Урок математики в 1 классе по теме «Десять» УМК «Перспектива». Автор: Л.Г. Петерсон.


Урок математики в 1 классе по теме «Десять»
УМК «Перспектива». Автор: Л.Г. Петерсон.

«Математика. Л.Г. Петерсон» Стр. 38
Гуркина С.Н.
Цели: ввести число 10: рассмотреть состав числа 10, его графическое изображение; сформировать способность к решению составных задач на нахождение части; работать над умением проводить их самостоятельный анализ; закрепить изученные приёмы решения уравнений; развивать речь, память, внимание, логическое мышление.
Ход урока
Самоопределение к деятельности.
На доске: Век живи – век учись.
У. Ребята, как вы понимаете эти слова?
Хотите сегодня чему-нибудь научиться?
Хорошо.
Постановка проблемы.
Д/и «День - ночь»
8 – 5 + 4 + 2 – 3 + 4 =
У. Назовите хором ответ.
Д. Десять.
У. Какая тема сегодняшнего урока? Сформулируйте цели урока.
Ответы детей.
3. Открытие новых знаний
У. Что в вашей жизни связано с числом 10?
Чего у человека десять?
Дети отвечают.
У. Пропишем 10 на стр. 39.
Учитель показывает образец написания.
С нулём гуляет единица,
Не может с ним наговориться.
У. Как записать число десять римскими цифрами?
Д. Х.
У. Х похожа на две ладони.
Задача на логическое мышление.
Переложите одну спичку так, чтобы получилось верное равенство:
VII – IV = X (VI + IV = X)
Состав числа 10.
У. На стр. 38 учебника (задание № 3) вы видите замок. Это замок Снежной Королевы. Как вы помните из сказки Г.Х. Андерсена, она похитила мальчика Кая, и его сестра Герда отправилась на поиски. А сегодня Ворон из этой сказки принёс мне в своём клюве вот это письмо.
«Ребята, помогите Герде освободить Кая. Она преодолела много препятствий, которые ей встречались на пути. Сейчас она уже у стен замка, но совсем выбилась из сил».
Поможем?
Разбивка на части.
№ 1 стр. 38
У. На пути к замку – преграда из цветных льдинок в виде геометрических фигур. Догадайтесь, как преодолеть эту преграду.
Д. Разбить фигуры на части в соответствии с данным выражением.
Д. а) По форме – круги и треугольники.
б) По размеру – большие и маленькие.
в) По цвету – красные и синие.
Взаимосвязь между частью и целым.
№ 3 стр. 38
У. Чтобы попасть в царство Снежной Королевы, надо заполнить стены крепости в задании 3 на стр. 38 подходящими числами. Что нам поможет?
Д. Знание состава числа 10.
10 1 2 4 6 7 9
7 5 2 Ученики выполняют задание.
У. Что записано на клеточках справа?
Д. Равенство: 4 + 6 = 10
У. Продолжите запись.
4 + 6 = 10
6 + 4 = 10
10 – 4 = 6
10 – 6 = 4
У. Пройдём внутрь замка. Нас встречает Снежная Королева. Она хочет проверить, как вы умеете решать задачи. А так как она сама из сказки, то и задачи - из сказок.
1. У белочки было 10 золотых орешков, а серебряных – на 5 меньше. Сколько золотых орешков было у белочки? (Количество золотых орешков дано в условии.)
Из какой сказки эта задача?
2. Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 7 мешков с гречкой. Сколько раз танцевала на балу Золушка с Принцем? (Вопрос задачи не связан с условием, ответить на него нельзя.)
Из какой сказки эта задача?
3. У Кая было 9 цветных льдинок. Среди них 2 зелёных, 4 красных, а остальные – синие. Сколько синих льдинок было у Кая?
У. Запишем решение последней задачи.
Учащиеся решают задачу с комментированием у доски.
У. Кто считает, что он умеет решать задачи, составлять схемы?
Сложение и вычитание в пределах десяти. Работа в парах. Д/и «Лесенка».
У. На вершине снежной горы ключ с ответом. Этим ключом мы сможем открыть дверь от комнаты, где находится Кай. Забираемся на гору.
Каждой паре учеников даётся одна карточка с примерами:
_____10______
8+2 5+5
9-1 3+2
6+3 7-4
8-2 5+2
Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Для того чтобы ученики могли проверить правильно ли они выполнили задание, учитель, давая инструкции к выполнению задания, сообщает приём самоконтроля. Этот приём ученики используют в процессе своей деятельности (ответ одного примера является началом другого, конечный результат равен 10).
Решение уравнений самостоятельно в учебниках.
№ 6 стр. 39
Три ученика работают у доски. Проверка с комментированием.
Задание на логику.
У. Разложи на полке цветные стёклышки разными способами.

У. Вот и освободили Кая. Только вот не рад он встрече с Гердой. Сердце его стало совсем «холодное». Когда так говорят - «человек с холодным сердцем»?
Что помогает человеку с «холодным» сердцем стать добрым, чутким? (Любовь, молитва близких.)
«Красота живого сердца победила красоту льда!
Ребята, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не может даже волшебство».
Геометрический материал.
У. А теперь пора возвращаться домой. Перед нами две дорожки. Как называются такие линии?
Д. Прямая и кривая.
У. По какой дорожке нам нужно пойти,
Чтобы быстрее до дома дойти?
Д. Мы дойдём быстрее по прямой дорожке.
У. Начертите в тетради отрезок длиной 6 см.
Самооценка.
- Что на уроке у вас хорошо получалось? За что вы можете себя похвалить? Над чем ещё надо поработать?
- Покажите карандаш, цвет которого соответствует вашему настроению.
- Я очень рада, что у большинства из вас хорошее настроение.
Итог.
Вот и солнышко, наш друг,
Осветило всё вокруг.
Мы дошли до десяти.
Цель теперь – до двадцати.
Задача дальше не проста:
Хотим добраться и до ста.
Удач в пути, открытий,
Всем Ангела-хранителя.