Дополнительная образовательная программа по истории Юный историк «Героические страницы Москвы»


Дополнительная образовательная программа
Государственного бюджетного образовательного учреждения
Школы № 935
Формирование культурного мировоззрения у учащихся 8-го класса
Юный историк
«Героические страницы Москвы»

Программа составлена для учащихся 8-го класса
Программа рассчитана на один год.
Уровень программы: ознакомительный, (на основании письма ДОгМ № 01-50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г.).
Программа разработана Соцковой О.В.
МОСКВА 2016 год
Пояснительная записка
Данная модифицированная рабочая программа составлена на основе уже действующих программ дополнительного образования краеведческой и военно-исторической направленности других образовательных организаций:
программы изучения регионального компонента Истории Отечества на материале Москвы А.В. Святославского «История Москвы в истории России. Региональный компонент истории и москвоведения в школе». // Сборник материалов под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО, 2007 г.
программы курса "Военная история" Ведерниковой Н.И. учителя истории, обществознания и МХК МБОУ СОШ № 11, п. Раякоски, Мурманской области // http://festival.1september.ru/articles/573927Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 18.07. 2003г. № 2783)
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089)
Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт основного общего образования по истории. Содержание образования: сборник нормативно - правовых документов н методических материалов.- М.: Вентана-Граф,2008/ Авторы-составители: ТВ. Васильева, И.Н Иванова.
Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.,
авторская программа «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2008 г.
Положение о разработке рабочих программ ГБОУ Школа № 935
При разработке отдельных разделов и тем данного курса дополнительного образования использовались другие программы и разработки мероприятий.
Программа адаптирована для учащихся 8 класса с целью лучшей ориентации в современной общественной жизни родного города, а также в целях патриотического воспитания.
В последнее время у молодежи заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории России, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Школа, как социальный институт своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы оживить учебный процесс, приобщить учеников к истории родного города, а значит и всей страны, прививать навыки исследовательской работы.
Проблемы повышения качества образования и его доступности определены как ведущие в городской целевой программе развития образования «Столичное образование – 5». Особое внимание в последние годы уделяется гуманитарной составляющей содержания среднего профессионального образования, и на первое место поставлены проблемы краеведческого направления. В связи с этим возрастает интерес к истории и современности Москвы, отражающей все тенденции развития общества на современном этапе.
В 2016/2017 учебном году в связи с 75-летием Победы в битве за Москву крайнюю важность в историческом образовании учащихся приобретает изучение выдающихся эпизодов Великой отечественной войны 1941-1945, героической обороны Москвы и биографий героев Московской битвы. До сих пор есть безвестные герои, поэтому чрезвычайно важно проводить сбор и систематизацию информации о непосредственных реальных участниках войны – родственниках и близких студентов. Воинские подвиги не могут забыты и должны быть постоянными примерами в воспитании молодёжи России.
Задача современной образовательной организации – выпуск не просто обученного ученика, но и всесторонне развитой личности со своим мировоззрением, системой ценностей и гражданской позицией. Этому способствует знакомство с героическими страницами истории Москвы: сюжетами войн и революций, судьбами замечательных москвичей, памятниками истории и культуры, традиционной народной культурой, раскрывающей образ жизни, нравы и предания москвичей.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что тематика предложенной деятельности к дополнительного образования «Героические страницы Москвы» для учащихся школы особенно проявляются в рамках компетентностно-деятельностного подхода к обучению, требующего большого количества самостоятельной исследовательской, творческой и преобразующей действительность работы. Для формирования у учеников общих компетенций: информационной, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, - им предлагается широкий круг воспитательных, образовательных и практико-ориентированных задач.
Новизна в данной программе состоит в том, что с учетом идейно-патриотической направленности курса в контексте героической истории Москвы серьёзное внимание уделяется освещению истории народного московского ополчения, строительство москвичами загородительных укреплений, защите родного города.
Педагогическая целесообразность данного курса направлена на то, чтобы учащиеся понимали историческую важность каждого этноса на формирования мировой культуры, а также необходимость находить компромисс при взаимодействии с другими культурами. Воспитывать понимание того что гибель того или другого этноса ведёт к невозвратным потерям в мировом этнокультурном пространстве.
