Историко-краеведческий кружок Юный историк


Пояснительная записка
  В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Урочные и внеклассные занятия по историческому  краеведению способствуют развитию  у  учащихся любви к  Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
        История- это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи,  своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим  поколениям,  долга, милосердия.
       Занятие историей и краеведением помогает юным глубже уяснить  смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться  о сохранении исторического и культурного наследия,  беречь  памятники истории и культуры». Каждый обязан  сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам».
      Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить  и трудиться в своем селе, районе, крае,  республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Юный историк».
Цели программы:
Обучающие:
  - Знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических факторах « малой родины».
-Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами как: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.   
  -Развить умение систематизировать и использовать полученные знания  для практической деятельности.
Развивающие:
- Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории,  географии родного края.                     
  -Формирование и развитие способности у детей  анализировать свою деятельность.
Воспитывающие:
-Привить детям интерес к истории родного края, его культуре и природе.
-Выработать такие качества как  дисциплина, усидчивость, умение анализировать, самостоятельно мыслить.
-Воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
 
            1.Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям.
            2. Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях.
 3.Знакомить учащихся с историей школы.
            4.Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.
            5.Обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий.
            6. Вести сбор материалов об истории школы и поселка.
            8. Организовать работу по выявлению и развитию интересов учащихся и начать
           исследовательскую работу по теме: « Моя родословная».
 
Данная программа рассчитана для внеклассной и внешкольной работы. Возраст 10-16 лет.
Методы и формы познавательной деятельности учащихся
 -сбор, накопление, оформление материалов и документов для    пополнения фондов; 
-  поисковая работа по всем направлениям деятельности (групповая, индивидуальная); 
-   ведение инвентарной книги; 
-   работа по регистрации и сохранности экспонатов; 
-   экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции; 
-   оформительские работы (индивидуальные и групповые); 
-   работы в архивах и других музеях района и области (групповые, индивидуальные); 
-   встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками вооруженных конфликтов; 
-   встречи с выпускниками школы; 
-  работа лекторских групп; 
-   уроки мужества; 
-   сбор воспоминаний людей разных поколений; 
-   встречи с местными поэтами; 
-  подготовка докладов, выступлений по истории школы; 
-   создание и обновление экспозиции, стационарные и передвижные выставки, выпуск фотомонтажей и стенных газет, 
-   создание фото- и видеоматериалов, проектов и презентаций. 
- организация походов,  путешествий и экспедиций;- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;- подготовка Книг Памяти;- формирование музейных коллекций;- выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;- участие на  конференциях, олимпиадах  и конкурсов;- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.
    Краеведом может быть ученик, заинтересованный историей своего поселка, своей родословной, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям.
 Изучение предполагает широкое использование активных  методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными  источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев.
 
Требования к уровню подготовки
 Учащиеся должны:
 
 - Знать  историю своего  села,  школы, свою родословную.
-Уметь анализировать  различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать  из них информацию. Овладевать  приемами  работы с книгой, навыками составления проекта, плана.
  - Уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других  эпох, поколений.
 -  Овладеть приемами работы с книгой,  выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии.
 
  Направления деятельности исторического кружка:
-  поисковая работа;
-  просветительская деятельность;
- экспозиционная и фондовая работа;
- учебно-воспитательная работа;
- исследовательская деятельность.

        Условия реализации программы:        - активизация работы кружка   «Юный историк»;        - подготовка экскурсоводов и проведение экскурсий с учетом возрастных особенностей учащихся;       - организация поисковой и исследовательской работы по сбору материалов;
     
               
 

Календарно-тематическое планирование
 

п/п   
Направления
работы  
Тема занятия  
Кол-во
часов  
Дата
проведения
1 Водное занятие.   Что такое музееведение. Беседа.
  Знакомство учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.
1 3.09.2015. 
2 Методическая Обучение актива основам музееведения. 1 10.09.2015. 
3-4 Экспозиционная и фондовая работа (создание экспозиций и пополнение фондов)   1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
2. Систематизация музейных предметов по разделам и темам.
   2 17.09.2015.
 24.09.2015. 
5-7 Просветительская деятельность   1. Акция « Славим возраст золотой».
2. Экскурсия « Сердце, отданное детям».
3. Экскурсия « День памяти жертв политических репрессий».
3 1 .10.2015. 
8 .10.2015. 
15 .10.2015. 
8-10 Экспозиционная и фондовая работа (создание экспозиций и пополнение фондов)      1. Составление картотеки музейных предметов.
2. Создание условий для хранения экспонатов.
3. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.
3 22 .10.2015. 
29 .10.2015. 
12 .11.2015. 
11-12 Просветительская деятельность      Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов. 2 19 .11.2015. 
26 .11.2015. 
13-14 Просветительская деятельность   Подготовка и проведение декады на тему «Великая Победа под Москвой» для учащихся 5-9 классы.
2 3 .12.2015. 
10 .12.2015. 
15-16 Экспозиционная и фондовая работа (создание экспозиций и пополнение фондов)   1.Изготовление стендов, витрин, макетов.
2. Инвентаризация.
2 17 .12.2015. 
24.12.2015. 
17 Методическая 1. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий. 1 14.01.2016. 
18-19 Просветительская деятельность   1. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и родственниками участников блокады Ленинграда.
2.Экскурсия « Дети блокадного Ленинграда в Тюменской области». 2 21.01.2016. 
28.01.2016. 
20-23 Учебно-воспитательная деятельность.  Экскурсия « День разгрома немецких войск в Сталинградской битве».
Вечер встречи выпускников. « Путешествие по родной школе».
Организация и проведение акции
« Подарок солдату».
4 4.02.2016.
11.02.2016.
18.02.2016.
25.02.2016.
24-27 Поисково-просветительская деятельность   1. Постоянное пополнение музейной библиотеки, тематических папок с материалами.
2. Акция « Навеки вместе» (Присоединение Крыма).
3. Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков, устных журналов, классных часов.
4 3.03.2016.
10.03.2016.
17.03.2016.
24.03.2016.
28-29 Экспозиционная и фондовая работа (создание экспозиций и пополнение фондов)    Создание « Виртуального музея». 2 7.04.2016.
14.04.2016.
30-31 Просветительская деятельность   Экскурсия « Край родной- навек любимый».
Экскурсия « День рождения любимой школы».
 
2 21.04.2016.
28.04.2016.
32 Поисковая деятельность.   Сбор информации по теме «Мой дед -  ветеран Великой Отечественной войны».
1 5.05.2016.
33 Учебно-воспитательная деятельность       Акция « Ветеран живет рядом».
Тимуровская помощь ветеранам войны, участникам тыла.
. 1 12.05.2016.
34     Заключительное занятие. Подведение итогов. Задание на лето. 1 19.05.2016.