«Развития художественной творческой деятельности детей седьмого года жизни посредствам ознакомления их с дымковской игрушкой»


Тема: «Развития художественной творческой деятельности детей седьмого года жизни посредствам ознакомления их с дымковской игрушкой»
Задачи и методика мониторинга.
1.выявить уровень знаний детей седьмого года жизни о дымковской игрушке;
2. изучить отношения детей к дымковской росписи, умение выделять и оценивать средства выразительности оценивать средства художественной выразительности;
3.выявить уровень владения детьми практическими умениями создания дымковской росписи
Задание 1.Тема: расскажи, как мастер создавал дымковскую игрушку.
Цель: Изучить отношение детей к дымковской росписи, способность в речи оценивать средства выразительности.
Материал: дымковские игрушки.
Методика исследования: каждому ребенку предлагается выразить своё отношение к дымковской росписи.
Основной метод: беседа
Вопросы детям:
- Тебе понравятся эти игрушки?
- Почему?
- Тебе нравятся узоры, которыми они украшены?
- Чем они тебе нравятся?
- Какие узоры тебе нравятся больше всего?
- Тебе нравится, как расположены кружочки и точки, которыми художник расписал коня?
- Красивые краски использовал художник?
- Почему они тебе нравятся?
- Какой цвет тебе нравится больше всего?
- Ты хотел бы, чтобы такие игрушки были у тебя дома?
Оцениваются:
-умение в речи давать оценку увиденному;
-вычленять цвет, форму, композицию.

Задание 2. Тема: рассматривание дымковской росписи.
Цель: выявить представление детей о дымковской игрушке;
Материал: дымковские игрушки.
Основной метод: беседа.
Методика исследования: детям предлагается определить вид росписи, указать её характерные особенности.
Вопросы детям
- Как называются эти игрушки?
- Как вы догадались, что это дымковские игрушки?
- Где изготавливают дымковские игрушки?
- Из чего их лепят?
- Почему они получаются такие прочные?
- Кто их расписывает?
- Краска, какого цвета понадобилась художнику, для того, чтобы расписать эти игрушки?
- Как вы думаете, какого еще цвета краски ему понадобятся для работы над другими игрушками?
- Каким узором украшают дымковские мастера свои игрушки?
- Почему краска не пачкает руки?

Оцениваются:
- Знание средств выразительности росписи;
- Умение определять характерные особенности;
дымковской росписи;
- Умение анализировать узор;
- Знание о месте и способе изготовления
и росписи дымковской игрушки.
Задание3. Тема: мы – дымковские мастера
Цель: Выявить уровень владения детьми практическими навыками создания дымковской росписи.
Материал: дымковские игрушки, кисти номер 3, гуашь, баночка с водой на каждого ребенка.
Основной метод: практическая деятельность.
Методика исследования: детям предлагается в игровой ситуации рассмотреть игрушки и нарисовать понравившийся узор.
Оцениваются:
- понимание цели;
- умение вычленять элементы росписи;
- соответствие узора характеру росписи;
- уровень творчества;
- степень завершенности;
- техника исполнения.
Таблица показателей уровня развития художественной творческой деятельности детей седьмого года жизни средствами дымковской игрушки
название уровня содержание
показатели
(%)
низкий - Ребёнок не знает средств выразительности, используемых в дымковской росписи;
- не называет характерных особенностей дымковской игрушки
- не умеет вычленять элементы из узора;
- не может описать способ изготовления и росписи игрушки;
- ничего не знает о месте происхождения промысла.
- ребёнок проявляет положительные отношения к дымковской росписи, но не может его мотивировать, проявляет незначительный интерес после напоминания взрослых;
- проявляет положительное отношение к цвету, ничем его не мотивируя;
- не придаёт значения форме и композиции
- ребёнок допускает значительные ошибки в передаче особенностей росписи, создаёт невыразительные образы;
- не справляется с заданием самостоятельно;
- работа завершена на 1/3;
- ребёнок испытывает затруднения при смешивании красок на палитре для получения нужного оттенка;
- слабо владеет навыками росписи: штрихи крупные, их направления не соответствуют форме элемента, слишком сильно нажимает на кисть.
