Опыт использования ИКТ в историческом краеведении


Опыт использования ИКТ в историческом краеведении
Артамонова Тамара Иосифовна
Методист государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ».
Историческое краеведение - одно из важных направлений школьного краеведения. Оно связано с изучением традиций народа, подвигов земляков на полях сражений во имя защиты своего Отечества. Историческое краеведение играет большую роль в патриотическом воспитании учащихся и становлении их гражданской позиции.
В последние годы возникают трудности в патриотическом воспитании подрастающего поколения. На уровне государства часто поднимаются вопросы о правильности пути развития России, появляются попытки переписать историю нашей страны.
Школьное историческое краеведение позволяет вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность по изучению истории родного края, а использование возможностей информационно-коммуникационных технологий делает этот процесс более привлекательным для них.
Одним из важных исторических этапов остается Великая Отечественная война. Многочисленные памятники военной истории рассказывают о беспримерном мужестве защитников Родины, их беззаветной любви к своему народу.
Изучение военной истории своего края (района) необходимо начинать с поиска информации в книгах, интернете, музеях, чтобы понять общую картину происходивших событий.
Следующим этапом может быть сбор информации об улицах, названных в честь земляков-героев или исторических событий.
Важным этапом является поиск памятников, монументов, стел, мемориальных досок и т.д. Каждый памятник имеет свою историю.
К сожалению, теперь уже сложно найти свидетелей событий Великой Отечественной войны. Но в семьях хранятся письма, награды, и это тоже может быть одной из форм исследования.
Выполняя эту работу, мы решаем познавательные задачи.
На основании собранной информации посещаются объекты исследования, делаются фотографии, снимаются видеосюжеты.
Используя компьютерные технологии, обрабатываются фотографии, создаются выставки, презентации, стенды.
И, конечно, результаты краеведческого исследования могут быть опубликованы в социальных сетях. Социальные сети позволяют работать с различной информацией, в т.ч. графика, анимация, звук, видео, что дает возможность красочного представления краеведческого материала.
Таким образом, кроме решения познавательных задач, мы решаем и образовательные задачи.
2015 год был годом 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы с ребятами решили провести исследовательскую работу по сбору и изучению материалов о Петродворцовом районе в годы Великой Отечественной войны.
В результате этой работы была собрана информация о военных событиях, происходивших на территории Петродворцового района, и создана презентация, рассказывающая об обороне Петродворца, Ораниенбаумском плацдарме и полном снятии блокады Ленинграда. Ребята искали информацию в книгах и газетных архивах, сканировали фотографии. Была проведена большая работа по поиску информации в интернете. Ребята посетили все памятные места, посвященные этим событиям, сделали фотографии.
Фрагменты презентации (в презентации 56 слайдов)
520703492500









Одной из интересных форм изучения родного края являются виртуальные экскурсии, созданные в программе Power Point (прогулки по городу).
На слайде представляется карта с отмеченными на ней памятными местами. Мы отметили их звездочками (Рис. 1).

Рис.1
При просмотре презентации педагог показывает звездочку и задает вопрос: «Что это за памятник (улица)?». Ребята отвечают.
При щелчке мышью на звездочку на экране появляется информация об этом месте (Рис. 2).

Рис.2
Надпись убирается с экрана щелчком. Также, можно выводить на экран фотографии памятных мест (Рис. 3).

Рис.3
Ребятам нравится создавать такие виртуальные экскурсии. А педагоги могут использовать их на занятиях или при проведении воспитательных мероприятий.
Для распространения собранного материала были созданы стенды, которые выставлялись на праздничных мероприятиях, посвященных 70-летию Великой Победы. Стенды создавались в программе Power Point, а затем распечатывались на плоттере. Для оформления стендов использовалась программа PhotoShop (дизайн стендов, обработка фотографий).
-238125534600Стенд 1 lefttopСтенд 2 lefttopСтенд 3
1631950top
Стенд 4 Стенд 5lefttop
Была оформлена выставка фоторабот обучающихся.
20345409461500-42291035179000372046535179000
-2393315205041500
Огромным педагогическим потенциалом обладают социальные сети. С их помощью можно быстро и красочно передавать знания. Созданные презентации и фотографии ребята выкладывали в Контакт. Презентацию также можно выложить на сайте учреждения (Рис. 4).
136715516764000
Рис. 4
Собранный материал может стать дополнением экспозиции школьного музея.
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Историческое краеведение является важной формой гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Краеведческая деятельность формирует активную позицию учащихся по изучению истории родного края и распространению знаний о прошлом своей малой родины.
Использование возможностей компьютерных технологий позволяет учащимся сделать собранный краеведческий материал доступным и интересным различной аудитории, проявить свой творческий потенциал.
В заключении хочется отметить, что краеведческая деятельность объединяет учащихся, педагогов, а также родителей, которые вместе с детьми изучают свой край, организуют необходимые поездки. У школьников повышаются коммуникативные навыки, воспитывается трудолюбие, наблюдательность, появляется потребность поделиться знаниями.