Организация внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС ООО

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования






Проектная работа

«Организация внеурочной деятельности по математике в соответствии
с ФГОС ООО»


Выполнили:
Дудьянова Н.В. – учитель математики «МБОУ Осиновская гимназия им. С.К.Гиматдинова» п. Осиново Зеленодольского района.

Слушатели курсов повышения квалификации учителей математики по проблеме «Использование ресурсов информационно-образовательной среды при обучении математике , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]О»

«Проектная работа допущена к защите»
Руководитель проектной работы

___________________ Кадырова Ф.З.

«24» «марта » 2017г.
г. Казань - 2017г.
Проектная работа по теме: «Организация внеурочной деятельности по математике в соответствии с требованиями ФГОС»

Описание материала: методическая разработка по подготовке и проведению «Проектной деятельности» - как одной из форм организации внеурочной деятельности по математике в соответствии с требованиями ФГОС

1. Постановка проблемы
Реализация общеобразовательной организацией ФГОС ООО определила необходимость организации в школе внеурочной деятельности учащихся «в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в содержательном досуге».

2. Цель проекта

Разработать методическое пособие по организации проектно - исследовательской деятельности как одной из форм организации внеурочной деятельности по математике.

3. Задачи проекта

Проанализировать существующую литературу по организации проектно - исследовательской деятельности как одной из форм внеурочной деятельности по математике.
Апробировать собранную информацию


4. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Создание общих представлений о проблемах организации внеурочной деятельности по математике для учащихся 7-9 классов в рамках внедрения ФГОС основного общего образования.
2. Изучение, анализ и систематизация различных форм организации внеурочной деятельности школьников.
3. Реализация внеурочной деятельности по математике в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

5. Предполагаемый проектный продукт

Методическое пособие по организации проектно - исследовательской деятельности для учащихся 7-9 классов по математике

6. Целевая группа проекта

Учащиеся 7-9 классов.

7. Срок реализации проекта: 2017-2018 гг.

8. Место реализации проекта:

МБОУ «СОШ №8» г.Казани ,
«МБОУ Осиновская гимназия им. С.К.Гиматдинова» п. Осиново Зеленодольского района

9. Этапы реализации проекта

Подготовительный (25.08.17 - 31.08.18г.); основной (01.09.17 – 31.05.18г.);
заключительный (01.11.17 – 31.05.18г.)

СОДЕРЖАНИЕ


Введение
Организация внеурочной деятельности по математике в соответствии с требованиями ФГОС
Внеурочная деятельность – важный аспект подготовки творческой личности
Цели и задачи внеурочной деятельности
Планирование внеурочной деятельности
Формы организации внеурочной деятельности
Проектная деятельность как одна из форм организации внеурочной деятельности

Заключение
Список использованной литературы
Приложение










ВВЕДЕНИЕ

XXI век время прогресса и технологий. Это время, которое выдвинуло новые социальные требования к формированию жизненных установок личности: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству.
Цель современного образования состоит в том, чтобы выпускник школы не просто приобрел конкретные готовые знания, а получил такое фундаментальное образование, которое позволило бы ему осознанно осуществить свой профессиональный выбор, самостоятельно продолжить образование и быть конкурентоспособным в современном социуме.
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни». Стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребенка – главную цель и ценность образования. Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время. Решение головоломок, ребусов, занимательных задач во время проведения внеурочных занятий по математике по силам детям с разным уровнем знаний.
Задача школы нового поколения - создание системы воспитывающей
внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и
дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение ребенка в самостоятельное общественное действие.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО МАТЕМАТИКЕ
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО

