«Влияние восприятия классической музыки на здоровье младших школьников»


Ульяновский Государственный педагогический Университет имени И.Н. Ульянова. Факультет повышения квалификации педагогических работников.



Выпускная работа по теме:
Педагогический проект.


«Влияние восприятия классической музыки на здоровье младших школьников».









Работу выполнила:
Федорова Ольга Николаевна
учитель музыки первой
квалификационной категории
МБОУ СОШ №61.
Научный руководитель:
Арябкина Ирина Валентиновна,
профессор, доктор педагогических наук.












г. Ульяновск
2014 год.




СОДЕРЖАНИЕ. стр.

Введение.
Глава 1. Музыка и здоровье.
а) О силе музыкального искусства (приложение 1)

Глава 2. Сила воздействия классической музыки на человека.
а) Методика «Градусник» (приложение 2)
б) Результаты тестирования (приложение 3

Глава3. Основные разделы проекта (1 год)


Заключение.
Рекомендации по использованию средств музыкального искусства в оздоровлении организма (приложение 4).
Репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии (приложение 5).


Список литературы.
Приложения 1, 2, 3, 4, 5.
Рецензия.
Фотографии.





























ВВЕДЕНИЕ.
«Служенье муз не теприт суеты,
Прекрасное должно быть величаво»
А.С. Пушкин.

«За дивную красоту музыки,
за огромную радость,
которую она способна приести людям,
я хочу поднять свой голос»
Д.Б. Кабалевский.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, музыка решает еще немаловажную задачу – оздоровительно – коррекционную.
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психологически устойчивым, творчески активным.
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. В нашей школе десять лет действует программа « Здоровье. Здоровый образ жизни.», направленная на сохранение, укрепление и развития здоровья школьников. Мы считаем, что широкое использование в процессе обучения средств музыкального искусства является одним из способов улучшения психического состояния и физического развития школьников. Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно – сосудистой системы, органов дыхания.
Современная обрзовательная среда - это условие, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание разитию художественно-эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учереждения дополнительного образования школ исскуств, студий.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детсвта важно реализовать творчесский потонцеал ребёнка . Каждый ребёнок находит возможность для творчесского самовыражения личности через слушание, пение, народных, современных и зарубежных произведений.
Здоровье – самая важная ценность в жизни человека. « Береги здоровье с молоду.» - гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимы всем. Это и обусловило актуальность данного проекта.

Нормативно – правовая база:
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ
Приказ ФГОС основного общего образования. Утверждён приказом МОРФ от 17.12.2010 № 18 97
Музыка. Рабочие программы. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2012г.
СанПиН 2.4.2.2821 - 10 Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учереждениях.
Письмо Департамента общего образования МОиНРФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУСОШ № 61. Утеврждена приказом директора школы от 30.08. 2012 года № 104 а


Цель проекта.

Выявить особенности влияния классической музыки на физическое здоровье школьников.

Задачи проекта.

Изучить теоретический материал по данной теме.
Провести тестирование учащихся 4-х классов средней общеобразовательной
школы № 61
Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами
музыкального искусства.
Воспитание интереса и любви к музыкальному исскуству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств.
Развитие музыкальной памяти, слуха, осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего.
Развитие творчесских способностей в различных видах музыкальной деятельности.








Предмет исследования.

Состояние здоровья младших школьников.

Гипотеза

Если духовно развивать человека средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.

Методы исследования.

Изучение и анализ литературы по теме проекта .
Наблюдение.
Экспертный опрос.
Тестирование.
Метод математической статистики.


База исследования.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 61
Учащиеся начальной школы – 4ые классы.

Практическая значимость.

Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами классической музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям начальных классов, а так же и учителям среднего звена, родителям и тем, кто заботится о своем здоровье и любит музыку.

Актуальность проекта.
Со временем музыка становаится для ребёнка эстетической ценнстью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Музыка рассматривается как средуство – способствующее преодолению неадекватных форм поведения.
Музыкальное воспитание направленно на предупредение возникновения у ребёнка неадекватных форм поведения.
Музыка способствует более успешному эмоционально-личностному развитию обучающихся и улучшает их социальную адаптацию.

Особенности проекта:
Позволяет в условиях школы через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Влияние восприятия классической музыки на здоровье младших школьников.
Проект ориентирован на развитие творчесского потонцила и музыкальных способностей школьников в течение учебного года соразмерно личной индивидуальности.

Текст проекта состоит:
Введение.
Три главы.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.










Основная часть.


Глава 1

МУЗЫКА И ЗДОРОВЬЕ.

Замечательное искусства музыки вызывало восхищение в прошлые времена, вызывает восхищение и сегодня. ( см. приложение № 1 ).
Музыка способна создавать особое психоэнергетическое поле, передающее положительною энергетику творцов – слушателям. Она способна исцелять человека и возвращать к жизни, стимулировать его интеллект, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.
Музыка спокойная поможет быстрее и лучше отдохнуть, а более ритмичная улучшить настроение. Музыка снимает раздражение, активизирует мыслительные процессы, помогает по долгу не уставать, создаёт приятное настроение, увеличивает силу сердечных сокращений, снижает артериальное давление. Доказано, что человеческий организм воспринимает музыку даже в эмбриональном состоянии.
Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезни сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя, уверенность в себе. В процессе получения образования в современной жизни, неврозы все больше поражают учащихся, поэтому музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы её использования.


















