Разработка урока Что значит говорить и писать на тему. Сочинение Последние цветы (5 класс)

5 класс
Что значит говорить и писать на тему?
Сочинение «Последние цветы».
Цель:

1. Повторение того, что же такое тема сочинения.
Тема сочинения – это то, о чем мы хотим рассказать в своей работе.
Работа над любым сочинением начинается с обдумывания темы и определения ее границ, т.е. содержания сочинения.
- За окном осень, пасмурная и холодная, льют дожди, солнышко появляется редко, облетают с деревьев листья. Но что-то в природе все же напоминает нам о минувшем лете. Что же это? (Цветы, которые еще остались.)
- Вот наше сочинение и будет называться «Последние цветы». О чем же мы с вами в нем напишем? (О том, какие это цветы, как называются, как выглядят, где они растут, какие чувства пробуждают.)
- Итак, мы определили границы темы, а удержаться в этих границах, не уйти от темы, ничего не забыть, поможет нам план.
2. Коллективное составление и запись в тетради плана.
Давайте выясним то круг вопросов, которые нужно поставить перед собой и на которые необходимо ответить в работе над сочинением.
1. Где мы встречаем последние цветы.
2. Какие это цветы. Их форма, размер, цвет.
3. Как выглядят цветы в солнечную погоду? В дождливую? Во время ветра?
4. Какое впечатление они на вас производят?
Запись на доске:
Тематический словарь.
Осенние цветы: астра, гладиолус, георгин, цинния, бархатцы, флокс, хризантема.
3. Работа над логико-композиционным построением сочинения с образным постижением темы.
Мы определили содержание сочинения, но чтобы его написать, все это нужно еще себе представить, увидеть. Это мы и попробуем сделать сейчас. Последние цветы мы встречаем в саду, а как выглядит осенний сад, нам поможет увидеть музыка.
(Прослушивание грамзаписи «Осенней песенки» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.)
- Какая же это музыка по своему характеру? (Светлая и грустная.)
В ней две темы, две мелодии: осень – печаль, цветы – последний привет уходящего лета, воспоминание о весне: «В них дыханье весны, лепестки их полны нежным солнцем апреля».
- Каким же мы увидели осенний сад? (Сад мокрый, скучный, жалкий, деревья облетели, гнутся под порывами ветра, осыпаются листья.)
- А цветы? (Цветы яркие, живые, сохранили летние краски, тянутся к редким лучам солнца.)
(Просмотр иллюстрации Н.Трауюта «Осенний сад»)
Стихотворение А.Н.Плещеева
«Мой сад с каждым днем увядает)

За прошлые воспоминанья,
За мимолетность красоты,
За жаркий пепел увяданья
Люблю осенние цветы.

Они, вобрав зари прохладу
И облаков скользящий лет,
Спешат цвести, боясь, что радость
Нежданный холод оборвет.

Мечтой надежды обреченной
Цветы осенние горят
И вдохновенно, увлеченно
Любовь последнюю хранят.

Мы с вами представили все, о чем собираемся писать. Но оказывается, и на этом работа не закончена. Теперь надо найти точные, яркие слова, чтобы выразить наши мысли и чувства.
3. Словарная работа.
- Запись в тетрадь названий осенних цветов.
- Как выглядят цветы? Что бросается в глаза прежде всего? (Цвет, цветы яркие, пестрые.)
- Какие же цвета преобладают? (Красный, желтый, сиреневый.)
- А как еще можно назвать красный цвет, чтобы выразить различные оттенки? (Алый, пурпурный, пламенный, огненный, бордовый, багряный.)
- Подберите синонимы к словам желтый (золотой, лимонный), сиреневый (лиловый, фиолетовый). Объясните этимологию слова оранжевый.
- Что обращает на себя внимание в гладиолусе, астре, георгине? (Разнообразная форма, астра – звезда, гладиолус – стрела, георгин – шар.)
- Еще одна особенность есть у осенних цветов. Представьте себе, если бы в классе стоял букет весенних цветов: сирени или черемухи. Как бы вы почувствовали их присутствие? Чем отличаются от них осенние цветы?
- Ввести и записать слово «аромат».
- Как же выглядят цветы в дождливую погоду? (Печальные, поникшие, склонились, приникли к земле, отяжелели от дождя.)
- А на солнце? (Тянутся к солнцу, капельки воды блестят в чашечках, радуются, оживают.)
- И какие же чувства мы испытываем, когда глядим на последние цветы? (Нежность и грусть.)
- Вот почему А.С.Пушкин сказал: «Цветы последние милей роскошных первенцев полей». Запишем эти слова на доске и в тетради в качестве эпиграфа к нашему сочинению.

Д/З: сочинение.

15