Применение коммуникативных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время


Коммуникативные компетенции Галайдич Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Условиями формирования коммуникативной компетентности являются: владение языком/языками, опыт успешных коммуникативных действий, развитие рефлексии (умение анализировать ситуацию и деятельность в ситуации, основания собственных действий и действий партнеров). Ценность: необходимо понимать, что точка зрения вашего собеседника имеет такое же право на существование, как и ваша. Структура коммуникативной коммуникации Характеристика коммуникации по видам Общие уменияОбсуждениеВыступление, презентацияАнализ текста и обобщение информацииНаписание текста Характеристика последовательных этапов, выделяемых в коммуникативном акте любого вида Самоопределение в коммуникативной ситуации (мотивационный блок) Выстраивание собственной стратегии (проекционный блок)Корректировка процесса коммуникации Оценка успешности достижения желаемых результатов (рефлексия) Ограничения на деятельность учителя Наиболее важным для создания условий формирования коммуникативной компетентности является сочетание двух факторов: 1) учитель постоянно демонстрирует образцы решения коммуникативных задач; 2) учитель постоянно создает ученикам пространство для решения коммуникативных задач. Первое предполагает, что учитель умеет говорить и много говорит сам, а второе – что учитель умеет молча наблюдать развитие коммуникативного акта. Понятно, что в российской ситуации первоочередной задачей является задача разговорить детей (и создать условия, чтобы замолчал учитель). Риски ребенок может ошибаться и принимать решения, которые отрицательно скажутся на его карьере.придется работать не с апробированным материалом учебника, а с тем, что выбрали сами дети. Применение коммуникативных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время Литературная гостиная(10 классы) «Планета друзей» Цель: развитие способности учащихся решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах общения Задачи:Свободно и грамотно выражать свои мысли по теме, обмениваться информацией, необходимой для достижения целиПроявлять уважение и терпимость к чужому мнению, изменять при необходимости свое речевое поведениеСпособствовать формированию у учащихся субъективной позиции в моделировании и построении жизнедеятельности классного сообщества Существует множество необитаемых планет, на которых можно поселиться… Каким должен быть друг в вашем представлении? Какими качествами он должен обладать? Лучший друг – это тот, с которым ты можешь сидеть на крыльце, не проронить ни слова, а затем уйти с чувством, что это была лучшая беседа в твоей жизниДрузья – это драгоценность, которую Бог позволил нам иметь Друг – человек, который хочет быть с тобой, когда тебе трудно; и хочет, чтобы ты был с ним, когда ему хорошо Брат может не быть другом, но друг – всегда брат Найти хорошего друга – это еще половина дела, нужно еще самому быть таким Долгая дружба возможна, только если каждый из друзей уважает своего товарища настолько, что ничего от него не требует Спасибо вам, мои друзья. Спасибо вам, мои друзья, За то, что есть вы у меня. За то, что в самый трудный час Могу найти любовь средь вас. За эти встречи, час общенья, За милосердье, за прощенье, За то, что в радости, в печали Всегда с любовью принимали. Спасибо за молитвы к Богу, Я ими только и жила. За то, что верную дорогу Я с вашей помощью нашла Упражнение-активатор Придумайте название и население планеты.Докажите, что вы достойные представители своих планет. Каждая команда представляет кодекс чести жителей своей планеты Презентации учащихся о ярких событиях, произошедших на их планете Разрешение конфликтных ситуаций Друзья уходят как-то невзначай,Друзья уходят в прошлое как в память… Друзья уходят – кто же остается, Друзья уходят – кем их заменить? А вот еще один случай… отрывок из рассказа О.Тихомирова «А вдруг?..» (инсценирование и обсуждение) Презентация лучшей творческой работы от группы «Портрет моего друга» Подведение итогов«Людей неинтересных в мире нет..» Спасибо за внимание!