Главной целью реализации данной программы является обеспечение знаний всем обучающимся на мировоззренческом уровне. обеспечение социокультурного развития учащихся восьмого класса на основе интеграции содержания образования гуманитарных дисциплин: москвоведения, военной и политической истории
Форма :Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность
Режим занятий – 1 час в неделю, продолжительность педагогических занятий исчисляется в астрономических часах(учебное занятие – 45 минут, организационные мероприятия, короткие перерывы составляют – 15 минут)
Возраст обучающихся 14-15 лет
Количество – 25 человек
Срок реализации – 1год

.
Задачи:
Образовательные:
расширение знаний, имеющихся по основному курсу истории, о важнейших событиях и процессах героической истории России в их взаимосвязи и хронологической преемственности с целью воссоздания целостной картины исторического развития Москвы
формирование подробных научных знаний о наиболее значимых для москвичей победах в период объединения русских земель вокруг Москвы, в эпоху Смутного времени, во время Отечественной войны 1812 г., в годы Великой отечественной войны и другие судьбоносные периоды истории.
формирование знаний и представлений о героях и выдающихся москвичах, внесших существенный вклад в политическое, военное и культурное развитие города и государства
создание целостного представления об историко-культурном наследии Москвы и Московской области: общих и тематических музеях, памятниках, панорамах, зданиях, мемориальных досках, посвященных героическим событиям и личностям.
ознакомление с изменениями психологического состояния населения Москвы в разные периоды истории и отношения к героизму тех или иных знаменитых личностей или групп людей.
Развивающие:
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации в рамках формирования информационной компетенции
развитие коммуникативной компетенции, в частности, способности свободно выступать, выражать собственное мнение перед аудиторией и вести экскурсию по изучаемым местам Москвы
развитие оценочных навыков роли личности в истории в рамках компетенции по организации деятельности, выбору типовых методов и способов выполнения задач, оценки их эффективности и качества
отработка навыков деятельности в коллективе и команде, эффективного общения с коллегами, способности принимать решения и брать на себя ответственность за работу коллектива и результаты
освоение различных технологий работы: аудиторных (конспект лекции, подготовка стенгазет и плакатов, проектов и др.), индивидуальных (подготовка исследовательских проектов, презентаций, сочинений и т.п.), внеаудиторных выездных (экскурсия, совместная поездка, поход и др.)
развитие навыков логического мышления, умения обобщать цепь отдельных событий и делать выводы на основании фактов
Воспитательные:
воспитание уважения к истории родного города и его крупнейшим историческим деятелям, героям
создание условий для формирования мировоззрения и убеждений в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, общечеловеческих ценностей
воспитание этнической и религиозной толерантности к народам, населяющим Москву и Россию
способствование пониманию необходимости применения знаний и представлений о Москве в жизни и участие в улучшении культурно-исторического облика родного города
Приоритетные:
участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, творческих лабораториях и мастер-классах под эгидой колледжа, округа, города, страны не только по тематике кружка, но и по всем общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
В качестве ожидаемого результата прогнозируется:
повышение учебной активности обучающихся;
расширение мотивационно-смысловой основы обучения;
рост функций самооценки и самоконтроля учебных достижений;
повышение ИКТ – компетентности обучающихся;
подтверждение обоснованности выбора обучающимися профиля обучения.
Фиксация результатов работы курса
Итоговыми и промежуточными результатами деятельности курса дополнительного образования «Героические страницы Москвы» будут являться:
текстовые, фото и видео отчёты о внеаудиторных мероприятиях: поездках в музеи, на выставки и панорамы, посещениях лекториев, участии в мероприятиях под эгидой Департаментов образования или культуры Правительства Москвы.
создание в школе сменяемых выставок, посвященных наиболее значимым датам в героической истории Москвы. В 2016/17 учебном году особое внимание уделяется экспозиции «75-летие Победы в битве под Москвой» с использованием материалов из семейных архивов учащихся.
творческие работы учащихся: интернет-странички, электронные презентации, исследовательские проекты, тематические плакаты, рисунки, стенгазеты, стенды, сочинения, эссе, доклады, рефераты, посвященные как общим проблемам героической истории Москвы, так и личным и семейным.
