Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Уж небо осенью дышало…»


Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Уж небо осенью дышало…»
Автор – составитель: Воспитатель 1 – ой квалификационной категории Шахбазова И.Д.
Дата проведения – 2 ноября 2016 г.
Участники - дети в количестве 11 человек, группы№1 «Теремок»
Цель: Расширение представления детей о характерных признаках осени.
Задачи:Воспитательная: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы, вызвать интерес к созданию рельефной картины.  Воспитывать навыки сотрудничества (умение создавать работу в парах).
Обучающая: уточнить знания детей о многообразии деревьев и особенностях изменений внешнего вида в осенний период.Развивающая: Продолжать освоение техники рельефной лепки. Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать способность дифференцировать деревья по внешним признакам, листве, развивать творческие способности, мелкую моторику, мышление, память, внимание; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»).
Предварительная работа:
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Поделки из природного материала;
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением смешанного леса.
Пластилин белого, коричневого, , желтого и оранжевого цветов, доски, стеки, салфетки.
Кукла лесовичка из кукольного театра.
Запись музыкального произведения П.И.Чайковского цикл «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Ход занятия
Воспитатель Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.
Воспитатель: Посмотрите на экран и  послушайте, как звучит музыка.
Просмотр видео (звучит музыка)      
Какие слова можно подобрать к этой музыке? (задумчивая, яркая, замечательная)
А какое время года вы увидили на экране? (осень)
Воспитатель Правильно, и сегодня мы будем говорить об осени,  
Воспитатель -   Ребята,  что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают.(Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай. ).
 Игра «Подбери действие».
- Ребята, вы сказали, что осенью холодно. Да ,часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
(Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете)
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
- За осенью идёт… (Зима)
- А после зимы... (Весна)
- После весны идёт... (Лето)
- А за летом наступает…(Осень)
- Потом всё повторяется в природе.
- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
- Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)
                Воспитатель
А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте!.....
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
 
Сюрпризный момент
Раздается стук: Тук-тук-тук!
(Входит Лесовичок) кукла
 Воспитатель: Здравствуйте дедушка! Кто же вы такой?
Лесовик: Здравствуйте, ребята! Я старичок - лесовичок. Живу в лесу и охраняю его. Я вас долго ждал, скучно мне в лесу, вот я прищёл к вам в гости. Вы рады мне?
Воспитатель: Конечно рады. Проходи.
Лесовик: Осенью лес очень красивый. Одет он в красные и жёлтые одежды. А вы знаете почему листья желтеют на деревьях и опадают?
Давайте я покажу вам фильм «Почему желтеют листья». А вы внимательно посмотрите.
Лесовик; Ну что интересно? Вы теперь знаете почему листья желтеют и опадают.
Воспитатель: Ты знаешь, Лесовичок, наши дети много всего знают и умеют и чтобы не скучно тебе было они сейчас поиграют.
2. Физкультминутка «Сороконожка».
-Встаньте в колонну и положите руки на плечи друг другу.
Дети встают в колонну друг за другом.
Шла сороконожка
По сухой дорожке                 (дети идут друг за другом, держась за плечи)
Вдруг закапал дождик: кап!
Ой, промокнут сорок лап!     (останавливаются)
Насморк мне не нужен
Обойду я лужи                      (идут, высоко поднимая колени)
Грязи в дом не принесу        (останавливаются, трясут ручками, ножками)
Каждой лапкой потрясу
И потопаю потом,
Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель: Лесовик, в лесу сейчас листопад, и ребята начали рисовать картину « Золотая берёзка» , да не просто красками, а разноцветным пластилином. Но еще не закончили ее. (Показывает на картину, где нарисован только фон)
Лесовик: А разве такое бывает, чтобы рисовать пластилином?
Воспитатель: Сейчас мы тебе расскажем и покажем, как нужно правильно рисовать пластилином.
Воспитатель: Дети, подойдите и приготовьте своё рабочее место.
Как вы думаете, что нужно добавить, чтобы картина получилась завершенной? (Ответы детей) Нужно дерево.
Сегодня мы нарисуем берёзку и разукрасим её пластилином.
