Презентация выступления Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ


Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Каждый человек занимает в обществе вполне определённое место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, значит реализовать себя и свои возможности и занять собственное место в обществе. Невежество, равнодушие, предрассудки и страх являются социальными факторами, которые в течение многих лет вели к изоляции людей со сниженными функциями и задерживали их развитие.
Благодаря Федеральному государственному образовательному стандарту общество, наконец, обратило внимание на проблему обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной деятельности, исследуются возможности их интеграции в обществе.
Я работаю с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Учащиеся моего класса отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Им сложно понимать обращённую речь, а, следовательно, и выполнять задания.
Основной целью моей педагогической деятельности является создание на уроках необходимых условий для максимального влияния образовательного процесса на активизацию познавательной деятельности учащихся. В качестве ориентиров мною избраны следующие приоритетные направления:
развитие коммуникативных навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия;
выработка положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в обществе.
Создание необходимых условий для максимального влияния образовательного процесса на активизацию познавательной деятельности учащихся невозможно без выработки у детей коммуникативных навыков. В процессе обучения развиваю и совершенствую навыки общения детей с разными социальными и возрастными группами. Понятие "общение" предполагает умение слушать и понимать, умение соблюдать очерёдность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу. Как учитель я помогаю ученику с ограниченными возможностями здоровья научиться пользоваться речью и освоить широкий спектр высказываний. А для этого свою работу я строю по следующим основным направлениям:
развитие способности познавать себя;
развитие умения заботиться о себе;
развитие способности ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его;
развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;
развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
развитие восприятия речи;
развитие умения подражать;
развитие умения соблюдать очерёдность в разговоре;
развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.
Реализация данных направлений происходит через различные формы обучения:
развивающие игры (подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и другие);

наблюдения, прогулки, экскурсии;

знакомство с предметами, игрушками и действия с ними;

рассматривание фотографий и работа с ними.
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи младших школьников служат приемы мнемотехники. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике:
- развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной;
- развитие ассоциативного мышления;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие мышления, воображения.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я начинала работу с простейших мнемоквадратов, затем переходила к мнемодорожкам, и наконец – к мнемотаблицам.
Приемы мнемотехники использую на всех уроках:
На уроках по учебному предмету «Человек», используя простейшие схемы, изучаем алгоритм одевания – раздевания; формируем культурно-гигиенические навыки, порядок сервировки стола, правила посещения туалета т. д. 
На уроках окружающего природного мира для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Опираясь на опыт педагогов,  применяю мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Эффективно использую мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важные из них:
воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
стимуляция умственной активности;
развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
расширение запаса знаний об окружающем мире.
Мнемотехнику активно использую не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Ребята моего класса наравне с учащимися 8 вида участвуют во всех внеклассных мероприятиях. Но в силу особенностей развития им тяжело понять, а соответственно запомнить слова стихотворения. И здесь на помощь приходят мнемотаблицы.
Таким образом, с помощью использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:
Развивается ассоциативное мышление, зрительная и слуховая память, зрительное и слуховое внимание, воображение;
активизируется словарный запас;
расширяется представления об окружающем мире;
дети преодолевают робость, застенчивость;
развивается фантазия и творческое воображение детей.
запоминают и рассказывают стихотворения
Хотелось бы еще раз отметить, что мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности, повышению уровня социальной адаптации таких детей к окружающей их действительности.