- при украшении совсем не использует печатку-тычёк; 20
средний - ребёнок знает цвет и форму элементов дымковской росписи;
- называет некоторые особенности дымковской игрушки;
- выделяет только яркие и крупные элементы;
- не полностью описывает способ изготовления и росписи игрушки;
- знает место возникновения промысла;
- ребёнок мотивирует положительное отношение к росписи её красотой, но проявляет интерес только после напоминания взрослого;
- проявляет положительное отношение к цвету. мотивируя его красотой цветовой гаммы;
-ребенку нравится форма элементов, их расположение, он не может это аргументировать.
- ребёнок допускает незначительные ошибки в передаче особенностей росписи;
- часто обращается за помощью взрослого;
- работа завершена на 2/3
- ребёнок испытывает незначительные затруднения при смешивании красок на палитре для получения нужного оттенка, создаваемый образ не всегда выразительный;
- в процессе рисования в основном владеет навыками кистевой росписи, но при выполнении декоративных элементов затрудняется изображать некоторые из них, почти всегда рисует кончиком кисти
- для украшения использует печатк-тычёк. 70
высокий - ребёнок знает средства выразительности, используемые в дымковской росписи;
- описывает игрушку достаточно полно, точно;
- выделяет все элементы росписи;
- описывает способ изготовления и росписи игрушки;
- знает место возникновения промысла
- мотивируя положительное отношение к росписи, ребенок выделяет средства выразительности, но не испытывает потребности создавать узоры;
-проявляет положительное отношение к цвету, мотивируя его яркостью цветовой гаммы и разнообразием элементов;
- объясняет свой интерес к росписи тем, что в ней много главных линий, элементы расположены по всей поверхности игрушки (исключая шею и голову животных)
- ребёнок не допускает ошибок в передаче характерных особенностей росписи;
- иногда обращается за помощью взрослого;
- работа завершена почти полностью;
- ребёнок умеет смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;
- в процессе рисования владеет навыками кистевой росписи, всегда рисует кончиком кисти;
- после самостоятельного рассматривания без труда выполняет декоративные элементы; получая выразительные образы;
- для украшения использует печатку-тычёк. 10
высочайший - ребёнок умеет мотивировать выбор художником средств выразительности;
- описывает игрушку подробно, называет все её характерные особенности;
- описывает сложный узор;
- полностью описывает способ изготовления и росписи игрушки;
- знаем место происхождения игрушки, связанные с ней обряды.
-мотивируя глубокий интерес к росписи, ребенок выделяет средства выразительности, испытывает потребности создавать узоры;
-положительное отношение, мотивирует разнообразием и яркостью цветов, их сочетанием, и ритмичным расположением элементов;
-ребенок ассоциирует форму элементов с формой волн, ягод, солнца;
- ребёнок безошибочно смешивает краски на палитре для получения нужного оттенка
- в процессе рисования владеет навыками кистевой росписи, рисует кончиком кисти;
- проявляет интерес к росписи, без труда выполняет декоративные элементы, получая выразительные образы;
- тщательно и аккуратно прорисовывает мелкие элементы, чётко контролирует свои движения;
- для украшения использует печатку-тычёк.
-------
Методика работы
При разработке содержания обучения для организации воспитательной работы с детьми седьмого года жизни были созданы особые педагогические условия, такие как:
- учёт возрастных и психологических особенностей;
-наличие комфортной, радостной от процесса творческой деятельности атмосферы;
- целостное развитие личности ребенка;
-учёт деятельностных предпочтений;
-игровая организация процесса обучения, обеспечивающая условия для пробуждения интереса детей к познанию, формирования умения ставить цели и, с удовольствием включаясь в поисковую деятельность, их реализовывать;
- использование интеграционного подхода к проведению занятий;
-партнерская позиция воспитателя в процессе творческой деятельности детей по расписыванию дымковской игрушки.
Разработанная система включает два семинара для педагогов, пять занятий с присутствием родителей, праздник, проведенный совместно с родителями, консультация и родительское собрание.
