Методическая разработка урока-путешествия «По тропам Екатерининского парка» с посещением музея-заповедника «Царское Село» (8 класс)


Методическая разработка урока-путешествия
«По тропам Екатерининского парка» с посещением
музея-заповедника «Царское Село»Цель: Формирование умения самостоятельной исследовательской деятельности в музее-заповеднике, учиться извлекать информацию, которую содержат различные памятники культурного наследия.
Предварительная работа: Знакомство с историей возникновения музея-заповедника «Царское Село», включающий в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII–XIX веков.
Ход путешествия:
Вы находитесь у главного входа Екатерининского парка. Каждый из вас получил план-схему Екатеринского парка. Найдите и осмотрите здание Царскосельского лицея, что необычного вы видите в архитектуре этого здания? Как расположено оно по отношению к зданию Екатерининского дворца?
Пройдите в лицейский сад. Рассмотрите памятник А.С. Пушкину.
Как изображен великий поэт? Что высечено на гранитном цоколе памятника? Как вы понимаете эти слова?
Пройдите вдоль Екатерининского дворца в сторону Камероновой галереи. Какие чувства у вас вызывает здание Екатерининского дворца? Как вы думаете, почему его называют «сердцем архитектурного ансамбля»?
Осмотритесь вокруг, скажите, о ком или о чем говорил юный Пушкин «белые в тени деревьев кумиры»?
Осмотрите здание Камероновой галереи. Как вы думаете, для чего предназначалась широкая колоннада из 44 колонн? Чем украшена монументальная лестница Камероновой галереи?
Пройдите от Камероновой галереи к Висячему саду. Почему возникло такое название? Осмотрите Пандус (пологий спуск из Висячего сада в Екатерининский парк), подумайте, почему в 18 веке Пандус называли «Лестницей богов»?
О каком здании в Екатерининском парке архитектор Растрелли писал: «В старом саду Сарского Села, возле большого пруда, я возвел каменное здание об одном этаже, с двумя павильонами и купольной залой, снаружи со многими колоннадами, с фронтошпицем, с балюстрадой со статуями вокруг и разными вазами. По краю этой постройки я сделал большую террасу с балюстрадой по обе стороны мраморного спуска...». Найдите это здание, как оно называется? Для чего оно было предназначено?
Конечную точку вашего путешествия вы можете определить по стихотворению А. Ахматовой:
Царскосельская статуя.
Н.В.Н.Уже кленовые листыНа пруд слетают лебединый,И окровавлены кустыНеспешно зреющей рябины,И ослепительно стройна,Поджав не зябнущие ноги,На камне северном онаСидит и смотрит на дороги.Я чувствовала смутный страхПред этой девушкой воспетой.Играли на ее плечахЛучи скудеющего света.И как могла я ей проститьВосторг твоей хвалы влюбленной...Смотри, ей весело грустить,Такой нарядно обнаженной.
Совпадает ли образ монумента, созданный А. Ахматовой, с вашим личным впечатлением от увиденного? В чём бы вы поспорили с поэтессой в описании этого монумента?