Урок-игра по литературе в 5 классе на тему: Мифы Древней Греции

Настоящая игра может быть организована после изучения темы «Мифы народов мира». Игровому занятию, безусловно, должна предшествовать подготовительная работа. Всё это вкупе поможет учащимся расширить представления о богах и героях Древней Эллады. Учитель порекомендует учащимся познакомиться с замечательными книгами: Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции»; «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима» (сост. А.А. Нейхардт); «Мифы и легенды Древней Греции» (сост. А.И. Немировский). (Можно использовать любое издание данных книг.)
В игре принимают участие три команды. Названия команд (например, «Аргонавты», «Олимпийцы» и тому подобное), девизы придумывают заранее, заранее также изготовляются эмблемы.
Большинство заданий ориентировано на выявление того, как усвоено учащимися содержание наиболее популярных греческих мифов. В ходе состязаний учащиеся получат возможность продемонстрировать приобретённые знания. Ряд конкурсов требует, чтобы студенты проявили смекалку, находчивость, также творческие способности.
За каждый правильный ответ игрокам вручаются специальные жетоны (от одного до трех, в зависимости от степени сложности заданий), подсчёт которых по окончании игры позволит, с одной стороны, определить команду-победительницу, а с другой оценить степень активности каждого участника соревнований.
I. Боги и герои
Викторина состоит из двух разделов: «Боги» и «Герои». В обоих разделах 6 вопросов (по 2 для каждой команды). Желательно обеспечить данный этап игры соответствующей наглядностью - например, закрепить на доске иллюстрации, изображающие эллинских богов и героев: репродукции картин, фотографии скульптур, использовать компьютерную презентацию о греческих богах и героях.
Боги
Ведущий:
"Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни, - сообщается в книге Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Всё возникло из безграничного Хаоса весь мир и бессмертные боги".
Ведущий демонстрирует участникам состязаний изображения следующих богов: 1) Зевс, 2) Посейдон, 3) Аполлон, 4) Гефест, 5) Эскулап, 6) Гермес, 7) Эрот, 8) Пан
Вопросы:
Как известно, местом обитания бессмертных богов является гора Олимп. Боги живут в роскошных золотых чертогах. А кто возвёл эти прекраснейшие сооружения? ( Гефест.)
Любая мать несказанно радуется появлению на свет своего ребёнка. Древнегреческая мифология описала случай, когда мать, взглянув на новорожденного сына, обратилась в бегство. Этот бог был так ужасен, что наводил ужас на окружающих. Кто он? ( Пан.)
Кто из богов был владельцем уникального индивидуального транспортного средства, позволявшего передвигаться в пространстве с быстротой мысли? Назовите это транспортное средство. (Гермес; крылатые сандалии)
4. Не секрет, что дети появляются на свет из чрева матери. Благодаря греческой мифологии нам известен феномен, когда ребёнок вышел из разрубленной топором головы отца. Назовите имя бога, родившего таким способом дочь. {.Зевс.)
5. Амур, Купидон у римлян, Лель у славян. Kcik именовали этого бога древние греки? (Эрот.)
6. На здании Большого театра в Москве, на фасаде - скульптурное изображение одного из богов: в колеснице, запряжённой четвёркой лошадей, с лирой в руках, он выступает здесь в роли покровителя дома. Назовите этого бога. (Аполлон.)
Герои
Ведущий:
Зевс, пытаясь усовершенствовать род людской, создал полубогов, или героев. Перед вами изображения десяти самых известных из них: 1) Ахилл, 2) Геракл, 3) Одиссей, 4) Орфей, 5) Икар, 6) Адонис, 7) Парис, 8) Сизиф, 9) Персей, 10) Пигмалион.