направление 1- работа с педагогами.
Семинар для педагогов 1.
Тема: «Организация самостоятельной творческой деятельности детей»
Основные вопросы:
-организация зоны художественного творчества;
-позиция педагога в организации самостоятельной изобразительной деятельности детей в зоне художественного творчества.
Семинар для педагогов 2.
Тема: «Организация занятий по ознакомлению детей с дымковской игрушкой».
Основные вопросы:
-особенности организации мини - занятий;
-интеграция различных содержательных видов деятельности
- роль педагога в реализации потребности построения собственной изобразительной деятельности ребенка в процессе овладения приёмами дымковской росписи.
рекомендации для педагогов.
1.При создании зон изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства необходимо реализовывать принципы рационального размещения, «прозрачности» и «вхождения в зону».
2.Наполнить их различными материальными объектами, побуждающими ребенка пробовать свои силы и по собственной инициативе организовывать свою деятельность.
2.Расширить зону изобразительности и пополнить её разнообразными изобразительными материалами;
3.Предоставить ребенку право выбора деятельности, выработать вместе с детьми правила пользования оборудованием зоны и регулировать количество в ней детей с помощью карточек, на которых цифрами обозначено количество человек, которые могут действовать в ней одновременно.
4. Проводить взаимооценку добрых дел детей.
5. Организовать изобразительную деятельность по рисованию дымковского узора, по собственному выбору ребенка в зоне изобразительной деятельности и на занятиях с небольшой подгруппой, по предложению взрослого, (мини - занятия по 5-8 детей), с обязательным освоением программного содержания всеми детьми, в последующие время.6. Организовать занятия по ознакомлению с дымковской игрушкой на фоне самостоятельной деятельности детей.
7. Постоянно ставить детей перед проблемой определения места для занятия дымковской росписью.
8. Отрабатывать умение детей оборудовать свой рабочее место необходимыми предметами и изобразительными материалами.
9. На мини занятиях использовать такую организационную форму, как совместную деятельность по рисунку дымковского узора.
10. Использовать логику построения занятия, направленную на развитие способностей ребенка:
- обдумывать предстоящую деятельность, определять цель, разрабатывать содержание, определять средства воплощения замысла, способы его воплощения.
- воплощать собственный замысел в соответствии с намеченным планом.
-получать выразительный результат.
11. Интегрировать изобразительную деятельность детей по рисованию дымковского узора с трудовой, игровой деятельностью, с искусством, основанном на слуховом восприятии (музыка, поэзия, проза, литература, фольклор) с природоведческим и математическим содержанием, и знакомством с окружающим, с развитием речи, а также с театром, дидактическими, спортивными играми и упражнениями.12. Отказаться от прямого показа способов изображения росписи.
13. Обеспечить реализацию алгоритма определяющего продвижение детей в процессе ознакомления с дымковской игрушкой по ступеням познания: увидеть, услышать, обыграть, сделать.
14. Анализируя детскую продукцию следует позаботиться о том, чтобы ребенок смог пережить настроение, которое вызывает выполненная им роспись.
15. Поощрять доработку узора, при этом желателен неоднократный возврат к пережитому через дополнения, углубления, сравнения.
направление 2 – работа с детьми.
Занятие 1. Тема: «Выставка игрушек» (организация зоны народного декоративно-прикладного искусства.)
Программные задачи:
формировать у ребёнка образы-представления о дымковской игрушке;
формировать мотив учебно-познавательной деятельности;
развивать связную речь и доказательную речь, активизировать словарь за счёт слов и словосочетаний «выставка», «экспонат», «узор», «фон», «дымковская игрушка»;
воспитывать дружеские взаимоотношения за счёт умения, учить договариваться между собой.
Содержание:
Воспитатель вносит в группу на подносе дымковские игрушки, накрытые накидкой, ставит на стол в центре группы. Дети испытывают в этот момент любопытство, они хотят знать, что находится под накидкой.
