Поморский карбас автор Ученица 11 класса Титова Е.А.,руководитель Малыгина М.А.

ОБЛАСТНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»

Направление: Краеведение


Поморский карбас

Исследовательская работа


выполнена ученицей 11 класса
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Общеобразовательная Койденская
средняя школа Мезенского района»
Титовой Екатериной Алексеевной
с.Койда, Мезенского района
Архангельской области





Научный руководитель – учитель
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Общеобразовательная Койденская
средняя школа Мезенского района»
Малыгина Мария Арнаольфовна




Архангельск, 2014 год
Оглавление

1. Введение .. 3
2. Поморский карбас 4
2.1. Использование карбаса на Европейском Севере России в разные годы 4
2.2. Строительство карбаса .. 6
2.3. Мастера-судостроители 6
3. Заключение 8
4. Словарь терминов . 9
5. Литература и интернет-ресурсы . 9
7. Приложения ...11





























1 Введение
Неблагоприятные для земледелия климатические условия, бедность почв, лесистость, обилие рек и озер способствовали развитию на Европейском Севере различных промыслов.
Старинное поморское село Койда Архангельской области, расположенное на Европейском Севере России, также характеризуется суровостью природных условий. Полевые приусадебные работы здесь ведутся лишь 130 дней в году. Поэтому в селе традиционно занимались зверобойным промыслом, а также ловлей семги, другой морской и речной рыбы. Для этих занятий поморов нужен транспорт. Им традиционно на севере является карбас. Объектом исследования был о выбрано деревянное судостроение, предметом исследования является поморский карбас села Койда Мезенского района Архангельской области.
Цель работы - изучить строительство карбасов на Беломорском Севере страны, выявить роль, значение, экономическую целесообразность развития данного промысла.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач:
1. собрать и классифицировать данные, зафиксированные в научной и публицистической литературе, а также данные, полученные в ходе бесед с мастерами;
рассмотреть направления хозяйственного использования карбаса на Европейском Севере России в разные годы;
дать описание процесса строительства карбаса;
выявить мастеров современного поморского деревянного судостроения.
Для решения поставленных задач была изучена художественная и публицистическая литература по теме исследования. К сожалению, по выбранной мною теме в литературе очень мало информации и она очень противоречивая. Основные сведения были получены во время бесед с мастерами судостроения. В процессе работы над темой исследования была доказана необходимость использования данного типа судов в современном хозяйстве села.
Материалы исследования можно использовать при изучении географии родного края в факультативной, краеведческой, внеклассной работе.





2. ПОМОРСКИЙ КАРБАС
2.1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРБАСА
НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ В РАЗНЫЕ ГОДЫ
Суровый климат не благоприятствовал развитию земледелия на беломорском побережье, поэтому основными занятиями населения были здесь рыбная ловля, промысел морского зверя, охота. Старинная поморская пословица «Море – наше поле» хорошо отражает эту действительность. Судостроение в нашем селе имеет многовековую историю. Еще в начале XX века карбаса «шили», используя для сшивания корни можжевельника. С середины прошлого века от подобной технологии в изготовлении карбаса отказались. Сейчас употребляется термин «строительство» карбаса. О существовании каких-либо чертежей карбасов говорить не приходится, поскольку и на сегодняшний день они строятся без какой-либо документации. Вот и сейчас в СПК РК «Освобождение», что в поморском селе Койда Мезенского района, нынешние мастера пользуются теми же размерами при строительстве карбасов, что и много лет назад. По словам мастера Малыгина Виктора Максимовича, в Койде исторически сложились следующие размеры при строительстве карбасов:

Величина
карбаса
Длина
(м)
Ширина (м)
Высота (м)
Количество
набоев
(шт)
Нашести
(шт)

Толщина
доски (мм)

