Выступление на семинаре по теме: Логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями с использованием инновационных технологий


КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Служба по устройству детей в семью
Тема: «Логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями с использованием инновационных логопедических технологий»
Подготовила учитель-логопед:
Крашеница Елена Александровна
Бутурлиновка
2016г.
Несколько слов об орф-педагогике.
Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом (1895–1982) и его коллегой Гунильд Кетман в 20-е годы прошлого века. Орф-подход, являющийся основой этой педагогики, наряду с методами Кодай,  Далькроза, Судзуки, служит для обучения музыке. Он соединяет музыку, движение, драму и речь в уроки, которые похожи на мир детской игры. Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя» — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. До конца своей жизни Карл Орф продолжал развивать и распространять свой педагогический метод. В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и в организации особого педагогического процесса.
Карлом Орфом и его единомышленниками были разработаны специальные ударные инструменты для детей, а также создан сборник «Шульверк» («Музыка для детей»), который состоит из партитур для игры на этих инструментах, пения и танцев. Многие небольшие пьесы из Шульверка доступны в исполнении малышам. Основой орфовского оркестра являются так называемые штабпили ) мелодические ударные инструменты  с деревянными или металлическими пластинками (различного размера ксилофоны, металлофоны, глокеншпили); а также широкая группа немелодических ударных (от детских литавр, двойного барабана и до маленьких тарелочек). Также – очень простые духовые инструменты: родственные народной свирели – разного диапазона блокфлейты; и некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Подобный подход получил распространение во всем мире.
Орф-педагогика – это:
• Творческий процесс обучения, где что давать и как давать — главные части обучения.• Разные виды совместного исследования, которые приводят к импровизации.• Соединение музыки, движения, слова, рисунка• Приоритетное воспитание чувства ритма.• От простого – к сложному.• Индивидуальное развитие каждого музыкального уровня ребенка на уроке.• Область музыкальной педагогики, где наряду с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных и социальных задач.• Свобода в рамках заранее обыгранных правил.• Возможность играть на многих музыкальных инструментах без предварительного обучения.• Материал разных культур, эпох.• Шутки, смех, большая двигательная активность на занятиях.
Что отличает музыкальные игры Карла Орфа?
Это – коллективные игры, куда принимаются все дети без исключения, независимо от уровня музыкальных способностей и умений. Излюбленная форма работы – круг. Часто роль ведущего передаётся по кругу по очереди. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются. Решается целый ряд коммуникативных и социальных задач. Соединение музыки, речи, движения. В игре принимают участие все, оказавшиеся на занятии, включая родителей и гостей, независимо от возраста. Взрослый выполняет правила игры вместе со всеми. Партнёрские отношения, большая двигательная активность. Возможность играть на музыкальных инструментах без предварительного обучения. На занятиях нет вымуштрованных танцев, песен, шаблонного обучения, постоянного сидения на стульях. А есть довольные лица ребятишек, обучение через игру.
Логоритмика.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Именно на этой закономерности основан один из методов логопедической работы по развитию речи ребёнка – логоритмика. Она связывает воедино слово, музыку и движение.
В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Занятия логоритмикой в первую очередь рекомендованы детям с речевыми нарушениями: дислалия, дизартрия, нарушения темпа речи (брадилалия, тахилалия), заикание, алалия, задержка речевого развития, логоневроз. А также детям с СДВГ, с ДЦП, с задержкой психического развития, когнитивно простым детям и детям с различными синдромами и расстройствами, сопровождающимися нарушением развития (аутистический, эпилептический и т. д.). Для коррекции речевых нарушений у взрослых перенесших инсульт, нейрохирургические операции и черепно-мозговые травмы, логоритмические занятия сочетаются с восстановительной нейропсихологической коррекцией и неврологическим лечением.