Педагог показывает игрушки и вопросами побуждает детей рассмотреть и увидеть их красоту, определить её величину, цвет, полюбоваться красивым сочетанием цветов на белом фоне игрушки. Таким образом, дети познают и активизируют предмет в процессе его восприятия. Воспитатель вместе с детьми подбирает место для выставки игрушек. Дети сами расставляют игрушки. Педагог задаёт детям вопрос «Красиво теперь стало?», предлагает расположить игрушки по-другому, побуждая детей к сравнению и анализу. Воспитатель вместе с детьми вырабатывает правила пользования оборудованием. Затем педагог задаёт вопросы:
- Сколько человек могут здесь заниматься?
- Почему?
- Что ты будешь делать, если все места уже заняты?
- Что нужно сделать после того, окончилось занятие?
Занятие 2. Тема: «Экскурсия в музей русского быта».
Программные задачи:
познакомить детей с процессом создания дымковской художественной росписи;
развивать описательную речь и речь объяснения, активизировать словарь за счёт слов: «изба», «коромысло», «водоноска», «оборки»;
закрепить знания геометрических форм
пробуждать интерес к родной культуре;
развивать чувство прекрасного.
Содержание:
Во время экскурсии воспитатель показывает детям предметы быта, объясняет их назначение. Детям предоставляется возможность активно действовать в пространстве музея, обследовать экспонаты.
«Изба» украшена дымковскими игрушками. Воспитатель рассказывает детям о селе Дымково, сопровождая свой рассказ иллюстрациями, и предлагает детям подумать, почему село так назвали. Дети рассматривают игрушки. Показ сопровождается потешками.
Например:
Едет Ваня в новой шапке
Да на дымковской лошадке,
Рога золотые,
Бока крутые
Копыта с оборками,
На спине – Егорка.
Показав детям «водоноску» педагог предлагает детям обыграть её образ с помощью настоящих вёдер и коромысла, которые есть в «избе», просит детей описать её.
Воспитатель рассказывает о процессе изготовления игрушки и предлагает детям рассмотреть серию иллюстраций, на которых изображена цепочка действия художника на разных этапах творческого процесса. Педагог задаёт детям вопросы, побуждающие их выразить своё отношения к изделиям мастеров:
- Какое настроение создают эти игрушки?
- Почему весёлая, радостная?
- Как художник передал нам радостное настроение?
- Какими узорами украсил он свои игрушки?
- Какая линия шире, волнистая или прямая?
- Какой формы украшение на кокошнике у «водоноски»?
- В каком направлении движется рука художника, при создании дымковского узора?
Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к пониманию того, что форму и цвет узора художник позаимствовал у природы. На занятии используется музыкальное сопровождение.
Занятие 3
Тема: «Веселая ярмарка»
Программные задачи:
познакомить детей с традицией проведения дымковской ярмарки;
расширить знания об истории дымковского промысла;
развить описательную речь, активизировать словарь за счет слов и словосочетаний «товар», «раздолье», «свистулька», «ярмарка-свистунья», «белокаменные стены»;
пробуждать интерес к народным традициям.
содержание
Занятия проходят в «избе». Здесь организованна ярмарка дымковских игрушек. Они разложены на столе. Педагог спрашивает детей, хотят ли они отправиться в путешествие. Воспитатель и дети надевают русские народные костюмы.
Педагог активизирует речь детей с помощью вопроса: « А знаете, ребята, что такое ярмарка?» и выслушивает ответ каждого ребенка.
Воспитатель зазывает детей на ярмарку:
Эй, честные господа,
Скорей пожалуйте сюда,
Как у нас ли, тары-бары,
Всякие разные товары…
Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите.
Звучит мелодия русской народной песни. Дети подходят к столу, рассматривают игрушки. Педагог рассказывает о традиции проведения дымковской ярмарки, сопровождая свой рассказ иллюстрациями с изображениями ярмарочных сцен. Затем дети обыгрывают ярмарочные сцены: свистят в свистульки, зазывают гостей и, выступая в роли продавца, рассказывают о своей игрушке.
Творческое решение замысла в рисовании предлагает большой объем зрительных образов, которые ложатся в основу их изображений. Для этого с каждым ребенком индивидуально рассматривают отдельные элементы узора и игрушку в целом. В свободном пользовании детей находятся и иллюстрации с изображением игрушек, ярмарочных сцен и действий художника на разных этапах творчества процессов.