Вопросы:
Кто из героев был учредителем Олимпийских игр? (Геракл)
Сияющие на ночном небосклоне звёзды, согласно легенде, образовались от союза Астрея и Эос. А вот созвездие Млечный Путь обязано своим появлением не богам, а одному из героев. Какому? {Геракл)
Нельзя умереть дважды. Это неоспоримый факт. Среди героев греческих легенд есть один, который по воле богов ежегодно умирает, чтобы вскоре воскреснуть. Кто это? (Адонис)
Однажды между Афиной, Герой и Афродитой, сообщает легенда, возник спор за право именоваться прекраснейшей. Кто из мифологических героев был третейским судьёй в споре? (Парис) Какой приз был вручён победительнице? (Яблоко)
В легенде о каком герое воплотилась мечта человека о полёте в космос? ( Икар)
Одному из героев Троянской войны сам бог Гефест выковал щит. Этот щит стал дивным произведением искусства, но, к сожалению, не смог защитить владельца от смерти. Назовите обладателя этого уникального щита. (Ахилл)
II. Богини
В конкурсе участвуют три девушки - по одной от каждой команды. Сначала соревнующимся придётся угадать, каких богинь они будут представлять в продолжение данного конкурса. Угадывание это будет происходить в три этапа. Если участница узнала "свою" богиню с первой попытки, она получит три очка. В случае же, когда для узнавания понадобятся вторая и третья подсказки, конкурсантка сможет приобрести лишь два очка или только одно очко.
Подсказки для представительницы команды № 1 (Афина):
1. Богиня мудрости и знания; учит людей искусствам и ремёслам, девушек рукоделию.
2. Защитница городов и крепостей.
3. Покровительница героев, непобедимая воительница.
Подсказки для представительницы команды № 2 (Артемида):
Богиня эта даёт счастье в браке, благословляет деторождение. .
Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, исцеляет от болезней.
Покровительница животных, богиня-охотница.
Подсказки для представительницы команды № 3 (Афродита):
Первоначально это была богиня моря и богиня неба, посылающая дождь.
Она олицетворение красоты и вечной юности.
Она будит любовь в сердцах смертных и богов. Благодаря этому она царит над миром.
Когда узнавание всех трёх богинь успешно завершится, ведущий подведёт участниц состязания к стенду, где размещены рисунки, изображающие следующие предметы: 1) рог изобилия, 2) копье, 3) яблоко, 4) трезубец, 5) колчан, 6) лук, 7) венок из цветов, 8) щит. Каждая из соревнующихся должна выбрать из этого ряда атрибуты "своей" богини. {Правильные ответы: Афина ~ № 2; Артемида -№ 5; Афродита - № 3, 7.)
III. Исправь ошибку в тексте мифа
Затем игрокам вручаются тексты отрывки из книги Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Б каждом тексте допущены три фактические ошибки. Девочки вслух читают отрывки, находят и исправляют неточности. Сколько ошибок будет исправлено, столько очков и получат представительницы команд. Таким образом, максимальное количество баллов, которое можно заработать в ходе данного конкурса, - три.
Задание представительнице команды № 1 (Афина):
"На всю Лидию славилась Арахна своим искусством... Гордилась она, что нет ей равных на свете в искусстве живописи. Однажды воскликнула Арахна:
Пусть приходит сама Афина Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня!
Я здесь, Арахна! - воскликнула богиня...
Началось состязание...
Верхом совершенстве была работа Арахны; она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях её видно было неуважение к богам. Разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны. Несчастная Арахна не перенесла позора: она бросилась в море. Афина освободила Арахну и сказала ей:
- Живи, непокорная... Афина окропила Арахну соком волшебной травы и... обратилась она в рыбу". (Ошибки: 1) живописи; надо: ткать: 2) бросилась в море; надо: свила верёвки и... повесилась; 3) в рыбу; надо: в паука)
Задание представительнице команды № 2 (Артемида):
"Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомлённые охотники расположились на отдых в тени густого леса... В крутом склоне горы увидел Актеон прелестную полянку... Он пошёл к ней, не зная, что она часто служит местом отдыха Артемиде. Артемида только что пришла на полянку... и готовилась загорать... Разгневалась Артемида, что Актеон нарушил её покой. В гневе Артемида превратила несчастного Актеона в неуклюжего медведя". (Ошибки: 1) прелестную полянку; надо: прелест
·ный грот; 2) загорать; надо: купаться; 3) В нейклюжего медведя; надо: в стройного оленя.)
