Технологическая карта урока математики Противоположные стороны прямоугольника равны УМК Школо России


Технологическая карта учителя Забарацкой Елены Алексеевны МБОУ "СОШ № 5"
Предмет: "Математика" УМК " Школа России"
Класс: 2
Тема: Противоположные стороны прямоугольника равны
Цель урока: расширить представления о прямоугольнике.
Задачи: познакомить со свойствами противоположных сторон прямоугольника;
совершенствовать навыки письменного сложения и вычитания в пределах 100;
формировать умение решать задачи;
создавать условия для формирования и развития УУД;
воспитывать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
Урок изучения нового материала, систематизации и обобщения знаний, умений, навыков.
Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащегося Формируемые УУД
1. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку Проверьте, всё ль у вас в порядке-
Книжки, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок –
Начинается урок! Осуществляют самооценку готовности к уроку. Настраиваются на работу. Приветствуют гостей. Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Личностные УУД: самоопределение.
2.Целеполага
ниеСоздать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия "новых знаний" по данному материалу. Подвести детей к теме урока. Создать проблемную ситуацию. 1.Организует беседу:
Сегодня, ребята, к нам на урок математики пришёл спасатель. Вы все его знаете. Как его зовут? Слайд №1.
К нему позвонила Баба-Яга. (Слайд №2)
У неё случилось горе. Сбежала избушка на курьих ножках. У кроша к нам необычная просьба помочь найти избушку и вернуть её на место.
Как вы думаете, где надо искать избушку?
Чтобы мы не заблудились баба-Яга дала Крошу волшебный клубок. Он нам укажет правильный путь.
Отвечают на поставленные вопросы.
Персонаж КрошИскать в лесу.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной точностью; развитие умения слушать внимательно речь других детей.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.
Умение осуществлять контроль и самоконтроль
3. Постановка цели и задач урока. Создать проблемную ситуацию.
Подвести детей к теме урока. Посмотрите на следующий слайд №3. Что изображено?
О чём пойдёт речь на уроке?
Какая тема урока?
Какие задачи поставим перед собой?
В дороге мы познакомимся со свойством сторон прямоугольника.
Итак, отправляемся в путь. Прямоугольники.
Расширить свои знания о прямоугольнике.
Познакомимся со свойствами прямоугольника.
Познавательные УУД: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов.
Личностные УУД:
Коммуникативные УУД: уметь аргументировать свой выбор.
4.Актуализация знаний по теме 1.Не успели отойти, как к нам навстречу вышел Леший. (Слайд №3)
Знаю, зачем вы пришли в мой лес. Пропущу вас на дорогу, если вы поможете мне решить примеры:
72-20 23+60
40-7 54+6
38+50 55-13
49-19 8+32
Какие действия используются в этих примерах?
Вспомним названия компонентов и результата действий при сложении.
Как называются компоненты и результат действия при вычитании?
Прочитайте выражения Лешего, используя названия компонентов и результата действий при сложении и вычитании.
Леший не пропускает нас дальше. Он хочет, чтобы вы назвали, что изображено на следующем слайде. (Слайд №4)
Как назвать одним словом?
Какая геометрическая фигура лишняя?
Почему?
Какую фигуру называют прямоугольником?
(слайд №5)
Как определить, что это угол прямой?
Поднимите угольники. Покажите у него прямой угол.
Мы выполнили все задания Лешего. Повторили определение прямоугольника. Леший даёт нам дорогу. В этих примерах используются действия сложения и вычитания.
Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Леший нарисовал треугольник, круг, четырёхугольник, прямоугольник.
Геометрические фигуры.
Круг.
Нет углов и сторон.
Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые.
С помощью угольника. Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение; отделять известный материал от неизвестного.
Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремиться к их преодолению.
5. Мотивация к учебной деятельности.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. И покатился наш клубок дальше.
(Слайд №6).Вдруг на лесной поляне мы увидели Алёнушку с братцем Иванушкой. Стоят, горюют: не могут замок на двери дома открыть. Поможем, ребята? Чтобы замок на двери открылся, надо выполнить задания. Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
6. Решение учебной задачи.
Дать возможность
  изучить новый материал  на практике. На какую геометрическую фигуру похож сруб дома? Слайд №7)
Кто мне покажет, где в избушке находятся пол и потолок?
Каким цветом они обозначены?
