Выступление на методическом объединении на тему Особенности создания учебных презентаций для уроков в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида


Выступление на методическом объединении учителей старших классов ГБОУ СКОШИ № 102Особенности создания учебных презентаций для уроков в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида
Учитель информатики Афанасьев Антон Анатольевич
Учебный материал, представленный на слайдах мультимедийных учебных презентаций (МУП), способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету, что в свою очередь оказывает положительное влияние на качество знаний и умений умственно отсталых старшеклассников.
Рассмотрим некоторые особенности создания мультимедийных учебных презентаций.
При создании электронных пособий необходимо руководствоваться следующими правилами оформления МУП.
Первый слайд презентации – это ее титульный лист, на нем располагается информация о названии презентации, фамилия, имя, отчество автора, должность, место работы, год. Это необходимо для дальнейшей публикации разработанных педагогом материалов в сети Интернет.
Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в содержании презентации, он оформляется в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последующих слайдах компьютерной презентации располагается сам учебный материал.
Желательно, чтобы последний слайд МУП содержал информацию о тех источниках, которыми педагог пользовался при ее создании (список литературы, сайтов глобальной сети Интернет). Это необходимо для обновления или создания дополнительных слайдов учебной презентации.
Учебный материал на слайде должен излагаться сжато и кратко, так как умственно отсталые школьники не могут одновременно воспринимать и запоминать большое количество информации, расположенной на слайде. Слова и сокращения, используемые при создании слайдов МУП, должны быть знакомы и понятны учащимся.
Информацию на слайдах лучше располагать горизонтально, так как вертикальное структурирование учебного материала воспринимается школьниками хуже.
Заголовки каждого нового слайда должны быть краткими и информационно емкими. Все заголовки для одной презентации выполняются в едином стиле: цвет, гарнитура, кегль, начертание шрифта. Нежелательно использовать анимацию в заголовках, т.к. она будет отвлекать внимание умственно отсталых учащихся от содержания слайда.
Новые термины, словарные слова, орфограммы, выводы рекомендуется выделять шрифтом другого цвета. Для выделения информации можно использовать полужирный шрифт, курсив, шрифт более крупного размера. Для выделения правил, выводов, основных моментов применяются рамки, границы, заливка; штриховка, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы. При подборе размера и цвета шрифта необходимо помнить, что он должен быть хорошо виден всем учащимся в классе. Мелкий кегль замедляет и усложняет коммуникативный акт и, в конечном счете, последний становится односторонним: учащиеся не могут прочитать, а следовательно и усвоить учебную информацию, представленную на слайде. Для заголовков оптимально использование шрифта не меньше 24 кегля, а для информации не менее 18.
Необходимо отметить, что на одном слайде возможно использование не более трех цветов: один для фона, другой для заголовков, третий для текста. Для фона и текста подбираются контрастные цвета.
При оформлении слайдов учебных презентаций большое значение имеет иллюстративный материал, который используется в тех случаях, когда школьники испытывают затруднения в понимании учебного материала, а также в местах, требующих опоры на образные стимулы. Мнение ряда педагогов «чем больше иллюстраций, тем лучше» - ложный. Наличие большого количества иллюстративного учебного материала на слайдах МУП, переходов, гиперссылок на тот или иной вид рисунков, фотографий, карт и пр. приводит к снижению эффективности обучения. Число иллюстраций в рассматриваемом нами электронном средстве обучения диктуется содержанием учебного материала, психолого-педагогическими и возрастными особенностями учащихся с интеллектуальными нарушениями, сочетанием учебных презентаций с другими средствами обучения.
При создании слайдов МУП источниками изображений могут быть собственные снимки учителя, выполненные цифровым фотоаппаратом; поисковые системы.
В слайды включаются только иллюстративные материалы высокого качества, не содержащие большого количества мелких деталей, которые затрудняют восприятие умственно отсталыми школьниками основного изображения.
Визуальная составляющая учебного сообщения решает несколько задач - информирование, наглядное представление и привлечение внимания к изучаемому материалу. Неизбежно возникает проблема взаимосвязи текста и изображения. Для ее решения используется плоскостная подложка под надпись, благодаря которой шрифт не накладывается на изображение объекта.
