы, мир абсурда, нелепости.
1 час
Учить самостоятельному поиску, выработке самостоятельной позиции в результате анализа текста, умение сопоставлять своё мнение с мнением аудитории и аргументировано отстаивать собственную позицию
1 час

14
В.Пелевин «Жизнь насекомых»
Метафоричность прозы
0,5
Совершенствовать навыки самостоятельного анализа текста
1,5 часа

15
В.Пьецух «Киллер Миллер»

Совершенствовать навыки самостоятельного анализа текста
1час

16
В.Маканин «Кавказский пленный»
Полемичность прозы
0,5
Совершенствовать навыки самостоятельного анализа текста
1,5 часа

Часть третья

17
3. Современная русская драматургия
( 4 часа)
Драматургия последней трети 20 начала 21 века
Особенности драматических жанров
2 часа


18
Н.Коляда «Сказка о мёртвой царевне»

Система характеров в пьесе, карнавальное мироощущение, сопоставление с пьесой Горького «На дне».
2 часа

Часть четвёртая

19
4. Современная русская поэзия (4 часа)

Современная русская лирика
Темы, мотивы творчества поэтов,основные направления
2 часа


20
Творчество Иосифа Бродского

Анализ лирического произведения









2 часа






Итого 34 часа: 13 часов теории, 21 час практики








Методическое обеспечение программы.
Русская литература последних десятилетий: конспекты уроков для учителя: 11 класс./ сост. Т.Ю. Угроватова; под редакцией В.Г.Маранцмана. - М.: Просвещение, 2007.
Литература. 10 11 класс.: соборник прграмм элективных курсов / сост. Г.М.Вялкова.- Волгоград : Учитель, 2006
Литература.11 класс. Профильный уровень. Методические рекомендации для учителя литературы; под. ред. Г.А.Обернихиной. - М.: 2008.

















Литература
Баевский В.С. История русской поэзии.- Смоленск. Русич. 1998
Вайль П. Рифма Бродского. М. Знание. 1998.
Виноградов И Русская проза чегемского мудреца Фазиля Искандера. М Молодая гвардия. 1991
Галинина М. Малая проза как разрушитель мифологической системы.// Вопросы литературы.- 1997. №5
Генис А . Рисунок на память. Татьяна Толстая.// Звезда. 1997. № 9
Генис А. Расследование два.- М. Подкова. ЭКСМО, 2002
Гарин И.И. Многоликий Достоевский.- М.: Терра,1997
Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. - М.РИК, Культура, 1996
Кожинов В.В. Теория литературы.-М.Наука.1996
Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература 1950 1990-е годы. В 2 т. М.,Академия. 2003
Молчанов А. Настоящая женская проза, или Феномен Людмилы Улицкой./http:// writer.fio.ru/news.php
Немзер А. Замечательное десятилетие: О русской прозе 90 х годов // Новый мир. - № 1, 1999
Нефагина Г. Русская проза второй половины 80-х начала 90 х годов ХХ века. - Минск 2000
Основы литературоведения. - М.: Московский лицей. - 2001
Ремизова Н. Слишком человеческое. Некоторые размышления о литературе non – ficktion// Новый мир № 1.- 1999
Русская литература в зеркале русской критики./ Сост. Тимина и др.- Спб. - М.Академия.2003
Степанов А. Совеменная драматургия и её жанры. М. 1998
Уфлянд В. Традиции и новаторство в поэзии Иосифа Бродского // Звезда 1997. № 1
Цуркан А. Единство и многообразии, или Народ избранный// Старое литературное обозрение. - 2001 № 2
Черняк М. Путеводитель по новейшей литературе. - Спб. САГА.2002
15