Пол и потолок лежат друг против друга. Как их можно назвать?
Покажите ещё две противоположные стороны.
Каким цветом обозначены?
Сколько пар противоположных сторон имеет прямоугольник?
Как вы думаете, а какие они противоположные стороны прямоугольника?
А вот равны они или нет мы сейчас узнаем.
Практическая работа.
Давайте проверим ваши предположения. На столе у вас лежат конверты. Откройте конверт №1.
Какие геометрические фигуры в нём находятся?
Найдите и покажите прямоугольник. Почему вы выбрали именно эту фигуру?
Проверьте, действительно ли все углы прямые.
Как можно доказать, что противоположные стороны прямоугольника равны?
Откройте конверт №2. (слайд №8)
Какие геометрические фигуры лежат в этом конверте?
Согните прямоугольник оранжевого цвета, как показано на слайде.
Согните прямоугольник синего цвета, как показано здесь.
Измерим стороны с помощью линейки.
Какой вывод можно сделать?
Выполнив практическую работу, мы не только помогли Алёнушке и Иванушке попасть в дом, но и узнали свойство противоположных сторон. (слайд №9) Сруб дома похож на прямоугольник.
Один ученик выходит к доске и показывает на слайде пол и потолок.
Пол и потолок обозначены розовым цветом.
Противоположные.
Один ученик выходит к доске и показывает ещё две противоположные стороны.
Другие противоположные стороны обозначены зелёным цветом.
Прямоугольник имеет две пары противоположных сторон.
Они равны.
Четырёхугольник и прямоугольник.
Прямые углы, четыре стороны.
Дети с помощью угольника измеряют углы.
Можно измерить линейкой, проверить сгибанием.
Лежат прямоугольники оранжевого и синего цвета.
Учащиеся выполняют вместе с учителем. Сгибают по ширине и длине.
Противоположные стороны прямоугольника равны.
Читают определения. Личностные УУД: формирование положительного отношения к учебной деятельности.Регулятивные УУД: соотнесение новой информации и имеющихся данных, выработка собственной позиции.
Познавательные УУД: формирование умения строить рассуждения, устанавливать связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД: выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
7. Динамическая пауза Отдых и переключение внимания. Физкультминутка. 8. Первичное закрепление Проверить уровень усвоения и понимания нового материала. Работа в тетради.
Мы продолжаем путь дальше. Вдруг на нашем пути появляется Кощей Бессмертный.
(слайд № 10) он хоть и сказочный злодей и не привык делать добрых дел, на сегодня ему самому нужна помощь. Его внук, Никита, не может решить задачи.
Решение задач.
Откройте учебник на с.32, №1. Выполним это задание устно.
Какой мы сделаем вывод; не каждый четырёхугольник с равными противоположными сторонами будет считаться прямоугольником. Необходимо, чтобы у него ещё были прямые углы.
Показали №2. Эту задачу мы выполним письменно. Будем работать в группах. Каждой группе выдаются листки, на которых дети записывают решение задачи.
Каждая группа выходит к доске и показывает своё решение задачи.
Мы помогли внуку Кощея решить задачи. Продолжаем путь дальше.
Избушка на курьих ножках очень любит Бабу-Ягу, но жить на болоте не хочет. Если вы решите выражения, избушка вместе с Бабой-Ягой поселятся на этой красивой полянке.
(слайд №11)
Решение выражений №4. Дети открывают тетради записывают число , классная работа. Прописывают показы.
Дети читают, отвечают на вопросы учебника.
Дети читают. Работают в группах. На листах выполняют решение задачи.
Дети читают задание, решают самостоятельно. Взаимопроверка в парах. Проверка решения с образцом. Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы; делать выводы, работать в группе.
Личностные УУД:
Регулятивные УУД: формирование умения контроля, коррекции.
9.Рефлексия Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее,
осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. Какая тема сегодняшнего урока? (слайд №12)
Какое открытие сделали?
Где в жизни вам пригодятся эти знания?
Кто понял тему урока?
Что было непонятно? получать хорошие отметки;
- изучение науки геометрии;
-расширение кругозора;
-будущая профессия;
-перейти к следующей теме Коммуникативные УУД: 
высказывать и аргументировать свое мнение.
Личностные УУД: самоопределение.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
10. Домашнее задание Стр. 32 учебника задание 3, р.т. с. 18.