Способы определения результативности работы курса:
педагогические наблюдения за активностью обучающихся в процессе усвоения программы, их инициативностью и устойчивостью интереса к различным видам деятельности;
отчетность выполнения творческих и исследовательских самостоятельных заданий;
публичное представление результатов собственной деятельности;
рейтинговое оценивание активности участия в семинарах, конкурсах, круглых столах и при выполнении самостоятельных работ.

Форма подведения итогов реализации программы
Презентация и защита исследовательской творческой работы (проекты и др.) на конкурсной основе.
Тематическое планирование курса 36 часа(один час в неделю)
Тема занятия Кол-во
часов Тип занятия Форма занятия Требования к уровню подготовки обучающихся
(обучающиеся должны знать/уметь)
Введение в программу курса (1 час)
Раздел I. Освобождение Москвы от польских захватчиков (8 часов)
2-3.Захват Москвы поляками 2 Занятие по изучению нового материала Вводная лекция с элементами беседы Уметь: объяснять значение понятий: смутное время, семибоярщина, Лжедмитрий I, Марина Мнишек, королевич Владислав.
4-5. Первое и второе ополчение 2 Изучение и первичное закрепление новых знаний Занятие- рассказ с элементами беседы, раскодирование сказок Объяснять значения понятий: ополчение. Знать имена: П.Ляпунов, Д.Пожарский, К.Минин
6-7. Земский собор в Москве, избрание Романовых 2 Изучение и первичное закрепление новых знаний Занятие – беседа Уметь: объяснять значение понятий Земский собор, династия.
8-9. Восстановление Москвы после Смуты 2 Экскурсия по Москве Фотографи-
рование возле памятника Минину и Пожарскому Сделать: презентацию, посвящённую Смутному времени и победе над поляками
Раздел 2. . Москва в период французского нашествия (10 часов)
10-11.Отечественная война 1812 года 2 Комбинированное занятие Рассказ с элементами беседы Уметь: объяснять значение понятий - нашествие, Отечественная война
12-13. Заседание в Филях 2 Комбинированное занятие, изучение фольклора Занятие - беседа Уметь: знать имена М.И. Кутузов, Н.Раевский, М.Тучкова
14-15. Посещение музея Отечественной войны 1812 года 2 экскурсия Знакомство с музеем Отечественной войны 1812 Знать: причины войны, о массовом героизме русского народа
16-17. Партизанское движение. Денис Давыдов 2 Комбинированное занятие Практическое занятие Учимся читать документы
18-19. Восстановление Москвы после пожара 2 Творческая работа Практическое занятие Сделать: презентацию, посвящённую освобождению Москвы от французов
Раздел 3. Москва в 1941 (10 часов)
20-21. Москва военная 2 Комбинированное занятие Занятие - беседа Знать: начало обороны Москвы
22-23. 75 лет параду на Красной площади 2 Комбинированное занятие Занятие - беседа Понимать идеологическую важность парада 7 ноября 1941 года
24-27. Оборона Москвы 4 Экскурсия в музей ВОВ на Поклонной горе. Посещение музея, прогулка по парку с военной техникой. Знать: имена защитников Москвы – герои панфиловцы, Зоя Космодемянская, политрук Клочков. Познакомиться с военной техникой
28-29. Москва спасена 2 Творческая работа Практическое занятие Изготовление презентации «Оборона Москвы в 1941 году»
Раздел 4. Работа на школьной выставке «Боевой славы»(7 часов)
30-31. Изучаем документы 2 Практическое занятие Знакомство с экспонатами выставки Уметь анализировать документы, относиться к ним бережно
32-33 Изучаем слова вошедшие в русский язык от имён славянских богов 2 Практическое заняти Готовимся быть экскурсоводами Уметь подобрать слова, затрагивающие подвиг советских солдат в ВОВ
34-35 Проведение экскурсий среди учащихся школы 2 Практическое занятие Провести экскурсию для учеников 1-5 лассов Уметь заинтересовать экскурсантов изучением материалов выставки
36 Обобщающее повторение 1 Комбинированное занятие Занятие - беседа Подведение итогов работы