Рабочая программа Развитие речи. 5 год обучения по Баряевой Л.Б.(индивидуальное обучение)


Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей-предметников
Протокол №1 от 25.08.2016г.
Руководитель ШМО ________/И.Ю.Супрун/ Согласовано
Зам.директора по УВР
__________ /Г.В. Гуляева/
Дата: 29.08.2016г. «Утверждаю»
Директор школы
__________/Т.В.Матвеева
Пр. № от 01.09.2016г.
Муниципальное образовательное учреждение
Загоскинская средняя общеобразовательная школа имени Зимина
Майнского района Ульяновской области
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Развитие речи
Класс: 5 (индивидуальное обучение)
Уровень общего образования: начальное общее (коррекционное)
Срок реализации программы, учебный год: 2016-2017 уч. год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, 1час в неделю
Программа составлена на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - Санкт-Петербург, 2011г.
Учебник: «Знакомство с окружающим миром» под редакцией Е.Д. Худенко, И.А. Тереховой. Учебное пособие для специальных( коррекционных) школ VIII вида. изд. «АРКТИ» -М. 2013г.
Рабочую программу составила ___________ Голякова Л.Х.
Пояснительная записка по предмету:
«Развитие речи и окружающий мир»
5 год обучения.
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» разработана на основе:
- Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273 - Ф3
- «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
Ведущим принципом построения программы является практическая и коррекционная направленность обучения.
Цельпрограммыпопредмету«Развитие речи и окружающий мир» направлена на исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности..
В рамках поставленной цели определены следующие
задачи:
- формирование у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью элементарных представлений об окружающем мире;
- развитие вербальных и невербальных способов общения;
- формирование умений и навыков, необходимых для практической деятельности детей.
На 5 году обучения на данном предметы изучаются следующие разделы.
- Мир предметов и вещей (изучение правил разных спортивных игр, продолжение изучения предметов и средств личной гигиены, работа со школьным учебником, дневником и расписанием уроков, изучение и сравнение одежды для мальчиков и девочек, рассматривание кухонных приборов и приспособлений, мебель гостиной комнаты, изучение воздушного транспорта);
- Я и моё окружение (изучение понятия – настроение, семейных праздников и правил его проведения, изучение профессий продавец и почтальон, экскурсии на почту и в магазин);
- Дом, в котором я учусь (изучение школьной библиотеки и правил поведения в ней, экскурсия);
- Знакомство с живой природой (изучение: растения – клен, фрукты и ягоды – сравнение апельсина и банана, овощи – свёкла и редис, домашние животные – кролик, дикие животные – лев и слон, птицы – скворец (грач), домашние птицы – утка и гусь, насекомые – майский жук);
- Сезонные изменения в природе (закрепление признаков времен года и ежедневные наблюдение за погодой).
Изучение каждого раздела носит концентрический характер. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объёма изучаемой информации. Содержание разделов подробно детализировано, составлено с учётом коррекционно-практической направленности и доступности. Всё это позволяет учителю целенаправленно, с использованием всех методических возможностей, поэтапно формировать у детей необходимые жизненно-практические умения, навыки и сопутствующие им знания.
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» в соответствии с учебным планом МОУ Загоскинской СОШ рассчитана на 34 часа , 1 урок в неделю.
Для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал. Учащиеся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому в рамках реализации программы важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа составлена с учётом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально – дифференцированного к ним подхода.
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включены следующие формы, методы и технологии обучение.
Формы работы:
-урок
- индивидуальная работа с учеником
-коллективная работа
Приёмы обучения:
-сравнение (нахождение и различия, выделения существенных признаков)
-классификация,
- дифференциация,
- установление причинно-следственных связей между понятиями.
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснения и др),
-наглядные (демонстрация, иллюстрации),
-практические (наблюдение, упражнения, экскурсия, игры).
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей.
В ходе беседы учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит выражать свои мысли в словесной форме.
Составной частью уроков развития речи являются специальные упражнения, направленные на совершенствование звукопроизношения, на уточнение, расширение и обогащение словарного запаса учащихся, формирование правильного грамматического строя речи.
Технологии обучения:
- игровые,
-здоровьесберегающие,
-личностно-ориентированные,
-ИКТ.
У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталости глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается на уроках. Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников для их социально- бытовой адаптации.
На уроках присутствует безоценочная система.
Предмет «развитие речи и окружающий мир» интегрируется с различными учебными предметами (например, альтернативное чтение – упражнение с пиктограммами закрепление знаний знаков дорожного движения – закрепление знаний по предмету ОБЖ, закрепление временных представление – связь с предметом математические представления, повторение правил личной гигиены, изучение кухонных приборов и приспособлений – связь с СБО и тд) и направлениями коррекционно-адаптационной работы.
Календарно – тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во час Дата
План Факт
1 Раздел 1. Повторение правил безопасного дорожного движения: «Дорога из дома в школу» 1 Раздел 2. Мир предметов и вещей 2 Разучивание игр на улице (Практическое занятие) 1 3 Составление предложений по иллюстративному материалу «Кто во что играет» 1 4 Составление предложений по иллюстративному материалу «Банный день 1 5 Школьные учебники 1 6 Книжная закладка 1 7 Сравнение одежды для мальчиков и девочек 1 8 Составление рассказа по уходу за одеждой из 3-4 предложений 1 Раздел Сезонные изменения в природе 9-10 Экскурсия в осенний парк 2 Раздел Мир предметов и вещей 11 Составление рассказа из 3-4 предложений по сюжетной картинке 1 Посуда 12 Кухонные приборы и приспособления, их назначение 1 13 Составление рассказа «Помощники на кухне» (обобщающий урок) 1 Мебель 14 Мебель в гостиной комнате 1 15 Упражнение в расстановке кукольной мебели 1 16 Обобщающий урок: «Гостиная мебель» 1 Транспорт 17 Воздушный транспорт (вертолет, самолет) виды и назначение 1 18 Аэропорт 1 Раздел Сезонные изменения в природе 19 Зима 1 20 Экскурсия в зимний парк 1 Раздел . Я и мое окружение. Я познаю себя. 21 Что такое дружба. Мой лучший друг. 1 22 Моя семья 1 23 Виды семейных праздников 1 24 Обобщающий урок: «Составление рассказа «Наш семейный праздник» 1 25 Профессии в современном мире 1 26 Составление рассказа по заданной схеме: «Письмо», «Поход в магазин» 1 27 Обобщающий урок: «Сюжетно-ролевая игра «Почта», «Магазин»» (практическое занятие) 1 Раздел . Дом, в котором я учусь 28 Школьная библиотека, её назначение, правила посещения 1 29 Школьная библиотека, ее назначение .Экскурсия в школьную библиотеку 1 Раздел . Знакомство с природой 1 30 Растения. Клен. Строение дерева. 1 31 Роль деревьев в жизни человека 1 32 Сравнительная характеристика фруктов: банан и апельсин 1 33 Дикие животные 1 34 Птицы 1 Методическая литература:
1. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
2. «Знакомство с окружающим миром» под редакцией Е.Д. Худенко, И.А. Тереховой. Учебное пособие для специальных( коррекционных) школ VIII вида. изд. «АРКТИ» -М. 2013г.
3. «Путешествие в мир окружающих предметов» Ю.Н. Кислякова. Изд. «ВЛАДОС» -М. 2004