В логоритмике применяется интегративный принцип, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля. Логоритмические занятия представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы как у детей с речевыми проблемами, так и у детей с нарушениями двигательной сферы. Как видим, в основе этого подхода лежит основной принцип орф-педагогики.
При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. 
Продолжительность занятий может быть от 20 до 30 минут. В зависимости от нарушений, занятия могут проводиться индивидуально или в мини-группах (до 5 человек). Количество занятий в неделю и длительность курса определяется степенью и формой нарушения.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:
уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
расширение лексического запаса;
развитие слухового внимания и зрительной памяти;
совершенствование общей и мелкой моторики;
выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.
Логоритмика состоит из следующих элементов:
логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения;
упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Использование логоритмики на логопедических занятиях.
Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.
В структуру логопедических занятиях можно включать элементы логоритмики. Причём логоритмические игры и упражнения можно использовать на любом этапе логопедического занятия. Такие упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой. Дети с тяжелыми нарушениями речи, с которыми я работаю, очень плохо чувствуют ритм и интонации, мелодику речи, дыхание их сбивчивое, а слоговая структура нарушена. Поэтому наша задача – помочь им уловить эти важные составляющие речи.
С логоритмическими упражнениями, как выяснилось, мы знакомы с раннего детства. Первый раз мы занимались логоритмикой, когда на песенку своей бабушки «кыш, полетели, на головку сели…» подняли вверх руки.Вспомните все детские потешки и присказки, сопровождающиеся движениями:«По кочкам, по кочкам,по гладеньким листочкам,в ямку бух!».
А физминутки на школьных уроках:«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…».
Нарушен фонематический слух. И снова мы возьмем на вооружение логоритмические приемы, и попросим детей напевать самые простые двустишья: СА-СА-СА – вот ЛИ-СА, НА-НА-НА – вот СТЕ-НА. Это поможет нам услышать последний слог в слове и произнести его четко и ясно.Поставив звук и введя его в речь ребенка, опытный логопед обязательно попросит совместить стишок с этим звуком с движениями руками.
Это тоже логоритмические упражнения. Они могут проводится как с музыкальным сопровождением, так и без него. Прекрасно использовать для таких коммуникативных игр бубен, дудочку или барабан.
Будьте уверены, что стихотворение, рассказанное с движениями рук или пальчиков, навсегда врежется в память малыша. Ребенок буквально «прочувствует» поставленный звук всем телом, и этот звук, с которым проведена такая глубокая автоматизация, никогда не будет путать ни в устной, ни в последующей письменной речи.Для профилактики ошибок чтения и письма одним из самых прекрасных логопедических приемов будет совместить сложные движения обеих рук (читай обоих полушарий головного мозга) с произнесением стихотворения. Такая скоординированная с речью работа обоих полушарий самым действенным образом подготавливает речевые зоны головного мозга к первым годам обучения в школе.
Овладение основами музыки предполагает не только основательное приобретение каких-то знаний, но, главное, умение ими активно и творчески оперировать. Поэтому большое значение в данном контексте приобретают простые музыкальные средства – хлопки, шлепки, притопы, и те инструменты, которые обязаны им своим происхождением – в первую очередь ударные. 
Инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при  том быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько-нибудь значительной выучки. Они должны без специальных передающих механизмов непосредственно подчиняться играющему – движениям его рук и рта, и соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы – человеческому телу.  
Таким образом, подводя итог нашей беседе, можно сказать, что логоритмика (в основе которой лежит орф-педагогика) в различных своих проявлениях может красной нитью украсить и обогатить нашу жизнь от рождения до самого преклонного возраста.
Практические групповые упражнения по логоритмике.
Игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цели: отработка ритмической структуры слова, чёткого произношения звуков в словах, обогащение словарного запаса, развитие слуховых функций, памяти, внимания, координации, двигательной активности.
Описание.
