Этнокультурное воспитание в пришкольном интернате


Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района « Средняя общеобразовательная школа им.И.Ф.Пермякова с.Полноват
Этнокультурное воспитание
в условиях пришкольного интерната
Выступление на педсовете старшего воспитателя пришкольного интерната
Исаевой Лии Абдулхаевны2015 год
«Мудрость предков - зеркало для потомков». К.Д. Ушинский
Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают. Этнокультурное развитие предусматривает комплексный подход в вопросах передачи детям национальных достоинств, который позволит положительно воздействовать на все виды воспитательного процесса. Вопросы изучения множественных этнокультур, сегодня интересуют педагогов всей страны. Ведь, школа является учреждением, которое осуществляет главенствующую часть работы по личностному формированию учащихся.И это действительно так, ведь без большого корня древа не бывает. С раннего возраста детям необходимо прививать любовь к родной земле, к народному творчеству. Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет содержание предметно – развивающей среды в пришкольном интернате и в школе в целом.Работая с воспитанниками в пришкольном интернате мы стараемся вносить элементы этнокультурных компонентов практически во все мероприятия которые проводим.. Изучая стенды пришкольного интерната дети знакомятся с символикой Российского государства и ХМАО- Югры , они узнают о символах государства, а именно: о флаге, о гербе. Учат гимн округа и школы. Все это помогает воспитывать у детей чувство гордости и уважения к своей стране. Прививать интерес к истории малой Родины - Югры. Способствовать воспитание настоящих патриотов. Чтение русских сказок и сказок народов ханты и манси несут в себе большое духовно-нравственное значение, пробуждают в детях такие чувства как честность, трудолюбие, стремление к добру и милосердию, учат любить свой народ, землю на которой родился, раскрывают самобытность, поэтичность и духовное богатство нации и её культуры. Проведение традиционных праздников: «Тыльщ поры (Нарождение луны, «Вороньи праздник», День рождения Югры-ХМАО способствуют развитию интереса к необычной жизни местных жителей, их обычаев, образу жизни, фольклору. В своих мероприятиях мы знакомим воспитанников уникальной историей народов, веками населявших северные территории Западной Сибири, традициями, на которых строился быт ханты и манси. При проведении этих национальных праздников, дети узнают основные нормы гостевого этикета народов ханты и манси. Такие мероприятия воспитывают уважение к культуре и традициям народа ханты и манси и развивают доверие и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.Слайд 1-17
Праздник – это всегда творчество и импровизация. Основные составляющие праздника – принцип занимательности и сотворчества взрослых и детей, где нет руководителей и исполнителей, хозяев и гостей. Праздник дает воспитанникам возможность проявить свои способности, а нам лучше узнать своих воспитанников. При этом дети чувствуют свою значимость, нужность, проявляет свои способности. Атмосфера праздника – радостная, игровая, необычная, занимательная. Дети любят быть в центре внимания, поэтому, составляя сценарий, учитываем индивидуальные особенности детей, их творческую направленность, интересы, уровень развития. Знакомя детей с народно-прикладным искусством народов Севера, мы обращаем внимание детей на предметы, сделанные из кости, бисера, меха, бересты, сукна, на картины изображающие красоту, необычность Северной природы, на портреты и сюжеты, связанные с жизнью и бытом коренного населения. Проводя вечера, посвященные пословицам, поговоркам и загадкам народов ханты и манси мы воспитываем любовь к своему краю, народу, развиваем мышление:
С хорошим человеком и без чума тепло.
У кого за обедом полная чаша, тому и на промысле удача
Человек не может быть без норы
Человек- хозяин своей жизни.
Мужчина без сыновей достоин жалости
Дружба силы прибавляет, дружба храбрости дает.
Хороший человек несет покой, несет смятение человек плохой.
В наследство детям ни давай ни золота, ни черных соболей, а дай любовь к труду
Также знакомим детей с произведениями писателей и поэтов Югры,с картинами художников ,с искусством народов ханты и манси, знакомим с особенностями национального костюма, с бытом ,при этом воспитываем уважение к культуре и традициям народа ханты и манси.
На познавательных занятиях дети получают знания о народных традициях хантов и манси(О жертвоприношениях, поклонениями, дарениями, об особенностях нашего климата и основных природных богатств той территории, где они проживают. Викторина: Природа Югры, «Животный мир моего края, Растительный мир ХМАО, Чем богата Югра? Нефть, Осенние поделки и сувениры, Поделки из природного материала. Слайд 18-22 Проводим много бесед, мероприятий по выбору профессии. Где дети узнают об особенностях профессий, какие бывают профессии, «Профессии моих родителей», эти мероприятия расширяют знания детей о мире профессий, Формируют интерес к профессиям. Развивают умение планировать и оценивать свою деятельность.
Слайд -23-24Посещаем с детьми мероприятия, посвященные народным праздникам, который проводит Дом культуры нашего поселка. Где наши воспитанники принимают активное участие,такие праздники целенаправленно приобщают детей к истокам народной культуры, в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной формируют у детей представления о традициях народов. В результате процесса этнокультурного воспитания у детей происходит формирование положительного отношения к этнокультуре, устанавливаются нравственно-этические представления (о добре, уважении старших, сопереживания ближним и т.п.); формируется потребность реализовываться в позитивных поступках; развивается положительный эмоциональный фон. Приобретая первоначальный этнокультурный опыт, школьник оптимально социализируется в поликультурном обществе. Духовно-нравственное воспитание в пришкольном интернате включает в себя не только патриотическое воспитание и любовь к национальной культуре, но и уважение к народностям, населяющих наш округ. Слайд 25-26. Особое внимание при воспитательных мероприятиях уделяем к уважения к старшим. Ко Дню Матери дети рисуют рисунки, пишут сочинения о матерях и бабушках, этим самым дети глубже проникают в историю своего рода. Проводим конкуры рисунков к знаменательным датам. Постоянно общаемся с родителями детей, которые помогают при проведении национальных праздников .При проведении мероприятий тесно работаем в сотрудничестве с школьной и сельской библиотекой, с школьным музеем и Домом культуры «Родник». Мы считаем, что работа, которая проводится в пришкольном интернате благоприятно действует на детей и заставляет думать и глубже изучать историю своей семьи, своего рода и этим самым больше узнать историю своей страны.В настоящее время возрождение и развитие традиционной культуры коренных народов Севера, проживающих на территории автономного округа, находится на высоком уровне. Много уделяется внимания передаче культурных традиций подрастающему поколению
Литература:
1. Пятникова, Т.Р. Традиционные обряды хантов Усть-Казымского приобья. «Сохранение народных традиций» из материалов окружной научной конференции. 2007г. 2. Интернет-ресусы. 3. Ханты –Манси Кто мы? Издательство «Стерх» 1993г. 4.Журнал «Югра» . Издатель: департамент по информационной политике автономного округа 2007- 2008 . 5.Лапина М. А. Этика и этикет хантов. Томск: Изд – во Том. ун- та, 1998.