Внеурочная деятельность – важный аспект подготовки творческой личности
В современных условиях общество нуждается в коммуникабельных, разносторонне образованных, творчески активных людях, способных самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.
Постоянное пополнение знаний и умений, самообразование является одним из условий успеха в жизни современного человека. Поэтому важно со школьных лет прививать детям эти умения и навыки.
Рассматривая математику, следует отметить, что ввиду своих специфических особенностей, этот предмет несет огромное развивающее и воспитательное влияние.
Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Необходимый набор знаний достигается непосредственно через содержание заданий. Задания должны подбираться с учётом умственного развития учащихся и переходить от менее сложного к более сложному.
Внеклассные занятия по предмету дают большие возможности для развития способностей школьника, способствуют развитию его творческого потенциала. По словам Л.В.Выготского «творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое»
Внеурочная деятельность по математике формирует и развивает способности и личность ребенка. Управлять этим процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично – добыто на всю жизнь.
Внеурочная работа по математике имеет следующее значение: различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения. Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбор наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях групповых игр.
Некоторые виды внеурочной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни. Внеурочная работа содействует воспитанию товарищества и взаимопомощи. В результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а так же развитие и таких интеллектуальных чувств, как справедливости, чести, долга, ответственности.
Главное же значение внеурочной работы по математике в том, что она содействует развитию математических способностей школьников.

Цели и задачи внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в основной школе направлена на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условии для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом.
Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Реализация основных программ по 5 направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.



Планирование внеурочной деятельности

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении рекомендуется использовать план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.
План внеурочной деятельности образовательного учреждения является организующим механизмом основной образовательной программы
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
Учитывая общешкольный план внеурочной деятельности, на математической кафедре школы разрабатываются, рассматриваются и утверждаются программы внеурочной деятельности по предмету.
Внеурочная деятельность может быть территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами. При отсутствии в образовательном учреждении возможностей для реализации внеурочной деятельности, (кадровых, материально-технических и др.) образовательному учреждению в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, целесообразно использовать ресурсы и опыт организации образовательного процесса, сложившийся в системе дополнительного образования, организаций культуры и спорта по развитию мотивации личности к познанию и творчеству обучающихся. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других учреждений.

Формы организации внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение воспитательных, личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Внеурочная работа по математике предусматривает различные формы: учебные исследования, проектная деятельность, кружки, викторины, конкурсы, открытые математические турниры; олимпиады, выездные математические лагеря; заочные, дистанционные конкурсы, интернет- олимпиады и т.д. и .п.
Особая роль, на наш взгляд, должна быть уделена проектно- исследовательской деятельности, на которой мы хотим остановиться.
Актуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Исследовательская деятельность определена как одно из условий реализации основной образовательной программы. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Выполняя проект, учащиеся достигают поставленной цели средствами различных предметных областей учебного плана, а также информации и технологий, выходящих за его пределы. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, могут пригодиться им в будущем.
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников.
Учебную исследовательскую деятельность можно классифицировать:
по дидактическим целям: для изучения нового материала; для повторения изученного; для систематизации и обобщения изученного; для развития исследовательских умений и навыков; для контроля знаний, умений и навыков.
по затраченному времени: кратковременная; длительная.
По организационной форме: фронтальная; групповая; индивидуальная.
По типу исследования: теоретическая; практическая (экспериментальная).
По содержанию деятельности:
работа на уроке (по обобщенным планам; с текстом учебника (или дополнительной литературы); микроопыты; экспериментальные задачи; демонстрационный эксперимент; лабораторные работы)
внеурочная работа (исследовательские работы; конструирование; экспериментирование; домашние экспериментальные задания).
Цели и задачи исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности учащихся в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества.
Организация учебно - исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности учеников, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
При построении учебно – исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:
тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;
необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно;
организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;
раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.
Исследовательские задания – это предъявляемые учащимся задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Основные этапы исследовательской деятельности:
Мотивация исследовательской деятельности
Формулирование проблемы
Сбор, систематизация и анализ фактического материала
Выдвижение гипотез
Проверка гипотез
Доказательство или опровержение гипотез
Формулирование выводов
Мотивация – очень важный этап процесса обучения, если мы хотим, чтобы оно было творческим. Целью мотивации, как этапа урока, является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Мотивация к проведению исследования осуществляется различными способами: акцентирование внимания на значимости ожидаемых результатов, оригинальность учебного задания и т.д. Одним из способов осуществления мотивации может служить исходная (мотивирующая задача), которая должна обеспечить «видение» учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи.
Этап формулирования проблемы – самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса. В идеале сформулировать проблему должен сам ученик в результате решения мотивирующей задачи. Однако в реальной школьной практике такое случается далеко не всегда: для очень многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднено; предлагаемые ими формулировки могут оказаться неправильными. А поэтому необходим контроль со стороны учителя.
Сбор фактического материала может осуществляться при изучении соответствующей учебной или специальной литературы либо посредством проведения испытаний, всевозможных проб, измерения частей фигуры, каких-либо параметров и т.д. Пробы (испытания) не должны быть хаотичными, лишенными какой-либо логики. Необходимо задать их направление посредством пояснений, чертежей и т.п. Число испытаний должно быть достаточным для получения необходимого фактического материала. Систематизацию и анализ полученного материала удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. – они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности.
Выдвижение гипотез. Полезно прививать учащимся стремление записывать гипотезы на математическом языке, что придает высказываниям точность и лаконичность. Не нужно ограничивать число предлагаемых учащимися гипотез.
Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного испытания. При этом результат новой пробы сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.
На последнем этапе происходит доказательство истинности гипотез, получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Поиск необходимых доказательств часто представляет большую трудность, поэтому учителю важно предусмотреть всевозможные подсказки.
Итогами проектной и учебно – исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.
Примеры тем проектных работ в 7 классе:
«Божественная пропорция» (о возникновении учения об отношении и пропорциях, об использовании ее в архитектуре и в искусстве)
Волшебные построения магических прямоугольников
Виды симметрии. Симметрия в архитектуре и жизни
Влияние чисел на события жизни: вымысел или реальность? (на примере чисел 7 и 13)
Знакомые и незнакомые формулы сокращенного умножения и их применение при решении задач
Избыток и недостаток
Изготовление центрально-симметричных фигур из бумаги
Математическая модель игры "Мафия"
Математические художества
От абака до компьютера
Подсчёт числа пронумерованных деревьев
Построение угла, содержащего целое количество градусов
Правильные многогранники
Применение равенства треугольников при измерительных работах
Проценты в прошлом и в настоящем времени
Решение задач с экономическим содержанием на проценты
Складные квадраты
Страна треугольников
Числа Фибоначчи
Приложение 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Измерение высоты дерева (башни, здания)»