Большой
карбас

до 13,0

3,5

около 0,9

11 - 13

3

30

Средний
карбас

около 9,0

2,70

около 0,9

9 - 10

2

30

Малый
карбас

7,0

2,2 – 2,5

0,55 – 0,6

9 - 10

1

30

Лодка
моторная

6,0 - 6,5

1,7 – 1,8

0,55

9 - 10

1

25

Лодка
гребная

3,0 – 4.0

1,5

0,45

6 - 7

1

25


Карбаса четко различались и по району плавания, и по назначению. Известны карбаса промысловые, разъездные, почтовые. Кстати сказать, почта в Поморье доставлялась на пароходах, а с пароходов в деревни ее вывозили все на тех же карбасах вплоть до середины XX века. В деревню Майда, входящую в состав МО «Койденское», доставка пассажиров из Мезени и Архангельска ранее, и из Архангельска сейчас осуществляется, как и прежде, только по Белому морю. Но из-за сложных условий судоходства в устье реки Майда теплоход не может войти в реку. И тут снова выручает карбас, который используется для перевозки пассажиров даже в настоящее время.
Карбас для поморов был универсальным тружеником, устойчивым на волне и мореходным. В наших селах Койда и Майда карбасом называют большую деревянную лодку без мотора большой грузоподъемности. Все остальное – это лодки (шлюпки), моторные или гребные. В первой половине XX века на промысловых лодках на днище ставили два полоза («кренья»), облегчавших перетаскивание лодки по льду. Величина лодки зависела от количества пар весел (различали «тройник», «пятерик», «семерник») или от количества набоев. Лодки на зверобойном промысле в рыболовецком колхозе «Освобождение» Мезенского района использовались до 60-х годов XX века.
Для выхода в море и снятия груза с пароходов в первой половине XX века на карбасе дополнительно к парусу устанавливался моторный двигатель. Первые двигатели были маломощными и использовались на карбасах в 30-е годы XX века. Позже появился двигатель «Коммунист» мощностью 12 л.с., с 1955 года мощность двигателя на парусно-моторном карбасе составляла 50 л.с. Также добавились надстройка (кубрик) для экипажа, который обычно состоял из 3 человек, и рулевая рубка (Приложение 1, фото 1). Из-за отсутствия техники транспортировать карбас «вручную» из мастерской до реки собиралось все село. Позже двигатели начали устанавливать на карбаса меньших размеров (доры), а с 60 - 70 годов прошлого века карбас выполняет преимущественно грузовую функцию.
В хозяйстве колхоза всегда использовалось 8 карбасов (для стопы нужно 2 карбаса), т.е. 4 стопы; 2 – 3 карбаса было запасных. И в настоящее время карбас остается надежным помощником сельчан, поскольку село раскинулось в 3 километрах от Белого моря, вокруг – только тундра. Дрова жители села вывозили и продолжают вывозить с верховьев реки на карбасах. В зависимости от объема груза выбирается карбас – большой, средний или малый. Ближайшее сенокосное угодье колхоза Большие Наволоки находится вверх по течению реки в 12 км от села. А до дальних пожен нужно подниматься вверх по реке на 70 – 80 км. Часто этот путь занимает более суток. Поэтому сенокосная бригада заезжает на сенокос на 2 – 3 недели, везя с собой все необходимое. Сено с верховьев реки тоже сплавляли на карбасах. Если сена было немного, то использовали одиночный карбас нужного размера. Для вывоза больших объемов сена формировалась стопа из двух карбасов (Приложение 1, фото 2,3,4 ).
До появления в Койде металлических лодок в каждом личном подсобном хозяйстве была большая моторная лодка и маленькая гребная. Если моторная лодка обладала большой грузоподъемностью, была очень устойчивой даже во время сильного шторма и использовалась для перевозки всех членов семьи, то с маленькой гребной лодкой мог справиться даже подросток, переезжая на левый берег реки за ягодами и грибами. В личных хозяйствах используются моторные и гребные лодки, которые отличаются от карбаса размерами и формой кормы (Приложение 1, фото 5,6).
2.2. СТРОИТЕЛЬСТВО КАРБАСА
Заготовка материала для строительства карбаса осуществляется осенью или весной в верховьях реки Койда. Для строительства используется свежесрубленная древесина. От сердцевины дерева и крайние доски (заболонь) на полотно не используют. Для изготовления карбаса (лодки) используют ель, для киля, штевня и упруг (шпангоутов) необходим корень ели (Приложение 2, фото 1,2).
Сооружение корпуса начинали с киля, для которого подбирали здоровое еловое дерево. На киле и штевнях выбирается паз, куда впоследствии крепятся доски обшивки. Штевни - носовую и кормовую кокоры соединяют с килем в замок. Для этого используются болты, которые нарезают в колхозной мастерской. Все соединения обязательно смолятся и прокладываются паклей (Приложение 2, фото 3,4,5). В районе носовой и кормовой части карбаса устанавливались шаблоны, к которым и подтягивают доски обшивки (Приложение 2, фото 6,7). Соседние доски прижимаются одна к другой несколькими березовыми клещами до тех пор, пока с помощью заклепок они не будут окончательно соединены (Приложение 2 , фото 8,9). На карбасе любого размера заклепки находятся на расстоянии 12 см друг от друга. Доски при этом соединяются внахлест, т.е. край каждого последующего набоя немного счесывается (Приложение 2 , фото 10). По окончании этого этапа работы убирают шаблоны, строительный мусор – карбас готов к следующему этапу постройки (Приложение 2 , фото 11). Упруги вставляются с подгонкой уже после установки обшивки. Их собирают из двух половин с перекроем в районе киля. Расстояние между упругами зависит от размера карбаса и составляет 60 – 70 см (Приложение 2 , фото 12) В носовой и кормовой частях карбаса устанавливают закоренки, придающие ему дополнительную прочность (Приложение 2 , фото 13). В последнюю очередь добавляются нашести. В карбасе они используются в качестве скамейки для гребцов или пассажиров.
Готовый карбас транспортируется на улице и смолится изнутри и снаружи не менее двух раз. Сделанный по всем правилам карбас будет служить 10 и более лет (Приложение 2 , фото 14), а строительная бригада довольна проделанной работой (Приложение 2 , фото 15).
Строительство моторных лодок для использования в личных хозяйствах осуществляется по той же технологии. Отличия только в форме кормы (транцевая форма). Кроме того, киль в районе кормы немного выступает за штебень. Это необходимо для установки впоследствии гребного винта и руля (Приложение 2 , фото 16,17).
При строительстве небольшой моторной лодки киль и штевень часто составляют единое целое, его изготавливают из ели-корневухи (Приложение 2 , фото 18).

