Рабочая программа по родному (черкесскому) языку 7 класс ФГОС

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа а. Бесленей»

Рассмотрено на заседании МО родного яз. и лит-ры
Протокол № ___ _______
от _______2016г.
Согласовано
Зам. директора
по УВР
_____А.А.Темижева
______2016г.
Утверждено
Директором МКОУ «СОШ а. Бесленей
Балкаровой С. Р.
от ______2016г.
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По __________ _________родному (черкесскому) языку______________________________
учебный предмет
_______ ___ ______________2016 – 2017 учебный год______________________________
учебный год
______ __ _________________7 класс (1час в неделю)________________________
класс, количество часов в неделю

(индивидуальное обучение на дому по общеобразовательной программе)










Составители: учитель высшей квалификационной
категории начальных классов
Дышекова М.М.







Бесленей, 2016г.







Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по кабардино-черкесскому языку для 7 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по родному (черкесскому) языку и лит-ре для образовательных учреждений с родным языком обучения и Программы по родному языку и лит-ре к учебнику 7 класса. Составители учебников: Х. Ш. Урусов, И. А. Амироков, учебник для 6-7классов на кабардино-черкесском языке, издательство «Эльбрус», Нальчик 2002г.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Кабардино- черкесский язык – язык адыгского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);
хранения и передачи информации; связи поколений черкесских людей, живущих в разные эпохи.
Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
На черкесском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Родной язык – язык каждого народа, государственный язык КЧР, средство национального общения, основа формирования гражданской идентичности толерантности в поликультурном обществе.
Целями и задачами изучения родного (черкесского) языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания, человека, любящего свою родину, свою нацию, знающего и уважающего родной язык как средство общения, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика курса
В 7 классе изучается современный кабардино-черкесский литературный язык, поэтому программу школьного курса родного языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики кабардино-черкесского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах родного литературного языка;
сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Содержание курса родного (черкесского) языка в 7 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках родного (черкесского) языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами черкесского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами кабардино-черкесского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках родного языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которое осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм кабардино-черкесского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики черкесского языка, освоение норм родного речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса кабардино-черкесского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую родной язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения родного языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностными результатами освоения уч-ся основной программы по родному языку являются:
понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей черкесского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту кабардино-черкесского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения уч-ся основной программы по родному языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного кабардино-черкесского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения учащимися основной программы по родному языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли родного языка как национального языка кабардино-черкесского народа;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии кабардино-черкесского языка, основными нормами черкесского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 7 класса, которые содержат следующие компоненты:
знать и понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь – перечень конкретных умений и навыков по родному языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.

Технологии, используемые в учебном процессе:
1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.
3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
4. Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты.

Раздел 2. Учебно-тематический план (7 класс)
1. Вводный урок. Современный кабардино-черкесский язык как развивающееся явление .
Знать некоторые особенности развития родного языка; понятия- литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.
Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.
2. Повторение изученного в 5 – 6 классах .
Синтаксис и пунктуация
Знатьизученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.
Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.
Лексика и фразеология.
Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.
Фонетика и орфография.
Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в кабардино-черкесском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными.
Словообразование и орфография.
Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.
Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.
Уметь различать формы слова и однокоренные слова.
Морфология и орфография.
Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в корне слова.
Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.
Причастие
Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.
Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
Деепричастие
Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии
Наречие
Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.
Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.
4. Служебные части речи
Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.
5. Повторение изученного в 7 классе
Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры
Раздел 3. Содержание тем курса 7класс
1. Введение. Кабардино-черкесский язык как развивающееся явление
2. Повторение пройденного в 5-6-ых классах
3. Причастие
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия.. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение причастий по падежам и числам. Образование действительных и страдательных причастий настоящего, прошедшего и будущего времени (ознакомление ).
II. Умение правильно согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Тестирование.
4. Деепричастие
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
IV. Тестирование
5. Наречие
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
IV. Тестирование
6. Предлог
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Текстообразующая роль предлогов.
II. Умение правильно употреблять предлоги.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами. III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
7. Союз
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые, сложные и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
8. Частица
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
9. Междометие. Звукоподражательные слова
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
III.Общее тестирование по служебной части речи
10. Повторение и систематизация пройденного в VII классе
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
11. Развитие речи.





Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения родного (черкесского) языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Ученик должен знать и понимать:
роль родного языка как национального языка адыгского народа,;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы родного литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;
об особенностях склонения причастий;
определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
действительные и страдательные причастия;
способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
порядок морфологического разбора причастий;
грамматические признаки деепричастия как части речи;
определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
порядок морфологического разбора деепричастий;
грамматические признаки наречия как части речи;
смысловые группы наречий;
о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
правила употребления предлогов ;
о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
о сочинительных и подчинительных союзах;
порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
отличие частиц от самостоятельных частей речи;
формообразующие и смысловые частицы;
о назначении в речи междометий.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

По пунктуации.
Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.
По связной речи.
адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного кабардино-черкесского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты черкесского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Система оценивания
В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

Форма промежуточной аттестации
Итоговая работа в форме теста
Методы и формы контроля
Комплексный анализ текста
Осложненное списывание
Тест
Составление сложного плана и простого плана к тексту
Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное)
Составление текста определенного стиля и типа речи
Сочинение
Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста
Редактирование и конструирование текста

Календарно-тематическое планирование по родному (черкесскому) языку в 7 классе.