Цель работы: определить высоту дерева, не влезая на него
Гипотеза: высоту дерева (башни, здания) можно определить, не влезая на него
Задачи:
Рассмотреть различные способы определения высоты выбранного дерева (башни, здания);
Провести соответствующие измерения;
Оформить результаты в виде инструкций.
План исследовательской работы
Изучить теоретический материал по данной теме - сформировать представление о способах определения высоты выбранного дерева (башни, здания)
Класс разбивается на мини-группы, каждая из которых по выбранному способу должна проверить выдвинутую гипотезу
Произвести необходимые вычисления
Подведение общих итогов
I способ - «Определение высоты предмета по его тени»
Приборы и материалы: шест, рулетка, карандаш, линейка
План работы:
Изучить теоретические аспекты определения высоты дерева «по тени»: это самый легкий и самый древний способ, с помощью которого греческий мудрец Фалес за шесть веков до нашей эры определил в Египте высоту пирамиды. Он воспользовался ее тенью: высота дерева во столько же раз больше высоты шеста, во сколько раз тень дерева больше тени шеста.

Т.к. дерево и шест расположены перпендикулярно Земле, т.е. под углом 90°, а лучи солнца падают на землю под одинаковыми углами, то образуются подобные треугольники, стороны которых пропорциональны. Рабочая формула: H = h* L /l, где L – длина тени дерева, l – длина тени шеста, h – высота шеста
Определить длину тени шеста, длину тени дерева (взять шест, разместить его так, чтобы край его тени совпадал с краем тени дерева)
Произвести расчеты и сделать выводы