2.3.МАСТЕРА - СУДОСТРОИТЕЛИ
Село Койда богато мастерами-судостроителями. Учиться этому мастерству начинали с 17 – 18 лет. По словам мастера Малыгина Виктора Максимовича, он за свою трудовую жизнь принимал участие в строительстве 50 карбасов. Работая с 1958 года, был сначала учеником у мастера Малыгина Тихона Филлиповича, а позже сам стал бригадиром строительной бригады.
Меня заинтересовала фраза в статье В. Орлова «Серый парус карбаса» [13]: «Карбасы долгощельских мастеров всегда отличались от считавшихся очень хорошими койдинских и мезенских. У койдикских карбасов корма делалась плоской, долгощельцы же корму делали, как у старых кочей заостренной, и киль у этих карбасов был потяжелее. Сами долгощельцы считали, что на их карбасе лучше было ходить в море они были остойчивее. На койдинскнх же карбасах хорошо ходить вблизи отмелых берегов.» С целью выяснить, так ли это, я и отправилась в гости к мастеру Малыгину Виктору Максимовичу.(Приложение 3, фото 19)
Е.Т (Екатерина Титова): Виктор Максимович, в Койде правда строили только карбаса для работы на отмелых берегах?
В.М (Виктор Максимович): В Койде действительно строили карбаса, которые предназначены для работы на мелких местах, но мы еще делали карбаса для моря, где нос и корма были острые. Это долгощела зря говорят, что в Койде таких карбасов не делали. Мы делали даже елы, на которые устанавливали мотор. Они отличались от карбасов длиной – были 14 метров, грузоподьемность их была 7-8 т, а последняя ёла даже до 15 тонн вывозить могла. Такой карбас и пассажиров на пароход брал много.
Е.Т.: А почему наши и долгощельские лодки так внешне различаются?
В.М. Долгощельские и соянские лодки длинные – они более маневренные, скоростные, их используют на мелких, порожистых реках. А наши лодки более устойчивые, мы за скоростью не гонимся, нам надежность нужна.
Е.Т: В статье рассказывается, что в Долгощелье был сшит карбас можжевеловыми ветками. А у нас использовали такую технологию?
В.М: Да, в конце XIX - начале XX. Но шили не ветками, а корнями можжевельника. Они длинные, иногда их даже в клубок сматывали. Но как только появилась смоляная нитка, толщиной 5-7 мм, иногда ее траловкой или кабалкой называли, так от корней можжевельника отказались. Нитка прочная, а корешок можжевеловый прижми – он и лопнуть может, тоненький ведь. Доски (набои) скрепляли внахлест, сверлили отверстия, протягивали нить, затягивали ее и забивали отверстие пятником.
Е.Т: А когда стали использовать заклепки?
В.М: На заклепки перешли, когда стало много железа в 20-е годы XX века. С начала они напоминали гвоздь, который забивали сквозь доски карбаса и загибали изнутри.
Е.Т: Я знаю, что Вы строили Кораблик – символ Архангельска и карбас в Малые Корелы
В.М: В Малые Корелы сделан не полностью карбас, только нос и корма, так как не позволяла их выставочная площадь. Все строил по своим чертежам. Корабль на въезде в Архангельск сделан на открытие трассы Москва – Архангельск по готовым эскизам. Вначале заказчики обращались в Соломбалу на судоверфь, но не сошлись в цене. Нас заказчикам порекомендовал Пономарев Федор Антонович, председатель Архрыбакколхозсоюза. Бригаду для строительства я набирал сам. Это были те, кто работал в карбасной мастерской: Малыгин Алексей Николаевич, Малыгин Григорий Васильевич, Малыгин Александр Николаевич. Мы и построили в Койде в 1984 году Кораблик – символ Архангельска (Приложение 3 , фото 20).
Сейчас Виктор Максимович на заслуженном отдыхе. Но по просьбам односельчан продолжает строить лодки. А еще пожилого мастера часто можно видеть в колхозной мастерской во время строительства карбасов. Нынешние мастера Малыгин Евгений Анатольевич, Титов Петр Аркадьевич, Третьяков Александр Викторович, Малыгин Николай Альбертович, строящие карбаса, с уважением относятся к его советам.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения работы я пронаблюдала и изучила процесс строительства карбаса, выявила, что современная техника деревянного судостроения позволяет создать универсальное многоцелевое маломерное судно – карбас, играющего огромную роль на Поморье как транспортное средство, обладающее следующими преимуществами:
- лучшая приспособленность к плаванию в сложной и тяжелой обстановке;
- высокая экономичность в эксплуатации;
- широкий спектр использования на различных видах промысла и в транспортном варианте.
Сегодня человечество живет в мире новейших технологий, активно продвигается вперед про пути технического прогресса. Но в такие отдаленные уголки страны, как небольшие поселения на берегу Белом моря, прогресс придет нескоро. Здесь нелегка жизнь и поморы привыкли надеяться только на себя. Именно поэтому люди хранят и чтят свои обычаи и традиции, передают последующим поколениям тайны мастерства. Карбас – неутомимый помощник помора и на реке и на море. И люди здесь всегда помнят о том, что «море – их поле».


4. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Дора – моторный карбас, использовался в селах Койда и Майда во второй половине XX века.
Заболонь – наружные молодые слои древесины, отличается от последующих слоев дерева меньшей механической прочностью, менее стойки к поражению грибами и насекомыми.
Закоренок – часть карбаса в носовой и кормовой части, выполнена из коня ели, используется для придания прочности карбасу
Кабалка (траловка) – смоляная нить
Карбас – беломорская лодка с двумя парусами (по В.И.Далю), на которой ходили по морю и рекам. С появлением карбаса поморы «стали на киль», отказавшись от плоскодонных судов. На карбасах нынешние поморы деревень Койда, Нижняя и Верхняя Золотица, Пушлахта и др. перевозят с покосов сено.[7]
Киль – балка, проходящая посередине днища судна от носовой до кормовой оконечности
Клещи – приспособление (березовые прищепки) для строительства карбаса
Кренья – деревянные полозья, крепились к днищу карбаса, облегчали транспортировку карбаса по льдам моря во время зверобойного промысла
Набой (обшивка, полотно) – ряд борта карбаса.
Нашесть – скамья в карбасе для гребцов и пассажиров
Пожня – сенокосное угодье
Пятерик – лодка (карбас) для артели из пяти зверобоев
Стопа – спаренные с помощью брусьев два карбаса для вывоза сена с верховьев реки Койда
Семерник (семерик) - лодка (карбас) для артели из семи зверобоев
Тройник - лодка (карбас) для артели из трех зверобоев
Форштевень (штевень ) – брус, который идет по контуру заострения на носу и корме судна, на котором замыкается обшивка набора корпуса судна
Шпангоут (упруга) – поперечное ребро жесткости бортовой обшивки судна.

5. ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Архангельская область. Словарь-справочник. Архангельск. ПГУ, 2005. С. 129.
2.Быховский И.А. Архангелогородские корабелы. Архангельское Северо-Западное книжное издательство, 1988. С.174.
3. Леонтьев А.И. Зимняя сторона. Архангельск. Издательство «Правда Севера»,1999. С.575.
4. Мезень и мезенский край в истории отечества и Баренцева региона. Сборник статей международной научно-практической конференции часть 1. Архангельск, 2006. С.342.
5. Мезень – край поморский. Архангельское Северо-Западное книжное издательство,1980 С.222.
6.Окладников Н.А. Российские колумбы. Архангельск, 2008. С.357.
7. Поморская энциклопедия.т.1. Архангельск ,2001. С. 482.
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


























Приложение 1

Фото 1. Парусно – моторный карбас (ела) Фото 2. Будущая стопа

Фото 3. Выплавка сена с пожни Фото 4. Заезд на сенокос

Фото 5. Гребная лодка Фото 6. Моторная лодка













Приложение 2

Фото 1. Шпангоуты Фото 2. Доски для набоев

Фото 3. Подготовка штевня Фото 4 – 5. Болтовое соединение штевня и киля

Фото 6. Киль Фото 7. Установка шаблонов

Фото 8. К килю крепятся набои. Фото 9. Использование деревянных клещей

Фото 10. Заклепки Фото 11. Борта карбаса готовы



Фото 12. Шпангоуты (упруги) Фото 13. Крепление шпангоутов


Фото 14. Готовый карбас Фото 15. Строительная бригада







Фото 16 - 17. Корма моторной лодки



Фото 18. Мастер Малыгин Алексей Николаевич готовит киль будущей лодки















Приложение 3


Фото 19. Малыгин Виктор Максимович


Фото 20. Кораблик, рожденный в Койде












13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515