Играющие садятся по кругу. Детям предлагается поздороваться, но сделать это необычно, а с помощью игры. Ведущий называет свое имя, прохлопывая его в ладоши по слогам (например, Та-ня). Дети хором называют это имя «ласково», прохлопывая его по коленям (Та-неч-ка). Далее рядом сидящий называет и прохлопывает в ладоши своё имя, а все хором называют это имя «ласково» и одновременно прохлопывают его по коленям. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока все игроки не назовут своё имя.
Игра со стаканчиками «СЕМЕЙКА»
Цели: развитие речи, фонематического слуха, пространственного восприятия; отработка ритмической структуры слова, координации речи с движением; воспитание чувства ритма, коммуникативных способностей, развитие эмоциональной сферы.
Оборудование: цветные пластмассовые стаканчики одного размера по количеству участников.
Описание.
Играющие садятся по кругу. Перед ведущим ставятся стаканчики. Все играющие прячут левую руку за спину. Правой рукой ведущий, а затем каждый по очереди, передаёт стаканчики по кругу слева направо. Эти действия сопровождаются словами: «берём! – отдаём!». Затем игра приостанавливается, участники меняют руки (правая рука прячется за спину, а левую руку держат перед собой). Игра продолжается в обратном направлении – справа налево. Действия сопровождаются ритмичной песней:
Как у деда Ермолая
Вся семейка небольшая
Только сам, да сама,
Только кум, да кума
Да два сына с усами,
Да две дочери с косами,
Да две внучки на печи
Поедают калачи.
Затем ведущий перестаёт передавать стаканчики, а ритм продолжает отхлопывать в ладоши. И за ним все участники, которые передали свой стаканчик и не получили в замен другой отхлопывают ритм со словами «берём – отдаём». Игра продолжается до тех пор, пока последний стаканчик не буде передан ведущему.
Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ»
Цели: развитие фонематического и музыкального слуха, интонационной выразительности, чёткой координации движения, чувства ритма; обогащение словарного запаса; развитие речи, памяти, внимания, творческих способностей, коммуникативных навыков.Оборудование: для игры потребуются простейшие музыкальные инструменты (по количеству участников), которые издают разные звуки (гремящие, шуршащие, звенящие).
Описание.
Все участники садятся по кругу. Детям показывают музыкальные инструменты и предлагают с их помощью совершить путешествие по зимнему лесу. Ведущий начинает игру со словами, сопровождающимися отхлопыванием ритма по коленям:
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок-скок,
Скок-скок-скок!
Дети повторяют за ведущим. Затем ведущий берёт в руки один из инструментов, проговаривает следующую строчку стихотворения и показывает, как нужно сыграть и передаёт инструмент одному из участников: Санки скрипят!
Далее берёт другой инструмент, проговаривает следующую строчку, показывает, как нужно сыграть и передаёт инструмент другому участнику: Бубенчики звенят!
Теперь повторяются две последние строчки стихотворения и уже дети сами играют на полученных инструментах. Важно, чтобы каждый услышал свою строчку стихотворения и правильно сыграл.
Так игра продолжается: первые четыре строчки куплета проговаривают все вместе, отхлопывая ритм по коленям, а следующие две строчки дети играют на соответствующих инструментах. И так далее, до тех пор, пока все инструменты не будут распределены между детьми.
Затем игра повторяется сначала, но уже без остановок. Дети должны чётко отхлопывать ритм и вовремя сыграть на своём инструменте.
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок-скок,
Скок-скок-скок!
Ветер шумит!
Дятел стучит!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок-скок,
Скок-скок-скок!
Холод! Стужа!
Снег пушистый кружит-кружит!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок-скок,
Скок-скок-скок!
Белка на ветке орешки всё грызёт!
Рыжая лисичка зайчишку стережёт!
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой
Скок-скок-скок,
Скок-скок-скок!
Ехали мы ехали, наконец доехали.
С горки – ух! В ямку бух!
В конце игры детям предлагается всем одновременно поиграть на своих инструментах. Это поможет снять эмоциональное напряжение.