II способ - «Определение высоты предмета с помощью карандаша
Приборы и материалы: рулетка, карандаш, линейка, помощник
План работы:
Изучить теоретические аспекты определения высоты дерева с помощью карандаша
Встать от дерева на такое расстояние, чтобы видеть его целиком – от основания до верхушки. Рядом со стволом должен встать помощник. Экспериментатор вытягивает перед собой руку с карандашом, зажатым в кулаке. Прищурив один глаз и подведя кончик грифеля к вершине дерева, перемещает ноготь большого пальца так, чтобы он оказался под основанием ствола. Затем поворачивает кулак на 90°, чтобы карандаш оказался расположен параллельно земле. При этом ноготь должен оставаться в точке основания ствола. По сигналу помощник начинает отходить от дерева «вдоль» карандаша. Остановить помощника, когда он достиг точки, на которую указывает острие карандаша. Измерить расстояние от ствола до места, где остановился помощник. Оно будет равняться высоте дерева.
Сделать расчеты
Сделать выводы


III способ - «Определение высоты предмета с помощью равнобедренного треугольника
Приборы и материалы: равнобедренный прямоугольный треугольник, рулетка, карандаш, линейка.
План работы:
1. Изучить теоретические аспекты определения высоты дерева с помощью равнобедренного треугольника: для определения высоты дерева данным способом необходимо построить равнобедренный прямоугольный треугольник, одним из катетов которого является дерево. Рабочая формула: H = h* L / l, где h и l стороны прямоугольного треугольника с углом 45 градусов. Т.к. они равны, то H = L.
2. Построить равнобедренный прямоугольный треугольник, одним из катетов которого является дерево. Взять равнобедренный прямоугольный треугольник и разместить его так, чтобы глядя вдоль гипотенузы, увидеть верхушку дерева. Измерить расстояние от человека до дерева и прибавить рост экспериментатора
3. Сделать расчеты
4. Сделать выводы

IV способ - «Определение высоты предмета с помощью зеркала
Приборы и материалы: большое зеркало, рулетка, карандаш, линейка
План работы:
1.Изучить теоретические аспекты определения высоты дерева с помощью зеркала: луч падающий, луч отражённый и перпендикуляр, восстановленный в точке падения луча лежат в одной плоскости. Угол падения равен углу отражения. Угол ACB равен углу ECD. Следовательно, треугольник ACB подобен треугольнику ECD, и их стороны пропорциональны. Следовательно, верна основная формула. Рабочая формула: H = h* L/l. Согласно законам отражения угол АСК равен углу КСD, а так как угол ВСК равен углу КСЕ и равны 90° (по построению, КС – перпендикуляр к ВЕ) и их можно представить как суммы углов ВСА и АСК и КСD и DСЕ соответственно, то можно сделать вывод, что угол ВСА равен углу DСЕ, а треугольники АВС и DСЕ подобны, значит их стороны пропорциональны, т.е. АВ/DE=ВС/СЕ, т.е. h/H=l/L, отсюда следует, что H = h* L/l
2. Взять зеркало, разместить его на земле так, чтобы в нем было видно отражение верхушки дерева, и измерить расстояния: от зеркала до человека, от зеркала до дерева, рост человека
3. Сделать расчеты
4. Сделать выводы

V способ - «Определение высоты предмета по луже» - аналогичный предыдущему
Этот способ можно удачно применять после дождя, когда на земле появляется много лужиц.


1. Найти невдалеке от измеряемого предмета лужицу и встать около нее так, чтобы она помещалась между вами и предметом. После этого находят точку, из которой видна отраженная в воде вершинка предмета.
2. Измеряемый предмет, например дерево, будет во столько раз выше вас, во сколько расстояние от него до лужицы больше, чем расстояние от лужицы до вас.

VI способ - «Определение высоты предмета с помощью фотографии
Приборы и материалы: фотоаппарат, метровая линейка.
План работы:
1. Изучить теоретические аспекты определения высоты дерева с помощью фотографии: высота дерева во столько раз больше высоты линейки, во сколько раз длина изображения дерева на фотографии больше длины изображения линейки.
Ход работы:
1) рядом с деревом поставить вертикально метровую линейку;
2) сфотографировать, убедившись предварительно, что фотоаппарат установлен так, что пленка находится в вертикальной плоскости;
3) определить высоту дерева H по готовой фотографии по формуле: Н = L/l,
где L и l –размеры соответственно дерева и линейки на фотографии, h= 1

