Презентация к уроку литературы Любовная лирика А.Ахматовой


Любовная лирика Анны Ахматовой Любовь – пятое время года Анна Ахматова Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет. Горе жен и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой — поэме «Реквием». О любви пишут все…Но так, как писала о ней Анна Ахматова, не писал никто.« Великая земная любовь » — именно так можно определить суть лирики Ахматовой. Поэт изображает не романтические преувеличенные чувства — она говорит о простом и земном человеческом счастье. Основная особенность любовной лирики состояла в том, что ее главной темой становятся переживания женщиныАхматова стала первой женщиной – поэтом,заговорившей о своих чувствах с небывалой силой и лиризмом. Любовь у Ахматовой изображена как неотъемлемая часть человеческого бытия, основа гуманистических ценностей. Ранняя любовная лирика воспринималась как своеобразный лирический дневник. Сборник "Вечер" /1912/"Любовь", "В Царском Селе", "Музе", "Сердце к сердцу не приковано" Стихотворения похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой . Любовь, по Ахматовой, уводит "от радости и от покоя", "покоряет обманно.Лирическая героиня –героиня несбывшейся,безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как "поединок роковой", "любовная пытка" Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а , наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств. В образе лирической героини просле –живаются автобиографические черты поэта. «ЛЮБОВЬ» 1912 гТо змейкой, свернувшись клубком,У самого сердца колдует,То целые дни голубкомНа белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет,Почудится в дреме левкоя...Но верно и тайно ведетОт радости и от покоя. Умеет так сладко рыдатьВ молитве тоскующей скрипки,И страшно ее угадатьВ еще незнакомой улыбке. Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва Сборник «Вечер» /1914/"Настоящую нежность не спутаешь", "Проводила друга до передней", "Сколько просьб у любимой всегда" и другие. Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны. Любовь, по Ахматовой, - чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств. Лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: "золотая пыль", "бесцветный ледок". В стихах данного периода звучит протест героини: Брошена! Придуманное слово,Разве я цветок или письмо? В её характере проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности . В стихах Ахматовой появляется новый мотив - властность Настоящую нежность не спутаешьНи с чем, и она тиха.Ты напрасно бережно кутаешьМне плечи и грудь в меха.И напрасно слова покорныеГоворишь о первой любви.Как я знаю эти упорныеНесытые взгляды твои! «Но живы мы любовию одною …» Стихотворения, посвященные любви, идут по самым вершинам человеческого духа. Сборник "Белая стая" /1917/"Муза ушла по дороге", "Я улыбаться перестала", "То пятое время года", "Целый год ты со мной неразлучен". Стихам этого периода характерен психологизм. Боль утраты не ослабела, но она теперь как песня. Для Ахматовой любовь – "пятое время года". Лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества . Теперь из мира замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. То пятое время года…То пятое время года,Только его славословь.Дыши последней свободой,Оттого, что это - любовь.Высоко небо взлетело,Легки очертанья вещей,И уже не празднует телоГодовщину грусти своей. «О, ангел мой, не знай, не ведай Моей теперешней тоски…»Сборник"Подорожник»/1921/"Это просто, это ясно", "О нет , я не тебя любила", "Не с теми я, кто бросил землю", "Долгим взглядом твоим истомлённая» Лирические стихотворения этого сборника проникнуты патриотизмомВ стихах о любви устанавливается некое равновесие, что становится возможным сюжет, нет прежних драматических финалов, появляется диалог. Теперь любовь становится уже "испытанием железом и огнём". Резче отчуждение в любви, но сильнее в Ахматовой сознание Родины. Образ возлюбленного будет в памяти, как образ героя. Героиня уже не проклинает пытку чувств, а благословляет верность любви. Удел лирической героини – странничество. У неё появилась Воля преодолеть ужас бытия, смуты сердца и времени. Лирическая героиня находит упоение в искусстве, античности, в молитве. И целый день, своих пугаясь стонов, В тоске смертельной мечется толпа, А за рекой на траурных знамёнах Зловещие смеются черепа. Вот для чего я пела и мечтала, Мне сердце разорвали пополам, Как после залпа сразу тихо стало, Смерть выслала дозорных по дворам. Художественное своеобразие любовной лирики А.АхматовойЭволюция лирической героиниДоверительность, интимность, нежностьПсихологизмМотив величия, властности, смертиСинтез тем любви к человеку и РодинеСюжетностьАфористичность речи Каждый ищет истину в сердце своём… Поэзия Ахматовой – это исповедь. Но это не только исповедь влюбленной женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли. Пусть камнем надгробным ляжетНа жизни моей ЛЮБОВЬ.  (А. А. Ахматова)