Этот метод называется  пластилинографияВоспитатель: Давайте посмотрим на берёзу. Что мы видим ? Стройное дерево, белый ствол с черными пятнышками, тонкие веточки, небольшие листочки жёлтого цвета).
Воспитатель: И сейчас я расскажу детям и тебе Лесовик , как правильно рисовать пластилином.
1.Нужно целый кусок белого пластилина поделить на две части .
Из одной части будет ствол, а с другой ветки берёзы. После из одной части катаем шарик и делаем валик для ствола. Прикладываем ствол к листу и прикрепляем к картону, слегка размазываем и формируем ствол дерева.
2.Далее веточки. Оставший белый пластилин делим на на 6 частей и катаем шарики. После чего делаем тонкие валики – это будут веточки.
3.Следующий этап – это листочки. Берём кусок жёлтого пластилина. Делим его на 2 части Потом ещё на 2. И т.д. Получается много маленьких кусочков пластилина. После этого катаем шарики и делаем маленькие валики. После этого скуручиваем их в «спиральки» Их нужно 15 штук приблизительно.
4. Затем жёлтые листочки наложить на крону дерева .
5. У берёзки ствол шершавый белый с черными пятнышками, поэтому мы отщипываем маленькие кусочки чёрного пластилина и катаем колбаски и приклепляем их на ствол берёзы, слегка надавливая.
 Воспитатель Давайте повторим правила работы с пластилином.
Повторение правила работы с пластилином.
1. Лепку выполнять на подкладной доске, не класть пластилин на стол.
2. Перед работой хорошо разогреть пластилин в руках.
3. Не бросать остатки пластилина на пол.
4. Хранить пластилин в коробочке .
5. После работы вытереть руки тряпочкой и помыть теплой водой с мылом
Дети выполняют работу, воспитатель помогает при затруднении. (Звучит музыка)
Пальчиковая гимнастика
«Осень»
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу
снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу
«Осеннее дерево»
Вот какие красивые берёзки получились. Выбирай любую картину Лесовичок , мы тебе подарим. Когда ты заскучаешь в своем лесу, то, посмотрев на эту картину вспомнишь, как ходил к нам в гости. И тебе сразу станет веселее. ( Подарим дети? Ответы детей)
Лесовик: Ой, ребята, разве можно такую красоту отдавать? Давайте вы оставите ее у себя и родителям покажите, а я буду к вам в гости приходить. Часто – часто, каждый год! Буду играть с вами и веселиться. И вы ко мне в гости приходите. А теперь мне пора. Нельзя лес без присмотра оставлять. До свидания!!!
Дети: До свидания!!!
Воспитатель: Вам понравилось занятие?
А что больше всего вам понравилось?
Что сложнее всего было? (Ответы детей)
Игра «Осень просим»
В эту игру мы будем играть так: посчитаемся и выберем Осень и Дождик. Дождик куда-нибудь пока спрячется, а Осень выходит в середину круга. На ней венок из осенних листьев и рябиновое ожерелье на шее. Мы начинаем медленно ходить и петь: - Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, Осень, спросим, Что в подарок принесла? - Принесла я вам муки! – отвечает Осень. - Значит будут пирожки! – кричим мы хором. - Принесла вам гречки! – говорит Осень. - Каша будет в печке! – радуемся мы. - Принесла вам овощей! – говорит Осень. - И для каши, и для щей! – кричим мы. - Рады ли вы грушам? – спрашивает Осень. - Мы их впрок насушим! – отвечаем мы. - А уж яблоки, что мед! – говорит Осень - На варенье, на компот! – радуемся мы - Принесла и меду! – говорит Осень - Полную колоду! – удивляемся мы. После этого опять кружимся и после: - Ты и яблок, ты и меду, Ты и хлеба принесла. А в хорошую погоду Нам в подарок принесла? - Дождику вы рады? – хитро улыбается Осень. -Не хотим, не надо! – кричим мы и бросаемся врассыпную. Но Дождик тут как тут: он гоняется за нами, громко приговаривая: Кто под дождик попадет,Тот сейчас водить пойдет! Мы бегаем до тех пор, пока Дождик кого-нибудь не поймает.