Тема урока
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Домашнее задание
Дата

1.
Введение. Кабардино-черкесский язык как развивающееся явление

Классификация современных славянских языков, сравнительный анализ соответствий славянских языков на всех уровнях, особенно в лексике



2.

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор
Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения Синтаксический и пунктуационный разборы



3.
Лексика и фразеология. Фонетика и орфография
Лексический состав языка. Лексические нормы Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм



6.
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм родного языка



7.

Входной контрольный диктант
Запись под диктовку.



8.
Причастие как часть речи
Морфологические признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль




9.
Способы образования причастий
Образование действительных, страдательных причастий .




10.
Способы образования обстоятельственных причастий
Образование обстоятельственных причастий при помощью приставок



11.
Возвратные причастия
Способы образования возвратных причастий



12.
Изменение причастий по падежам и числам
Правильн. склонение причастий по падежам и числам



13.
Причастный оборот
Значение прич.оборота, синтаксическая роль причаст. оборота и знаки препинания при них.



14.
Контрольный диктант




15.

Деепричастие как часть речи.
Глагольные и наречные признаки деепричастия, Выделение одиночного дееприч. запятыми



16.
Временные формы деепричастий
Рассказ по картине



17.
Деепричастный оборот.




18.

Наречие как часть речи
Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль



19.
Способы образования наречий
Общие понятия об образовании наречий



20.
Правописание сложных наречий
Правописание наречий(слитное,раздельное,через черточку)



21.
Морфологический разбор наречия
Морфологические признаки наречия
.


22.
Контрольный диктант по теме «Наречие»
Работа с текстом



23.
Предлог как часть речи
Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении




24.
Употребление предлогов
Употребление предлогов с существительными, наречиями



25.
Рр. Сочинение по данной теме (по данному началу)
Рассказ по данному началу.



26.
Союз как часть речи
Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях.



27.
Простые, сложные и составные союзы.
Правописание простых, сложных и составных союзов



28.
Контрольный диктант по теме «Союзы»
Правописание союзов.



29
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Роль частиц в предложении.
Разряды частиц.



30.
Междометие как часть речи
Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий



31.
Контрольный диктант по теме «Повторение»
Классификация и исправление допущенных ошибок



32.
Анализ к/д. Фонетика. Графика Лексика и фразеология
Фонетический разбор Лексические группы слов



33.
Словообразование
Словообразовательный разбор, разбор слова по составу



34.
Итоговое тестирование за курс родного языка седьмого класса (7).
Анализ теста




Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения.

Кабардино-черкесский язык. Учебник для 6- 7 классов. /Под ред. Урусова Х.Ш. и Амирокова И.А.: Издательство «Эльбрус», Нальчик, 2002г.
АбитовМ.Л. Словарь кабардино-черкесского языка.
Захохов Л.Г. Орфографический словарь.
Гяургиев Х.З. Школьный русско-кабардинский словарь.
Кантемирова Б.А., Адышесова М.Р. Методические рекомендации.
Кантемирова Б.А., Эльмесова Л.А. Контрольно-измерительный материал по кабардино-черкесскому языку для уч-ся 5-9 классов.
Бакова М.И. Занимательная грамматика.
Бакова М.И. Методическое пособие для учителя в 2-х томах.
Дидактические материалы: таблицы, карточки, диски, слайды.
Компьютер.

Раздел 6.Список литературы(основной и дополнительной)

Для ученика (обучающегося)
Обязательная
Учебники:
Кабардино-черкесский язык. Учебник для 6- 7 классов. /Под ред. Урусова Х.Ш. и Амирокова И.А.: Издательство «Эльбрус», Нальчик, 2002г.
Дополнительная:
АбитовМ.Л. Словарь кабардино-черкесского языка.
Гяургиев Х.З. Школьный русско-кабардинский словарь.
Захохов Л.Г. Орфографический словарь.

Для учителя
Обязательная:
Государственный стандарт основного общего образования по родному кабардино-черкесскому языку;
Программа основного общего образования по кабардино-черкесскому языку для общеобразовательных учреждений с родным языком обучения.;
Концепция модернизации Российского образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Кабардино-черкесский» язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
Программы общеобразовательных учреждений.
Кабардино-черкесский язык. Учебник для 6-7 классов. Под ред. Урусова Х.Ш. и Амирокова И.А..Издательство «Эльбрус», Нальчик, 2002г.
Кантемирова Б.А. Пособие для письменных работ.
Сборник диктантов и изложений.
Дополнительная:
Кантемирова Б.А., Адышесова М.Р. Методические рекомендации.
Кантемирова Б.А., Эльмесова Л.А. Контрольно-измерительный материал по кабардино-черкесскому языку для уч-ся 5-9 классов.
Бакова М.И. Занимательная грамматика.
Бакова М.И. Методическое пособие для учителя в 2-х томах.




Образовательные электронные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сетевое объединение методистов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -«Учительская газета»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Российский образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - образовательный сервер «Школы в Интернет»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - газета «Первое сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Все образование Интернета

попопооп1.1111111
мђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3љђ Заголовок 5 Заголовок 7 Заголовок 815