Глава 2

СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА.

Изучив и проанализировав теоретически материал по теме проекта, мы выдвинули гипотезу: если человека духовно развивать средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.
На первом этапе своей практической деятельности мы решили провести тестирование среди учащихся 4-х классов по оперативной оценки их самочувствия, активности, настроения до прослушивания музыки и после.
В своем исследовании мы использовали методику «Градусник» ( САН – самочувствие, активность, настроение). ( см приложение № 2)
Программа прослушивания длилась 10 минут и состояла из фрагментов музыкальных произведений:
Э. Григ. «Утро» из драмы «Пер Гюнт» - 3 минуты.
П. И. Чайковский. «Подснежник» из цикла «Времена года» - 3 минуты.
В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» - 4 минуты.
В результате проведенного тестирования нами были получены данные, обработанные и представленные в таблице (см приложение № 3)

Вывод.

Восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 20 учащихся, повысилась степень активность у 15, а положительное изменения настроения наблюдалось у 30 учащихся.

Таким образом, мы убедились сами и доказали одноклассникам, что классическая музыка благотворно влияет на здоровье человека.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучив и проанализировав результаты по теме проекта, нами были сделаны следующие выводы:
музыка способна порождать особую энергетику множественного воздействия;
музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе оздоравливающей;
терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времен и нашли научное подтверждение в наше время.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что духовное развитие человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на состояние его здоровья, была подтверждена в ходе практической исследовательской деятельности. Полученные результаты тестирования учащихся 4-х классов подтвердили наши предположения.
Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как этого достигать необходимы. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания классической музыки в нашей жизни и предлагаем рекомендации по использованию средств музыкального искусства для оздоровления организма, а так же репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии. (см приложения 4,5)
Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: СЛУШАЙТЕ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ НА ЗДОРОВЬЕ! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесет радость, здоровье и наслаждение.

















Литература:

Т. А. Барышева, В. А. Шекалов. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. – Ростов – на – Дону, 2010.
Е. А. Лобанова. Здоровье сберегающие технологии на уроках музыки. (Образование в современной школе) 2005г. № 9.
В. И. Петрушин. Слушай, пой, играй. – М. Владос, 2010г.
Большая советская энциклопедия.
Б. Д. Райгородский. Что может музыка. (музыка в школе 2011г. № 2)




































РЕЦЕНЗИЯ.

На проект – исследование о влиянии музыки на состояние здоровья человека по теме:

«КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Тема проекта показалась нам интересной и актуальной, да и сам факт – исследовательская работа четвероклассников привлекает внимание. Цель «метода проекта» - индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучаться в удобном для него режиме, «выплеснуть» ограниченный временными рамками урок во внеурочную деятельность. В исследовании сочетаются теоретические знания и их практическое применение в решении совершенно конкретных задач из жизни, окружающей ребенка.
В последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому в проекте решается немаловажная задача – оздоровительно – коррекционная. Работа представляет собой действенное средство для снятия напряжения, улучшения самочувствия, настроения.
Изучение темы проходило по плану:
Анализ литературы.
Тестирование.
Разработка рекомендаций.
Подбор музыкального материала для прослушивания.

Результатом работы стали новые знания о силе музыки выздоровления организма не входящие в учебную программу.
Исследовательская работа рекомендована для использования во внеурочной деятельности.















ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

О СИЛЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

За дивную красоту музыки, за огромную радость,
которую она способна принести людям,
я хочу поднять свой голос.
Д. Б. Кабалевский.

Не хочу, чтоб людям было плохо.
Предназначение музыки – дарить людям счастье.
С. М. Хентова.

О воспитательной функции музыки высказывался Аристотель: «музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души, она должна быть включена в число предметов воспитании молодежи. Обучение музыке подходит самой природе для этого возраста»
Теоретик музыки эпохи Возрождения Джозеффо Чарлино писал в своем трактате: «Музыка возбуждает дух, управляет страстями, укрощает и унимает ярость, обладает силой порождать в нас привычку к хорошим нравам, особенно тогда, когда она употребляется в должных ладах и в меру»
В. А. Сухомлинский считал: «Благодаря музыки в человеке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе»
Занятие музыкой развивает музыкальный слух и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность помогает летчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нем случились неполадки, студентам и школьникам помогает осваивать трудности произношения иностранного языка.
Занятия пением положительно влияют на богатство речи, её выразительность, тонкость и точность передачи настроений.
Общение с музыкой положительно сказывается на творческом потенциале личности, является непременным условием для развития хорошего художественного вкуса. Мы можем смело утверждать: «СКАЖИ, КАКУЮ МУЗЫКУ ТЫ ЛЮБИШЬ, И Я СКАЗУ ТЕБЕ, КТО ТЫ»
К культуре какой бы страны мы ни обратились, везде можно найти сведения о применении музыки для нормализации душевного состояния людей. В Китае, Индии, Египте, Древней Греции врачи и жрицы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания.