Для того, чтобы у ребенка сложились более полные образы - представления о дымковской игрушке, в свободную деятельность детей включаются дидактические игры, такие как лото «Расписные игрушки», домино «Дымка», «Разрезные картинки», «Что лишнее?» и «Найди отличия».. Дети обыгрывают образы дымковской игрушки, играя в подвижную игру «Море волнуется».
Занятие 4.
Тема: «Силуэтное вырезание дымковской игрушки»:
Программные задачи:
1. учить детей планировать работу над замыслом;
2. формировать умение понимать средства выразительности, которые использовал мастер для передачи характера образа;
3. учиться создавать графический образ предмета, предвидеть будущие движение руки с инструментом при передачи формы;
4. учить детей, анализируя свою продукцию, видеть и переживать изображенное, оценивать состояние, настроение, отраженное в образе;
5. закреплять навыки работы с ножницами: держать инструмент тремя пальцами и соблюдать достаточную амплитуду раскрытия ножниц;
6. продолжать учить ориентироваться на плоскости;
7. развивать память, воображение, эстетический вкус;
8. воспитывать дружеские взаимоотношения.
Занятие проводится индивидуально с каждым ребенком. В процессе данного занятия дети проходят через этапы замысла: они сами определяют образ, который будут изображать, обследуют его форму, выбирают и приготавливают для работы материалы и инструмент, с помощью воспитателя намечают способ действия, самостоятельно выбирают место, где будут заниматься.
На занятии дети учатся овладевать сложной линией, что требует углубление способов его анализа. Возрастающие требование ребенка к результату, становится поводом для появления учебного мотива.Воспитатель ставит детей в ситуацию поиска, чтобы дети включились в поиск, было интересно решать задачи посильной сложности, и они испытывают удовлетворение от приложенных усилий и результатов деятельности и потребность к повторению удовольствия. Педагог беседует с ребенком о содержании работы и способе её создания, тем самым формирует установку ребенка на дальнейшую изобразительную деятельность.
Занятие 5.
Тема: «Украшение дымковскими узорами силуэта игрушки»
Программное содержание:
1.учить расписывать силуэт игрушки, используя характерные для дымковской игрушки средства выразительности;
2. продолжать учить детей планировать работу над замыслом;
3. продолжать учить детей, анализируя свою продукцию, оценивать состояние и настроение, отраженное в образе;
4. развивать описательную речь, активизировать словарь за счет слов «узор», «палитра», «ярило»;
5. работать над техникой исполнения; продолжать учить детей смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка, тщательно и аккуратно прорисовывать мелкие элементы, для украшения использовать печатку-тычок;
6. продолжать учить детей при анализе своей работы оценивать какое оно вызывает настроение;
7. закрепить знания количественного и порядкового счета, умение сравнивать по количеству две группы предметов и ориентироваться на плоскости;
8.развивать фантазию, воображение, наблюдательность и зрительную память;
9. воспитывать дружеские взаимоотношения.
Воспитатель вносит в группу короб с дымковскими игрушками, ставит его на стол.
В процессе работы над росписью силуэтов, изготовленных детьми на предыдущем занятии, воспитатель вопросами побуждает каждого ребенка использовать средства выразительности, помогающие раскрыть характер образа. В процессе анализа коллективной работы основное внимание детей обращено на композиционные связи группы в сюжеты. Занятие построено так, чтобы вызвать у детей желание рассказывать о своей работе или о работе товарища. В конце занятия дети обыгрывают свои работы, создавая коллективную аппликацию «Ярмарка – свистунья», рассказывают о содержании работы, о способах создания узора, средствах выразительности, которые они использовали для передачи характера образа игрушки.
Вопросы к детям:
- как вы думаете, где использовали такой короб?
- что вы знаете о ярмарке-свистунье?
- какое настроение создает эта игрушка?
- почему радостное?
- что хотел рассказать нам художник, который её расписывал?
