Использование ИКТ логопедом как способ оптимизации коррекционной работы


Использование информационно – коммуникативных технологий в развивающе – обучающей работе логопеда как способ оптимизации процесса коррекции речи Создание положительной мотивации к учебной деятельности посредствам использования компьютерных технологий Актуальность использования ИКТ в учебном процессе разработать программу развивающе – обучающей работы с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологийЦель: Использование новых моделей компьютера;Проводить работу с компьютером на одном занятии в течение 5-10 минут, не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы, в соответствие с требованиями САН ПиНа);Ознакомить родителей с требованиями, предъявляемыми при использовании компьютера в домашних условиях.Условия применения ИКТ в развивающе – образовательном процессе: Образный тип информации, понятный дошкольникам; Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть/услышать в повседневной жизни Увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность ситуативной оценки деятельности Эффективность усвоения материала: развивается память, активно пополняется пассивный и активный словарный запас, развивается воображение и творческие способности Стимулируют деятельность педагога в новых подходах к процессу подачи нового и закреплению пройденного материалаПреимущества использования ИКТ в учебном процессе {284E427A-3D55-4303-BF80-6455036E1DE7}НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМКОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙРазвивающая ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОбразовательная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬРАБОТА С РОДИТЕЛЯМИРазвитие рече-звуковых навыковКоррекция звукопроизношения Празднично – игровые занятияКонсультацииРазвитие фонематическогоанализа и синтезаОткрытые занятияРазвитие лексико – грамматического строя речиРазвитие социальной уверенности детей - логопатовСовместные занятия с родителямиОбучение связной речиРазвивающие игры Электронная почтаОбучение грамоте Цикличность использования ИКТ Ознакомительно-адаптационный циклРазвивающе-образовательный циклТворческий цикл Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним Знакомство детей с компьютерными программами Преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь»Ознакомительно-адаптационный цикл

Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико – грамматического строя речи, связной речи Формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности Развитие психических функций Коррекционно – образовательный цикл

Развитие познавательной активности Развитие воображенияТворческий цикл
Решение коррекционных задач без применения компьютерных технологий затруднительно или практически невозможноДостижение желаемого коррекционно – образовательного эффекта в более короткие сроки Развитие у ребёнка более высокой мотивационной готовности к обучению Возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых средств, а также зоне его ближайшего развитияИспользование инновационных компьютерных технологий позволяет:

Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста; Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером. Задачи, реализуемые в ходе применения ИКТ в развивающе - обучающем процессе 1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (эмоциональная и психологическая подготовка воспитанника к использованию компьютерных упражнений)2 этап – ОСНОВНОЙ (решение развивающе – образовательных задач курса обучения3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (коллективная и индивидуальная оценки ребёнком результатов деятельности, снятие эмоционального, физического и зрительного напряжения)Этапы организации логопедических занятий с использованием компьютерных технологий

ИКТ позволяют дошкольникам: Информация Репрезентативная системаВИЗУАЛКИНЕСТЕТАУДИАЛГЛАЗУХОКОЖА Эффективная звуко – речевая коррекция возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней Использование компьютера должно органично входить в комплекс речевой работы, построенной с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей каждого воспитанника Необходимо чётко соблюдать структуру занятия; следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, но и сопровождал речью демонстрируемые слайды, свои действия, контролировал правильное произношение звуков, последовательность речевых высказываний Важно соблюдать временные рамки работы на компьютере в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей дошкольниковЗдоровьесбережение Презентации - картинки;Электронные книжки;Сказки, загадки; Электронные игры по развитию речи и ВПФ;По лексическим темам и ознакомлению с окружающим миром и др. Виды мультимедийных презентаций Авторские развивающе- обучающие компьютерные игры и программы Дети 6 лет/ 1-2 группы здоровья – 15 минут в деньДети 6 лет/ 3 группа здоровья – 10 минут в деньДети 5 лет/ 1-2 группы здоровья – 10 минут в деньДети 5 лет/ 3 группа здоровья - 7 минут в деньДети 5 лет, относящиеся к группе риска по состоянию зрения – 7 минут в деньДети 6 лет, относящиеся к группе риска по состоянию зрения – 10 минут в день Гигиенические нормы организации занятий с использованием ИКТ
Применение на логопедических занятиях ИКТ позволяет: в целом оптимизировать педагогический процесс и, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями способствует положительному эмоциональному состоянию воспитанников во время занятий значительно повышает эффективность работы логопеда за счёт быстрого включения обучающихся в учебный процессТаким образом: Спасибо за внимание