ПРИЛОЖЕНИЕ №2

МЕТОДИКА «ГРАДУСНИК»
(экспресс – вариант методики САН)

Цель применения: оперативная оценка функционального состояния (самочувствия, активности, настроения)

Функциональное состояние
1
2
3
4
5

С (самочувствие)






А (активность)






Н (настроение)







Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 – отличное.

Инструкция
Сначала оцените самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей ячейке.
Аналогично оцените степень активности (А) и настроение (Н).

Оценка результатов
Интегральный коэффициент высчитывается по формуле:
САН = (С+А+Н) : 3

Использовать экспресс – диагностику САН можно начиная с младшего школьного возраста (9 – 10 лет) при соответствующей подготовке детей и объяснении им основных понятий.
















ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
4 – А класс

Функциональное
состояние в баллах
До прослушивания
музыки
После прослушивания
Музыки


«1»
«2»
«3»
«4»
«5»
«1»
«2»
«3»
«4»
«5»

С (самочувствие)











А (активность)











Н (настроение)











САН












4 – Б класс

Функциональное
состояние в баллах
До прослушивания
музыки
После прослушивания
Музыки


«1»
«2»
«3»
«4»
«5»
«1»
«2»
«3»
«4»
«5»

С (самочувствие)











А (активность)











Н (настроение)











САН












4 – В класс

Функциональное
состояние в баллах
До прослушивания
музыки
После прослушивания музыки


«1»
«2»
«3»
«4»
«5»
«1»
«2»
«3»
«4»
«5»

С (самочувствие)











А (активность)











Н (настроение)











САН












4 – Г класс – коррекции

Функциональное
состояние в балах
До прослушивания
музыки
После прослушивания музыки


«1»
«2»
«3»
«4»
«5»
«1»
«2»
«3»
«4»
«5»

С (самочувствие)











А (активность)











Н (настроение)











САН














Общий
результат
До прослушивания
музыки
После прослушивания музыки


«1»
«2»
«3»
«4»
«5»
«1»
«2»
«3»
«4»
«5»

С (самочувствие)











А (активность)











Н (настроение)











САН













ПРИЛОЖЕНИЕ 4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОЗДОРОВЛЕНИИ ОРГАНИЗМА.

Если у вас угнетенное депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:
Мелодии задумчивые, грустные по настроению.
Мелодии менее радостные.
Мелодии плавные и задумчивые.

Слушая музыку, вы постепенно войдете в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.

Рекомендации психотерапевтов:
Музыкальная программа не должна состоять более чем из 4 – 5 произведений общей длительностью 15 – 20 минут. Лучше, если это будут не песни.
Во время прослушивания желательно находиться в одиночестве, в изолированном от посторонних звуков помещении с приглушенном светом.
Лучше сидеть на диване или в кресле в удобном положении, с закрытыми глазами, полностью расслабившись.
Перед прослушиванием скажите себе (и поверьте в это): «Сейчас я послушаю одну, две, три мелодии, и моя меланхолия (депрессия, бессонница и др.) исчезнет!»




ПРИЛОЖЕНЕ 5

РЕПЕРТУАР ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СЕАНСОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ.


Желаемое действие
Рекомендуемое музыкальное произведение

Снятие
нервного
напряжения
П. И. Чайковский. «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года»; «Сентиментальный вальс».
Ж. Бизе. «Пастораль»; «Старинная песенка».
К. Сен – Санс. «Лебедь» из «Карнавала животных».
К. В. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвредика».
Д. Шостакович. «Романс» из к/ф «Овод».
К. Дебюсси. «Лунный свет».

Снятие
депрессивного
состояния
Л. В. Бетховен «Лунная соната».
Ф. Шуберт. Песня «Аве Мария».
В. А. Моцарт. «Рондо в турецком стиле».
Ж. Бизе. Хабанера из оперы «Кармен».
Дж. Верди. Марш из оперы «Аида».

Снятие головной боли
и мигрени
М. Огинский. Полонез.
Ф. Мендельсон. «Весенняя песня».
А. Дворжак. «Юморески».

Повышение
общего тонуса
П. И. Чайковский. Вальс из Серенады для струнного оркестра.
В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»; Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».
Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен».

Расслабление, успокоение
Н. А. Римский – Корсаков. Песня индийского гостя (без слов) из оперы «Садко».
Э. Григ. «Утро» из музыки к драме «Пер Гюнт».

Улучшение пищеварения
П. И. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица».
Мелодичная музыка В. А. Моцарта.
Фортепианные концерты Ф. Листа.

Стимулирование
творческого мышления
Фортепианная музыка
А. Скрябина, Ф. Шопена, Ф. Шуберта.
Симфоническая и фортепианная музыка С. С. Прокофьева
Музыка И. С. Баха, Л. В. Бетховена.























15