Задание представительнице команды № 3 (Афродита):
"Но богиня любви... знала и сама муки любви... Адонису, сыну царя Кипра, никто из смертных не был равен красотой... Забыла для него Афродита и Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее светлого Олимпа.
Однажды собаки Адониса во время охоты напали на след громадного тигра... Адонис уже готовился выстрелить в разъярённого зверя, как вдруг кинулся на него тигр и смертельно 'ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны. Афродита... полная невыразимого горя, пошла в горы Кипра искать тело любимого юноши... Острые камни и шипы терновника ранили нежные ноги богини. А там, где падали из раненых ног богини капли крови, всюду вырастали пышные маки, алые, как кровь Афродиты". (Ошибки:1) тигра; надо: кабана; 2) выстрелить; надо: пронзить копьём; 3) маки; надо: розы)
III. Подвиги Геракла (конкурс капитанов)
Для участия в конкурсе ведущий приглашает капитанов команд вместе с двумя-тремя помощниками.
Ведущий:
Все знают, что полноправным властителем на Олимпе является громовержец Зевс. Представим себе такую невероятную ситуацию: Заве сложил с себя полномочия правителя, в среде богов-олимпийцев возобладали демократические веяния, и объявлены президентские выборы; один из кандидатов на пост президента Олимпа - Геракл. Во время этого конкурса каждому из трёх капитанов придётся примерить на себя "маску" знаменитого мифологического героя Геракла и дать "интервью'' от его лица, ответив на несколько вопросов ведущего. Пока ведущий будет интервьюировать новоявленного кандидата на президентский пост, группа поддержки займётся подготовкой предвыборной кампании.
Задания для группы поддержки капитанов:
Напишите сценарий рекламного ролика о Геракле и его подвигах.
2. Составьте заметку сенсационного характера, посвященную деяниям Геракла, которую можно было бы разместить в местной олимпийской прессе, если бы таковая была в Древней Элладе.
3.Напишите шуточную программу, которую новоиспечённый кандидат - Геракл мог бы обнародовать во время своей пред-выборной кампании.
Вопросы игроку команды № 1:Прочему вас прозвали Гераклом? Каково ваше настоящее имя? Что оно означает? (При рождении герою было дано имя Алкид, что значит "сильный". Гераклом его стали звать из-за преследований Геры (в переводе "совершающий подвиги из-за гонений Геры"). Римляне именуют его Геркулесом.)
2. Опишите ваше воинское облачение, включая оружие. ("...Золотой панцирь сделал ему Гефест, а Афина сама соткала для него одежду". "Ещё юношей Геракл убил грозного киферонского льва, жившего в вершинах гор, и снял с него шкуру. Эту шкуру он накинул как плащ на свои могучие плечи. Лапы он связал у себя на груди, а шкура с головы льва служила ему шлемом" (Н.А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»). Из книги Куна мы также узнаём, что Аполлон подарил Гераклу лук и стрелы, которыми были впоследствии повержены стимфалийские птицы, лернейская гидра, керинейская лань. Из вырванного с корнями в Немейской роще ясеня, твёрдого как железо, Геракл сделал себе палицу, которой сразил немейского льва.)
Вопросы игроку команды № 2:
1. Bы - один из самых могучих героев. Рассказывают, что, ещё будучи младенцем, как говорится, едва из пеленок, вы поразили всех, обнаружив недюжинную физическую силу. Как это было? (В восьмимесячном возрасте Геракл задушил двух чудовищных змей, которых подослала Гера, обиженная появлением сына Зевса и смертной женщины.)
2. Смерть непобедима для всех, кроме... вас. Правда ли, что в поединке с богом смерти смерти Танагом вы одержали верх и последний вынужден был отступить? Поведайте нам об этом. (Когда Геракл узнал, что его друг Адмет потерял любимую жену Алкестиду. могучий герой решил во что бы то ни стало помочь горю друга и вырвать у бога смерти Таната добычу. "Началась меж ними ужасная борьба, - читаем в книге Куна. - Всё же могучий сын громовержца Зевса победил Таната. Он связал его и потребовал как выкуп за свободу, чтобы вернул бог смерти к жизни Алкестиду".)