Воспитатель задает детям вопросы об узорах, направленные на закрепление знаний количественного и порядкового счета, умение сравнивать по количеству две группы предметов и ориентироваться на плоскости. поэтому детям, проявившим интерес педагог задает вопросы. Воспитатель ставит перед детьми проблему: дети средней группы еще ничего не знают о дымковской ярмарке, и подводит детей к осознанию необходимости познакомить малышей с дымковской игрушкой. Он выслушивает все предположения детей о том, как это осуществить и предлагает начать с выполнения коллективной работы. Педагог обсуждает с детьми характер персонажа; дети решают, какие материалы необходимы для работы, определяют, какие инструменты им понадобятся, а так же место работы. Происходит обсуждение средств выразительности (цвет, форма, композиция), необходимых для передачи характера образа. В данной системе работы широко используется художественное слово, это стихи, загадки и потешки.

Направление 3- работа с родителями.
Все занятия проводились в присутствии родителей.
С родителями была проведена работа, направленная на подготовку и проведение праздника «Веселая ярмарка» . В процессе подготовки праздника внимание родителей обращалось на то, что основным результатом работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой являются не только знания о промысле и навыки создания узора, но, прежде всего, основа познавательной активности, развитие способности самостоятельно решать творческие задачи, развитие творческого воображения и коммуникативности. Родители вместе с детьми изготавливали декорации и костюмы, разучивали стих. В процессе индивидуальных бесед педагог обращал внимание родителей на важную роль в развитие личности ребенка совместной творческой деятельности, основанной на партнерских отношениях.
Консультация с родителями
Тема: «организация места для занятия дымковской росписью в домашних условиях»;
Родительское собрание

Тема: «Совместная художественная творческая деятельность по созданию дымковского узора родителей с детьми»

сравнительная таблица показателей уровня развития художественной творческой деятельности детей седьмого года жизни, средствами дымковской игрушки
Название уровня Содержание Показатели
Констатирующий эксперимент (%)Формирующий эксперимент (%)низкий - Ребёнок не знает средств выразительности, используемых в дымковской росписи;
- не называет характерных особенностей дымковской игрушки
- не умеет вычленять элементы из узора;
- не может описать способ изготовления и росписи игрушки;
- ничего не знает о месте происхождения промысла.
- ребёнок проявляет положительные отношения к дымковской росписи, но не может его мотивировать, проявляет незначительный интерес после напоминания взрослых;
- проявляет положительное отношение к цвету, ничем его не мотивируя;
- не придаёт значения форме и композиции
- ребёнок допускает значительные ошибки в передаче особенностей росписи, создаёт невыразительные образы;
- не справляется с заданием самостоятельно;
- работа завершена на 1/3;
- ребёнок испытывает затруднения при смешивании красок на палитре для получения нужного оттенка;
- слабо владеет навыками росписи: штрихи крупные, их направления не соответствуют форме элемента, слишком сильно нажимает на кисть.
- при украшении совсем не использует печатку-тычёк; 20 ----------
средний - ребёнок знает цвет и форму элементов дымковской росписи;
- называет некоторые особенности дымковской игрушки;
- выделяет только яркие и крупные элементы;
- не полностью описывает способ изготовления и росписи игрушки;
- знает место возникновения промысла;
- ребёнок мотивирует положительное отношение к росписи её красотой, но проявляет интерес только после напоминания взрослого;
- проявляет положительное отношение к цвету. мотивируя его красотой цветовой гаммы;
-ребенку нравится форма элементов, их расположение, он не может это аргументировать.