VII способ - «Определение высоты предмета с помощью воздушного шарика
Приборы и материалы: воздушный шарик, наполненный гелием, длинная легкая веревка (нить), рулетка.
План работы:
1. Изучить теоретические аспекты определения высоты дерева методом сравнения с длиной подходящей нити
2. Измерить длину нити
3. Сделать выводы


Ход работы:
Привязать к шарику длинную нитку и вытравливать ее постепенно до тех пор, пока шарик не поднимется до верхушки
Сделать на нитке отметку (например, узелок)
Вернуть шарик, измерить длину выпущенной части нитки
VIII способ - «среднестатистическая оценка - определение высоты предмета с помощью глазомера
Приборы и материалы: метровая линейка
План работы:
1. Изучить теоретические аспекты нахождения среднего арифметического нескольких чисел
2. Пригласить большое количество людей для оценки высоты дерева
3. Записать все показатели, произвести вычисления и сделать выводы
Ход работы:
Установить линейку рядом с деревом вертикально
Предложить человеку определить высоту дерева на глаз
Записать полученное значение в таблицу
Найти среднее арифметическое всех чисел
Таким образом, мы рассмотрели несколько способов определения высоты дерева. Сравнивая все полученные показания, мы видим, что они почти все совпадают.
В результате проведенной работы учащиеся сделают вывод: выдвинутая гипотеза о том, что высоту дерева (башни, здания) можно определить, не влезая на него, подтвердилась. Все эти способы основаны либо на определении понятия длины отрезка и измерения, либо на свойствах подобных фигур. Также понадобились знания по физике.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон об образовании
2. ФГОС
3. Образовательная программа ОУ
4. Локальные акты ОУ
5. Профессиональный стандарт педагога
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
7. Стратегия воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы
8. Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в общеобразовательных организациях Республики Татарстан
9. Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях Республики Татарстан
10. Приказ МОиН РТ №2531/14 от 6 мая 2014г. «Об утверждении Модельного стандарта предоставления муниципальной услуги «Организация отдыха и оздоровления детей в каникулярный период в пришкольных лагерях с дневным пребыванием» в новой редакции
11. Приказ МОиН РТ №2529/14 от 6 мая 2014г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях»Акимова, С. А. Занимательная математика: серия «Нескучный учебник» / С. А. Акимова. – Санкт-Петербург: Тригон, 1997.
12. БалкМ.Б.Математика после уроков. Пособие для учителей.-М., Просвещение.1971.
13. Депман, И.Я. За страницами учебника математики: учеб.пособие для школьников / И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин – М.;2004
14. Никольская, И.Л. Учимся рассуждать и доказывать: учеб.пособие для школьников / И.Л. Никольская, Е.Е.Семёнов – М.;2003
15. Перельман, Я.И. Живая математика / Я.И. Перельман – М.;1986
16. Фарков, А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы.учеб. пособие для школьников и учителей .М.; Айрис-пресс, 2007.
17. «Математика в школе», подшивка журналов;
18. «Математика», газета - приложение к газете «Первое сентября»;

Интернет ресурсы:
http://www.edu.ru/ - Образовательный федеральный портал "Российское образование"
http://www.school.edu.ru/ - Национальный портал "Российский общеобразовательный портал"
http://ege.edu.ru/ - Портал информационной поддержки единого государственного экзамена
http://www.ict.edu.ru/ - специализированный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
http://www.valeo.edu.ru/ - Специализированный портал "Здоровье и образование"
http://pedsovet.org/ - Всероссийский Интернет-педсовет
http://www.inter-pedagogika.ru/ - Inter-ПЕДАГОГИКА для учителей и родителей. Содержит раздел Внеклассная работа.
http://proshkolu.ru/
http://www.rusedu.ru/ Архив учебных программ и презентаций
http://zavuch.info/ Сайт для учителей
http://metodisty.ru/ Профессиональное сообщество педагогов
http://infourok.ru/
http://www.tomget.info
http://pedsovet.su
http://festival.1september.ru













13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Рисунок 1Рисунок 2ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 4ђ Заголовок 5ђ Заголовок 6Yђ Заголовок 7ђ Заголовок 8ђ Заголовок 915