Конспект Непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП На тему: «Знакомство со временем» для детей подготовительной логопедической группы.

Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП
На тему: «Знакомство со временем» для детей подготовительной логопедической группы.

Цель:
Развитие временных отношений у детей подготовительной к школе группы с целью использования времени рационально и точно.
Коррекционные задачи: развивать внимание, память, слуховые и зрительные ориентировочные реакции, познавательную и речевую активность, отрабатывать необходимые двигательные умения.
Коррекционно-образовательные задачи: Познакомить детей с историей возникновения часов, рассказать, как раньше люди определяли время, познакомить детей с различными видами часов, рассказать, как важно для человека рационально использовать время, продолжать расширять кругозор детей, деталями часов (корпус, циферблат, стрелки, механизм)
Учить определять время по часам с точностью до 1 часа,
поощрять стремление ребенка выражать свои мысли и суждения

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к занятию, любознательность, бережное отношение ко времени.
Материал к занятию: часы-будильник, наручные часы, настенные часы, книга И.Кобитина”Дошкольникам о технике”, макет часов, иллюстрации различных часов.

Материал и оборудование: конверт, разрезные картинки на каждого ребенка, простые карандаши, отрывок из мультфильма «Фиксики», цифры 1-12, задания на каждого ребенка на определение времени с точностью до часа, «Найди пропущенное число», часы механические (настенные, наручные), электронные, песочные, часы с кукушкой; посылка.

Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, я с утра на своем столе нашла посылку и конверт с изображением вот таких непонятных человечков. Вы не подскажите, кто это? (Фиксики).
-А кто такие, Фиксики? (Фиксики - это маленькие человечки, которые прекрасно разбираются в технике и знают как устроены различные приборы и поддерживают их в рабочем состоянии незаметно для людей).
-Ну, хорошо, давайте откроем конверт и посмотрим, что передали для нас Фиксики. (Разрезные картинки)
Дети собирают разрезные картинки. Получились часы.
Сюрпризный момент: вносится посылка от Фиксиков (внутри: настенные часы, наручные, песочные, электронные, часы с кукушкой). Дети вместе с воспитателем рассматривают часы.
Часы бывают разные, но все они показывают время.

Воспитатель: - Для чего нужны часы? По часам люди определяют, когда вставать, когда идти на работу, в школу, детский сад, когда обедать, когда ложиться спать, по времени мы выполняем определенные дела.

- А давайте спросим наших гостей, сколько времени они потратили, чтобы доехать к нам в гости. (Ответы гостей)

- Ребята, представьте себе, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)

- А ведь когда-то очень-очень давно часов у людей не было совсем, и они узнавали время по солнцу. Встало солнце - пора людям вставать, за работу приниматься. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.
- Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору и кричат “ку-ка-ре-ку”. - Узнали кто это? Петух просыпается рано утром и своим пением будит людей. Но по пению петуха трудно определить точное время.
Воспитатель: - Да, прежде чем появились часы, которые сейчас есть в каждом доме, они прошли долгий путь изобретения
Просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики - часы»
- А какие еще часы вы знаете? (Ответы детей)

- А про какие часы не рассказали в мультфильме?
- Про цветочные. Давным-давно люди заметили, что цветы открываются и закрываются не когда им вздумается, а свое определенное время. Одни утром, другие вечером. Так появились цветочные часы.
- Есть восковые часы.
Но эти часы работали только в помещении, где нет ветра.
- Удобны ли были солнечные часы? Нет, так как пользоваться ими человек мог не всегда.- Как вы думаете, почему? В пасмурную погоду они не работают.
- Водные? (они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду.)
- Песочные? (узнать который час по ним нельзя.)
- Цветочные? ( ходят они только в солнечную погоду, в пасмурную погоду все цветы закрыты.)
Удобнее всего оказались часы, которыми мы пользуемся сейчас – механические.
Давайте поближе познакомимся как они устроены.
Просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики - будильник»
.
Как вы думаете, почему удобнее всего оказались часы, которыми мы пользуемся сей
· механические и электронные?
(Ответы детей). Потому что только по часам можно определить точное время, можно точно назвать который час, сказать сколько прошло минут, секунд.
_Мы посмотрели как устроены часы внутри, А теперь давайте посмотрим как устроены наши часы снаружи.
- Что есть у часов? (Корпус, стрелки, циферблат, заводная головка для перевода стрелок и завода часов)
- Что нарисовано на циферблате? (Цифры и деления)
- Что они обозначают? (Цифры - часы, деления - секунды и минуты)
- Как называются стрелки, показывающие время? (Большая - минутная, маленькая - часовая)
Дети выполняют задание: «Найди пропущенное число».