- ребёнок допускает незначительные ошибки в передаче особенностей росписи;
- часто обращается за помощью взрослого;
- работа завершена на 2/3
- ребёнок испытывает незначительные затруднения при смешивании красок на палитре, создаваемый образ не всегда выразительный;
- в процессе рисования в основном владеет навыками кистевой росписи, но при выполнении декоративных элементов затрудняется изображать некоторые из них, почти всегда рисует кончиком кисти
- для украшения использует печатку-тычёк. 70 30
высокий - ребёнок знает средства выразительности, используемые в дымковской росписи;
- описывает игрушку достаточно полно, точно;
- выделяет все элементы росписи;
- описывает способ изготовления и росписи игрушки;
- знает место возникновения промысла
- мотивируя положительное отношение к росписи, ребенок выделяет средства выразительности, но не испытывает потребности создавать узоры;
-проявляет положительное отношение к цвету, мотивируя его яркостью цветовой гаммы и разнообразием элементов;
- объясняет свой интерес к росписи тем, что в ней много главных линий, элементы расположены по всей поверхности игрушки (исключая шею и голову животных)
- ребёнок не допускает ошибок в передаче характерных особенностей росписи;
- иногда обращается за помощью взрослого;
- работа завершена почти полностью;
- ребёнок умеет смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;
- в процессе рисования владеет навыками кистевой росписи, всегда рисует кончиком кисти;
- после самостоятельного рассматривания без труда выполняет декоративные элементы; получая выразительные образы;
- для украшения использует печатку-тычёк.
10 50
Высочайший - ребёнок умеет мотивировать выбор художником средств выразительности;
- описывает игрушку подробно, называет все её характерные особенности;
- описывает сложный узор;
- полностью описывает способ изготовления и росписи игрушки;
- знаем место происхождения игрушки, связанные с ней обряды.
-мотивируя глубокий интерес к росписи, ребенок выделяет средства выразительности, испытывает потребности создавать узоры;
-положительное отношение, мотивирует разнообразием и яркостью цветов, их сочетанием, и ритмичным расположением элементов;
-ребенок ассоциирует форму элементов с формой волн, ягод, солнца;
- ребёнок безошибочно смешивает краски на палитре для получения нужного оттенка
- в процессе рисования владеет навыками кистевой росписи, рисует кончиком кисти;
- проявляет интерес к росписи, без труда выполняет декоративные элементы, получая выразительные образы;
- тщательно и аккуратно прорисовывает мелкие элементы;
- для украшения использует печатку-тычёк. --------- 20

Как видно из показателей, в результате проделанной работы, детей с низким уровнем освоения знаний о дымковской игрушки не выявлено. Число детей, показавших средний уровень, сократилось с 70% до40%, за счет увеличения показателей высокого уровня с 10% до 40%. 20 % детей владеют знаниями о дымковской игрушке на высочайшем уровне. 80 % повысили свой уровень, что подтверждает эффективность и результативность проделанной работы. У детей сформировались знания о средствах выразительности (цвет, форма, композиция), характерных для дымковской игрушки, а также о способах создания дымковской росписи. Они научились предвидеть результат своей изобразительной деятельности.
Динамика развития отношения детей к дымковской росписи.

Динамика овладения детьми практическими навыками создания дымковской росписи.

Анализ данных таблиц и диаграмм позволяет сделать вывод о том, что использование специально разработанной методики, оснащенной дидактическим материалом, в которой реализуются все необходимые педагогические условия, позволяет использовать дымковскую игрушку, как средство развития творческой деятельности детей седьмого года жизни.
Занятия изобразительным творчеством происходили на высокой эмоциональной ноте. В последствии этот настрой сохранялся на весь день. А это самый главный результат. Организованное с учётом психологических и индивидуальных особенностей детей занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в душе ребенка. С развитием творческой деятельности происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение к искусству и к жизни.
Была разработана и реализована технология развивающего обучения, где ребёнок выступает в качестве субъекта творческой деятельности, исследователя и творца.
Разработана и реализована в работе с детьми система занятий, которая позволила развить творческую деятельность детей в процессе ознакомления с дымковской росписью.
Разработаны рекомендации для педагогов и направления совместной работы с родителями.
Проведен сравнительный анализ результатов мониторинга, которые позволили сделать вывод о том, что использование данной технологии способствует систематичному и последовательному развитию творческой деятельности детей в декоративно-прикладном искусстве.
Дети вышли на новый уровень знаний, умений, отношений к дымковской росписи. 80% детей повысили свой уровень художественной творческой деятельности по созданию дымковского узора, у них усовершенствовалась доказательная речь, развилась ручная умелость, они научились анализировать, сравнивать, обобщать и умозаключать.