Задание игроку команды № 3:
1.Какой из ваших подвигов был самым трудным? Почему? ("Самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея был его последний, двенадцатый подвиг. Геракл должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов... три золотых яблока... Чтобы совершить этот подвив, нужно было прежде всего узнать путь в сады Гесперид, охраняемые драконом, никогда не смыкавшим глаз. Никто не знал пути к Гесперидам и Атласу" И,А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции».)
2. Какая награда ожидала вас за совершенные подвиги? (Живёт с тех пор на светлом Олимпе в сонме бессмертных богов Геракл. Это было ему наградой за все его подвиги на земле, за все его страдания" - Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции).IV. НАШ ВЕРНИСАЖ
Античная мифология оказала сильное влияние на культурное развитие человечества, обогатила мировое искусство. Ми- фологические сюжеты и образы начиная с эпохи Возрождения активно использовались литераторами и музыкантами, скульпторами и живописцами в своих произведениях.
Вниманию игроков предлагаются наборы репродукций известных художественных полотен. В каждом наборе четыре репродукции. Три картины из этого ряда созданы на сюжеты античной мифологии, содержание же четвёртого произведения не связано с греко-римскими легендами. Задача учащихся - обнаружить лишнее звено в данном ряду.

Задание команде № 1:
В.Серок. «Похищение Европы*
М.Врубель. «Пан».
М.Врубель. «Царевна-Лебедь».
К.Брюллов. «Встреча Аполлона и Дианы».
(Лишнее звено № 3.)
Задание команде № 2:
Рафаэль Санти. «Суд Париса». .
П.Рубенс. «Персей и Андромеда».!у
С.Боттичелли. «Рождение Венеры».
Рембрандт. «Возвращение блудного сына».
(Лишнее звено ~ № 4.)
Задание команде № 3:
Тициан Вечеллио. «Даная».
Д.Веласкес. «Вакх» («Дионис»),
Микеланджело де Караваджо. «Магдалина».
4. Н.Пуссен. «Царство Флоры». (Лишнее звено - № 3.)
V. Толковый словарь
Ведущий:
Как известно, многие образные выражения и "крылатые" слова, которые мы используем в речи, восходят к древнегреческим мифам
Команды получают карточки, где написаны фразеологизмы, а также три варианта толкования их значения. Участники настоящего конкурса должны выбрать среди них единственно правильный ответ,
Карточка для команды № 1.
Сизифов труд: а) тяжёлая, бесконечная и безрезультатная работа; б) работа, выполненная быстро и качественно; в) многолетний кропотливый труд. (Правильный ответ -а.)
Карточка для команды № 2.
Авгиевы конюшни: а) помещение, которое содержится в образцовом порядке; б) сильно засорённое, загрязнённое и захламлённое место; в) место, где собраны особо ценные породы скота. (Правильный ответ б.)
Карточка для команды № 3.
Ахиллесова пята: а) главное достоинство, лучшее качество чего-либо или кого-нибудь; б) основной недостаток, свойственный лицу или предмету; в) наиболее уязвимое место у кого-либо. (Правильный ответ - в.)
VI. "Служенье муз..."
Завершает игру поэтический конкурс. Учащиеся читают стихотворения известных поэтов с "мифологической" тематикой (например, «Арион» А.С. Пушкина, «Венера Милосская» А.Фета, «Нить Ариадны» и «Орфей и аргонавты» В.Брюсова, «Тебе, Афродита, слагаю танец...» А.Ахматовой, «Эвридика» А.Тарковского, «Елена Прекрасная» В.Фёдорова), а также произведения собственного сочинения - стихотворные "опусы" на сюжеты античных легенд. Подобное задание, разумеется, потребует предварительной домашней подготовки.
Победители состязания поэтов и чтецов увенчиваются символическими лавровыми венками.
Заголовок 315