Игровое упражнение “Найди отличие”. Дети сравнивают макеты часов, находят, что у них общего и чем отличаются. (Формой корпуса, разными стрелками, цветом циферблата)
Практическое занятие «Установи время» – А теперь мы с вами посмотрим, в каком положении должны находиться стрелки, чтобы показать нам правильное время. Например, чтобы показать нам 9 часов утра, время начала наших занятий, большая минутная должна стоять на цифре 12, а маленькая часовая на цифре 9. Затем дети самостоятельно устанавливают время 10 ч., 12 ч., 8 ч.
Часы- это прибор для определения и измерения времени.
- Самая короткая мера измерения времени? (Секунда)
- Самая длинная? (Час)

А вы знаете, ребята, сколько длится 1 минута? (Ответы детей)
Знаете ли вы, что можно успеть сделать за 1 минуту? Давайте проверим. Воспитатель включает секундомер или ставит песочные часы, и дети выполняют различные движения. По команде “стоп” все садятся и рассказывают что успели сделать за это время.
- Видите как быстро прошла одна минута, и как мало вы успели сделать за эту минуту. А если бы у нас было 2 минуты – мы бы сделали в два раза больше, а если бы у нас было 3 минуты – значит в три раза больше. Вот сейчас мы и проверим, сколько дел вы сможете сделать за 3 минуты?
1 задание. На листе нужно раскрасить цветочки, так, чтобы все лепесточки были разного цвета, затем сосчитать, сколько успели нарисовать за три минуты.

Физминутка "Расскажи стихи руками"
Соблюдается совой
Сжимают и разжимают

Распорядок часовой
кулачки на обеих руках

Ночью в час по распорядку
Показывает один палец

Совы делают зарядку
Руки на поясе, наклоны влево и вправо

Циферблат покажет два
Показывают два пальца

В магазин спешит сова
Шагают на месте

В три - готовит суп
Показывают три пальца и "варят"

В четыре
Показывают четыре пальца

Вытирает пыль в квартире
Делают вид, что вытирают пыль

В пять сова идет читать
Показывают пять пальцев и "читают книгу"

В шесть она садится есть
Показывают шесть пальцев и "кушают"

Семь показывают стрелки
Показывают семь пальцев

В гости к ней приходят белки
Прыгают на месте, руки перед грудью

Не поздней восьми часов
Показывают восемь пальцев

Совещание у сов
"Совещаются" между собой

Но как только девять бьет
Показывают девять пальцев

В лес сова идет гулять
Шагают на месте

В десять у нее - вязанье
Показывают десять пальцев и "вяжут"

А в одиннадцать - купанье
Показывают сначала десять пальцев, затем

еще один палец и "плавают"


Как двенадцать бьет часов
Показывают сначала десять пальцев, затем

еще два пальца


Двери в доме на засов
"Закрывают дверь на ключик"

В полдень ей пора в кровать
Потягиваются и зевают

Любит днем сова поспать
Руки под щеку и "спят"

Дальше все по распорядку
Сжимают и разжимают кулачки

В час - встает и на зарядку на обеих руках.

Практическое занятие на внимание «Соедини часы которые показывают одинаковое время» (карточки)

Ведут часы секундам счёт,
     Ведут минутам счёт.
     Часы того не подведут,
     Кто время бережёт.
     Кто жить умеет по часам
     И ценит каждый час,
     Того не надо по утрам
     Будить по десять раз.
     И он не станет говорить,
     Что лень ему вставать,
     Зарядку делать, руки мыть
     И застилать кровать.
  Умеет он одеться в срок,
     Умыться и поесть.    
     С часами дружба хороша!
     Работай, отдыхай,
     Уроки делай не спеша
     И книг не забывай!
     Чтоб вечером, ложась в кровать,
     Когда наступит срок,
     Ты мог уверенно сказать:
  - Хороший был денёк!
 
  Воспитатель: -Я, желаю, вам ребята, чтобы вы могли всегда уверенно сказать: «День у меня сегодня был хороший!»

15