При оформлении слайдов МУП используются следующие виды мультимедийной наглядности:
1) изобразительные (фоторепродукции картин, памятников архитектуры, фотоизображения окружающего мира, рисунки, видеофрагменты документальных видеофильмов и телепередач);
2) условно-графические (географические и исторические карты, картосхемы, планы местности, таблицы, схемы, диаграммы);
3) анимационная.
Анимационные эффекты применяются для переходов между слайдами. Также анимация используется для привлечения внимания умственно отсталых учащихся к размещаемым на слайде объектам и к отдельным элементам этих объектов (таблиц, схем, диаграмм, рисунков и пр.).
Собственный опыт работы говорит о том, что мультимедийные учебные презентации, как средство обучения выполняют ряд функций:
информационную,
иллюстративную,
систематизирующую,
функцию закрепления и самоконтроля,
воспитательную и
коррекционно-развивающую.
Для успешной реализации вышеперечисленных функций МУП при подготовке к урокам рекомендуется:
определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном уроке;
разработать сценарий, структуру изложения учебного материала МУП;
отобрать и обработать информативный или тестовый материалы так, чтобы не допустить перегруженности урока;
продумать простое композиционное решение отдельных слайдов (привлекательное цветовое решение, расположение иллюстративного и текстового материалов, использование крупного шрифта, выделение учебной терминологии, основных моментов и т.п.);
в случае необходимости составить и записать дикторский текст (он должен быть научным, доступным для понимания детьми с интеллектуальной недостаточностью, лаконичным и выразительным);
определить место и длительность звучания музыкального сопровождения;
продумать систему работы предшествующую показу и последующую после его предъявления.
Мультимедийная учебная презентация может использоваться нами в различных учебных ситуациях: в процессе объяснения нового материала, при обобщении и закреплении изученного, на этапе контроля за усвоением знаний, умений и навыков и т.д., благодаря тому, что данное электронное пособие является по своему характеру интегрированным, т.е. объединяющим в себе различные средства обучения (текстовые материалы, карты, изображения объектов и явлений природы, схемы и таблицы, аудио- и видеоматериалы, задания и упражнения и т.п.).
Рассмотрим некоторые методы и приемы работы с МУП
Эффективность объяснения учителем нового материала возрастает, если в качестве поддержки использовать слайды МУП, содержащие такой иллюстративный материал, как схемы и диаграммы. Наиболее целесообразно использование схемы и диаграммы в ходе сообщения новых сведений, в этом случае с помощью анимации наглядность «появляется» одновременно с изложением педагогом учебной информации.
Рассмотрим пример использования анимированной схемы при изучении темы «Охрана природы зоны степей». Перед изложением материала о борьбе с засухой и суховеями на территории сухих степей, учитель проводит беседу, в ходе которой актуализируются знания семиклассников о климатических особенностях этой зоны. На слайде демонстрируется карта природных зон, на которой средствами анимации наложены «подвижные» стрелки-указатели направления господствующих ветров в этих местах. После проведения такой работы учитель объясняя новый материал, демонстрирует схему, на которой поочередно появляются названия мер, направленных на борьбу с засухой. можно использовать видеоматериалы.
В завершение урока семиклассникам предлагается перечислить мероприятия, проводимые в степях для борьбы с засухой. При выполнении этого задания реализуется дифференцированный подход, если на этот вопрос отвечают дети с низким уровнем сформированности географических знаний, то им демонстрируется слайд, где располагается известная школьникам схема, на которой отсутствуют надписи с названиями мероприятий, но оставлен иллюстративный материал.
