Влияние фольклора на развитие речи дошкольников


«Обогащение речи детей младшего дошкольного возраста через фольклор и художественную литературу»Подготовила:Казакова Алина Фатыховна Воспитатель МБДОУ № 31Приволжского района Г. Казань «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова, которое дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». К.Д.Ушинский В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный  процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей.С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать: фонематический слухграмматический строй речизвуковую культуру речи.обогащать словарь Такие педагоги и психологи прошлого, как К. Д. Ушинский, А . П. Усова, считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии. Цель: использование произведений русского народного фольклора как возможность развития речи детей младшего дошкольного возраста Задачи: - создавать благоприятные условия для развития интереса детей к литературе и фольклору - знакомить детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки; - расширять словарный запас, формировать связную речь, развивать звуковую культуру речи посредством фольклора; - формировать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества; - приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведений; - повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам развития речи детей посредством фольклора. В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:Принцип активности и посильной самостоятельности.Принцип познавательной активностиПринцип наглядностиПринцип поэтапностиПринцип вариативности Методы и приемы работы - Заучивание потешек, прибауток, закличек, колыбельных песенок; - Использование пословиц, загадок, поговорок; - Использование русских народных песенок - Проведение русских народных игр. - Применение игрушек и изделий народных промыслов. - Представления кукольного театра- интеграция с другими образовательными областями Организованную образовательную деятельность и чтение художественной литературы я проводила по методике Борисенко М.Г., Лукиной Н.А. Авторы широко используют фольклорный материал в развитии речи детей. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни. Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально. Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с песенками "Водичка, водичка...", "Расти, коса..." и другими. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки» и др. Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю» Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки». Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Спасибо за внимание!