Презентация Лирика Анны Ахматовой


Анна Андреевна Ахматова Отец мать андрей Антонович Инна эразмановна Ахматова Анна Андреевна родилась11 июня 1889 года в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Семья была большая: отец – Андрей Антонович Горенко, отставной инженер-механик флота, мать – Инна Эразмовна и четверо детей.  Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село, где все, казалось, было пропитано поэзией. «Мои первые воспоминания – царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду»». Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии. Образ Царского Села всегда сопровождал в дальнейшем Анну Андреевну. Кроме того, он был связан с именем А.Пушкина. Сама Анна рано начала писать стихи. Настоящее имя Анны Ахматовой – Горенко. Именно под этим именем она опубликовала свои первые стихи. Но отец поэтессы, человек строгих принципов, запретил дочери использовать эту фамилию. Анна решила подписывать свои стихи новым именем, взятым уже от прабабки. Под ним – Анна Ахматова – она и вошла в историю русской и мировой поэзии. Мне от бабушки-татарки Были редкостью подарки; И зачем я крещена, Горько гневалась она.  В 1905 г. родители Анны развелись, и девушка вместе с матерью уехала в Евпаторию, затем в Киев, где Анна училась на юридическом отделении высших женских курсов. Девушка к этому времени уже пробовала писать стихи. В 1910 г. она вышла замуж за Гумилёва, а через два года у них родился сын Лев. До 1914 г. молодая семья жила в Царском Селе, их квартира была местом заседаний кружка «Цех поэтов», в недрах которого зародилось новое литературное направление — акмеизм. Ахматова была секретарём этого кружка. В 1911 г. Ахматова начала печататься в петербургских журналах. В 1912 г. вышел первый сборник Ахматовой «Вечер». В ее стихах увидели не только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной женственности, уже не связанной с символическими контекстами, но и ту предельную "истонченность" психологического рисунка, которая стала возможна на излете символизма. "Четки" (1914), следующая книга Ахматовой, продолжала лирический "сюжет" "Вечера". Принципы эстетики акмеизма — стремление к «прекрасной ясности», к «ясному взгляду на жизнь» и воплощению «цветения» жизни — были близки начинающему поэту, стали основой стихов первых сборников «Вечер» и «Чётки». Песня последней встречиТак беспомощно грудь холодела,Но шаги мои были легки.Я на правую руку наделаПерчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней,А я знала - их только три!Между кленов шепот осеннийПопросил: "Со мною умри! Я обманут моей унылой,Переменчивой, злой судьбой".Я ответила: "Милый, милый!И я тоже. Умру с тобой…" Это песня последней встречи.Я взглянула на темный дом.Только в спальне горели свечиРавнодушно-желтым огнем.1911Главные темы сборников «Вечер» и «Чётки» — любовь, творчество. Многие стихотворения сборников представляют собой лирические миниатюры. Они напоминают странички дневника лирической героини («Сжала руки под тёмной вуалью», «Песня последней встречи», «Сероглазый король», «Как соломинкой пьёшь мою душу» и др.). Любовная лирика Ахматовой, как правило, изображает чувство несбывшееся, безнадёжное. Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью...» (1911) относится к числу наиболее из­вестных произведений Ахматовой. Здесь используется очень характерный ахматовский прием: с помощью верно выбранной и умело изображенной детали передается внутреннее состояние героя. Смятение героини передано через деталь портрета (она бледна) и выразительный жест — «сжала руки». Сжала руки под тёмной вуалью..."Отчего ты сегодня бледна?"- Оттого, что я терпкой печальюНапоила его допьяна.Как забуду? Он вышел, шатаясь,Искривился мучительно рот...Я сбежала, перил не касаясь,Я бежала за ним до ворот.Задыхаясь, я крикнула: "ШуткаВсё, что было. Уйдешь, я умру."Улыбнулся спокойно и жуткоИ сказал мне: "Не стой на ветру". Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова...» было написано осенью 1921 года. А в конце августа этого же года был расстрелян Николай Гумилев, муж Ахматовой. Их жизненные пути разошлись еще три года назад, но Гумилев оставался очень близким и дорогим человеком для по­эта. С этим трагическим событием и связано появление стихотворения и его центральный образ — заплаканной вдовы.Заплаканная осень, как вдоваВ одеждах черных, все сердца туманит...Перебирая мужнины слова,Она рыдать не перестанет.И будет так, пока тишайший снегНе сжалится над скорбной и усталой...Забвенье боли и забвенье нег —За это жизнь отдать не мало. Когда в тоске самоубийстваНарод гостей немецких ждал,И дух суровый византийстваОт русской церкви отлетал,Когда приневская столица,Забыв величие своё,Как опьяневшая блудница,Не знала, кто берёт ее,-Мне голос был. Он звал утешно,Он говорил: «Иди сюда,Оставь свой край, глухой и грешный,Оставь Россию навсегда.Я кровь от рук твоих отмою,Из сердца выну черный стыд,Я новым именем покроюБоль поражений и обид».Но равнодушно и спокойноРуками я замкнула слух,Чтоб этой речью недостойнойНе осквернился скорбный дух.В отличие от многих собратьев по перу, эмигрировавших из России, Ахматова осталась в стране, в «своём краю глухом и грешном». В 1921 г. вышли в свет две её книги: «Подорожник» и «Anno Domini», в которых звучат не только любовные, но и патриотические мотивы.С 1923 по 1934 гг. произведения А. Ахматовой не допускались к публикации. «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать», — вспоминала Анна Андреевна. Она жила за счёт переводов. «Реквием» – «…вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых…» (Б.Зайцев) В 1935 г. впервые арестовали её сына, Льва Николаевича Гумилёва. В 1938 г. произошёл повторный арест — Лев Гумилёв был осуждён на пять лет. В течение этих пяти лет и была, в основном, создана поэма «Реквием», хотя некоторые стихи были в неё добавлены в 50—60-е годы.Сына Анны Андреевны в 1943 г. из норильских лагерей отправили в ссылку в Заполярье, откуда он добровольцем ушёл на фронт. После войны Л.Н. Гумилёв вернулся в Ленинград, где защитил докторскую диссертацию. В 1949 г. его опять арестовали и осудили на 10 лет. Все эти годы А.Ахматова безуспешно хлопотала о пересмотре дела её сына. Его реабилитировали в 1956 г., после XX съезда. Стихотворение появилось на свет после того, как поэтесса пережила личную драму, связанную с арестом и расстрелом ее бывшего супруга Николая Гумилева. Но даже этот факт не остановил Ахматову, которая не хотела становиться предательницей родины, считая, что это единственное, чего никто не сможет у нее отнять.Не с теми я, кто бросил землюНа растерзание врагам.Их грубой лести я не внемлю,Им песен я своих не дам.Но вечно жалок мне изгнанник,Как заключенный, как больной.Темна твоя дорога, странник,Полынью пахнет хлеб чужой.А здесь, в глухом чаду пожараОстаток юности губя,Мы ни единого удараНе отклонили от себя.И знаем, что в оценке позднейОправдан будет каждый час...Но в мире нет людей бесслезней,Надменнее и проще нас.Июль 1922, Петербург Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей.Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.21 января 1940 Родная земля И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. 1922В заветных ладанках не носим на груди,О ней стихи навзрыд не сочиняем,Наш горький сон она не бередит,Не кажется обетованным раем.Не делаем ее в душе своейПредметом купли и продажи,Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах.Но ложимся в нее и становимся ею,Оттого и зовем так свободно — своею.1961