Еще одним примером может служить анимированная схема, которая используется при изучении размножения насекомых на уроках биологии в 8 классе .Методы и приемы работы с аудио- и видеоматериалами МУП
Включение видеофайлов в МУП наиболее целесообразно, когда изучаемые объекты и явления невозможно наблюдать непосредственно, например такие, как: пыльные бури, суховеи, добыча нефти, строительство каналов, снегозадержание, смена времен года, жизнедеятельность животных, полет человека в космос и т.д. или в тех случаях, когда пройденный учебный материал нуждается в дополнительном закреплении и обобщении. Использование аудиовизуальных материалов средствами МУП имеет ряд преимуществ. Так, включение в учебные презентации видеофайлов
позволяет в случае необходимости останавливать кадры видеосюжета и подробно анализировать их содержание;
сравнивать просмотренный материал с наблюдениями детей или другими изобразительными средствами;
возвращаться к видеозаписи для уточнения и конкретизации изучаемого объекта или явления;
снимать звук и вместо сложного дикторского текста составить авторский текст учителя (учитывающий особенности познавательной деятельности школьников).
Движения на экране, дикторский текст, музыкальное сопровождение, природные шумы – все это обостряет внимание, восприятие и память учащихся.
В некоторых случаях при проведении уроков желательно включать в МУП аудиофайлы. Так дети могут слушать голоса птиц, млекопитающих, шум ветра, водопада, морского прибоя, национальную музыку и др. Как правило, аудиофайлы сопровождают показ иллюстративного материала, гармонично дополняя его.
С целью проверки знаний и умений учащихся учителем составляются и оформляются на слайдах МУП разнообразные задания, упражнения, тесты и дидактические игры. С их помощью на этапе повторения и закрепления удается за более короткий промежуток времени, чем при традиционном обучении, проверить базовые знания школьников и провести в случае необходимости дополнительную разъяснительную и коррекционную работу, направленную на дополнение и уточнение полученных знаний, а также на развитие умений умственно отсталых учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, классифицировать и применять учебную информацию в различных ситуациях.
На этапах закрепления и/или повторения используются слайды, содержащие дидактические игры. Представление кроссворда с помощью мультимедиа облегчает подготовку и проведение уроков – у учителя отсутствует необходимость на перемене вычерчивать сетку кроссворда на доске; появляется возможность проверить правильность ответов школьников сразу же, не откладывая ее на потом; правильные ответы хорошо видны всем учащихся в классе. Кроме традиционных заданий к кроссворду (вопросов), которые устно задаются учителем, или предлагаются учащимся на отдельной карточке, можно использовать изображения изучаемых объектов, загадки, аудиофайлы. Когда кроссворд демонстрируется на интерактивной доске, учащиеся заполняют его клетки самостоятельно.
Помимо дидактических игр МУП позволяет широко использовать на этапе закрепления и повторения материала разнообразные тест.
На слайдах мультимедийной презентации возможно оформление алгоритмов действий, поэтапные инструкции, планы, памятки, правила техники безопасности и т.п., которые помогают учащимся самостоятельно выполнить задание.
Использование электронного пособия с текстовым материалом помогает провести словарную работу.
Посредством слайдов МУП возможно проведение систематической словарной работы, которая заключается в следующем. В словах и терминах цветом выделяется орфограмма, с помощью анимации ставится ударение; каждое новое слово подкрепляется необходимой иллюстративной наглядностью. Учащиеся могут переписать словарные слова с экрана в рабочие тетради или индивидуальные словарики, а затем придумать с ними словосочетания или предложения.
Таким образом, усваивая и запоминая специальную терминологию, умственно отсталые учащиеся пополняют словарный запас, у них формируются и закрепляются навыки грамотного написания новых терминов, развивается связная устная речь.
Целесообразно организовывать разнообразную работу по содержанию мультимедийной презентации и после её просмотра. Она может заключаться в составлении описаний по памяти понравившихся иллюстраций, видеофрагментов; подготовке вопросов к отдельным материалам слайда; ответах на вопросы учителя или одноклассников; выполнении зарисовок, заполнении таблиц, схем и т.п.
Однако необходимо помнить, что многообразие текстовых и наглядных материалов, используемых в учебных презентациях не должно заменять непосредственных наблюдений, широкого применения различных видов работ с другими наглядными средствами обучения. Выполнение заданий, составленных специально для мультимедийного пособия и проецируемых на интерактивную доску, не исключает проведение работы учащихся в тетрадях на печатной основе, заполнения контурных карт, проведения лабораторных работ и т.п. Только совместное использование различных методов и приемов обучения и включение в уроки мультимедийных учебных презентаций позволит повысить эффективность процесса обучения.