Использование театрально-игровой технологии на занятиях





«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ»
Руководитель «музыкального театра «Сверчок» Новикова С.И.

Игра для младших школьников – это частица их жизни, причем очень значимая. Поэтому в своей работе большое место отвожу именно играм. Проводя целые дни в одном коллективе в условиях напряженной учебной деятельности, дети испытывают утомление, раздражение из-за организованности, постоянной регламентацией поведения. Снять такое состояние легче всего в игре.
Способностью к подражанию и перевоплощению наделены все дети. Особенно ярко эти способности проявляются в игре, которая является основным и важнейшим видом деятельности младших школьников. Другими словами, в естественной, органичной форме существования ребенка в игре уже заключен элемент театра, основа актерской игры подражание. К.С. Станиславский рекомендовал актерам учиться актерскому мастерству и вере, наблюдая за детской игрой. Не менее важно, что деятельность, связанная с подражанием, приносит детям удовольствие, учит жизни в социуме, учит эффективному общению. И театр, в свою очередь, учит общению, которое возникает в процессе создания единого, общего продукта спектакля. Более того, в случае создания качественного продукта в общем переживании объединяются все участники театрального действа: и актеры, и зрители. Театральная деятельность позволяет детям накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт сопереживания и сочувствия, и сотворчества.
Эффективность действия и разнообразие влияния делают театр привлекательным в качестве средства обучения.
Грамотно организованная театральная деятельность способна стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе у детей. Психотерапевтическое воздействие театра строится на следующих качествах сценической игры. Участники игры осознают нереальность тех событий, которые они изображают. То, что эти события (на первый взгляд) не имеют к ним никакого отношения, повествуют не о них, позволяет актерам почувствовать себя раскованно и быть более естественными в проявлении собственных чувств и мыслей. Вымышленный характер персонажей, ситуаций и игровой характер сказки позволяют усыпить бдительность даже взрослого человека и раскрыть его собственные желания и чувства. Таким образом, театр позволяет ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, занять более активную жизненную позицию. Успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни.
Театр позволяет развиться творческому потенциалу личности ребенка. Эстетическое воздействие театрального искусства огромно и многопланово. Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение, которое инсценируется, и выразительные средства собственно сценической игры, и художественное оформление спектакля (костюмы, реквизит, декорации), и музыка, используемая в спектакле.
Все перечисленные выше качества театра позволяют думать, что использование сценической игры как основного вида игровой деятельности, как средства обучения на занятиях позволит создать такие условия обучения, при которых ребенок будет заниматься с удовольствием, в атмосфере творчества, игры, искусства.
Театральная деятельность учит детей распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умению ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Творчество в работе с детьми дает возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Театральные игры позволяют развиваться каждому в удобном для него темпе.
Детские спектакли включают в себя и зрелищную, и активную исполнительскую функции. Синтетический характер театрального искусства сочетает разные виды художественной деятельности: речевой, музыкальной, вокальной, двигательно-пластической, танцевальной, изобразительно-оформительской. Атмосфера театрально-игровой деятельности, подготовка к спектаклю, работа над ролью, где ребенок может себя чувствовать совершенно в ином качестве, чем в реальной жизни, коллективность переживаний перед театрализованным действием, ответственность, возможность само все это благотворно для ребенка с проблемами, для адаптации его в макросоциальной среде. Участие в спектакле позволяет ребенку проявить свои способности в разных видах художественной деятельности. Дети не сразу овладевают умением правильно держать себя в роли. Чтобы помочь им раскрыть свои возможности, нужна длительная специальная систематическая тренировка на играх-упражнениях. Таких как;
Этапы обучения театрально-игровой деятельности в моей практике.
Изобразительные движения и жесты;
Речевые игры;
Инсценирование песен;
Хороводы;
Сюжетные игры;
Сюжетные танцы;
Импровизации.
Изобразительные движения и жесты.
Дети овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. осваивают характерные движения: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и т. д. В процессе игровых упражнений дети знакомятся с элементарным языком жестов – жест ласки, радости, злости, плача, просьбы, подслушивания, испуга, согласия, отказа и др.
. Дети учатся ориентировке в пространстве: строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться врассыпную и снова находить свое место.
Речевые игры.
Речевые игры учат детей передавать настроение, характер персонажей через интонацию, жесты, движения, мимику. Сопровождаются речевые игры движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Тексты для речевых игр подбираются простые, легко запоминаемые. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, скороговорки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки. Одним из видов речевых игр является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.
Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.
Инсценирование песен.
Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает инсценирование песен. По существу они являются небольшими сюжетными играми, в которых последовательно эпизод за эпизодом раскрывается содержание. Инсценирование песен может проводиться в виде спектакля. Желательно привлекать детей к самостоятельным распределениям ролей, к показу инсценирования по подгруппам с оценками выразительности действий и их согласованности с характером музыки и текстом песни самими детьми.
Хороводы, сюжетные игры, сюжетные танцы, импровизации. Игры на расслабление, игры на эмоциональную комфортность - способность самостоятельно применять простые упражнения для управления эмоциональным состоянием (беспокойством, тревогой, страхом и т.д.);
Сюжетные игры

Игры на развитие памяти, мышления, воображения
Игры-тренинги на формирование мышечной свободы
- овладение навыками мышечного расслабления;
Театрализованная деятельность дает большой простор для творчества самого ребенка. У детей с речевыми нарушениями творческую активность можно формировать при передаче характерных образов в сюжетных играх, сюжетных танцах, хороводах. Дети могут самостоятельно подбирать характерные движения, жесты, интонации, танцевальные композиции, музыкальные характеристики для создания образа своего героя.
Сюжетные танцы;
В танцевальных импровизациях дети могут самостоятельно отвечать на музыку движением а так же использование музыки, подкрепленной словом. Синтез музыки и слова помогает ребенку более ярко воспринять музыкальное произведение, что скажется в дальнейшем на более точном создании образа, передаче сюжета. Содержательную основу составляют образно-игровые этюды, репродуктивного и импровизационного характера (например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т.п.).
Благодаря занятиям по развитию творческих способностей многие дети, раскрывая свой потенциал, становятся более уверенными и активными.
Одна из основных задач театрально-игровой деятельности - это развитие коммуникативных качеств детей, привитие навыков сотрудничества, позитивного общения.


15