Доклад на тему Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках межсетевого взаимодействия


Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках межсетевого взаимодействия В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно – нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности, и в соответствии с Законом «Об образовании» определение духовно – нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет сложившееся в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем – и аттестат об образовании. «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества».
В документах отмечается, что актуальность проблемы патриотического, эстетического, духовно – нравственного воспитания молодого поколения вызвана особенностью социально – экономического преобразования в России в последнее десятилетие, состоянием нестабильности, расслоения масс, социальной незащищённости, снижением нравственного уровня общества.
Основой воспитания в России всегда были формирование понятий товарищество, взаимопонимание, патриотизм, любовь к отчему дому, своей малой Родине.
От того, насколько грамотно будут выстроены взаимоотношения между обучающимися, их родителями, классным руководителем и школой зависит социализация, будущая жизненная траектория человека.
Результат работы – это создание проекта программы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Программа включает в себя следующие разделы:
Раздел I: «Россия – Родина – Белгородская область».
Цель: воспитание уважения к своей истории, создание духовного фона для понимания значения «малой Родины» и её места в каждой семье, формирование патриотизма как чувства уважения, гордости и ответственности перед своим сообществом, своим Отечеством, пробуждение интереса к получению новых знаний о прошлом, настоящем своей Родины.
Раздел II: «Возрождение интереса к народным истокам»
Цель: создание системы методов и приёмов, нацеленных на возрождение лучших традиций на Руси, приобщение к традициям православного христианства, формирование представлений о духовных традициях предков, создание окружающей среды, в которой ребёнку не только уютно, свободно и радостно, но и где он может научиться отдавать любовь, излучаться добром.
Раздел III: «Семейные традиции»
Цель: способствовать воспитанию у учащихся ответственности за своих близких, формировать систему ценностных семейных ориентаций, возрождение и сохранение духовно – нравственных традиций семейного воспитания, сплочение детско – родительской группы.
Цель программы - духовно-нравственное и патриотическое воспитание личности, основанное на приобщении к традиционным ценностям отечественной культуры.
Решаемые задачи: изменить отношение педагогов дошкольных образований и школы, родителей к проблеме нравственного и патриотического воспитания детей; объединить ресурсные возможности учреждений образования и культуры в интересах развития личности ребенка; освоить новые формы взаимодействия с семьей, эколого-биологическим центром.
Средства реализации: калейдоскоп классных часов, беседы, игры-путешествия, викторины, конкурсы, экскурсии, разработка маршрута экскурсии, совместные дела и акции обучающихся и их родителей, посиделки, выставки, семейные праздники и другое.
Такую работу совместно с Болотовой А.П. и Боровенской В.И., педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» мы проводим давно. Это и мастер-класс в детском саду №57 (изготовление открытки к 8 Марта), праздник Пасхи, вербное воскресенье, масленица; и игра- соревнование «Тропою генерала» с детьми из школы №15. С Третьяковой В.А. и Заниной Н.Л. была проведена «Встреча поколений» с детьми детского садика.
Работа по межсетевому взаимодействию сплачивает детей. Если на первых мероприятиях дети, да и преподаватели чувствовали себя гостями, то сейчас они приходят более подготовленными, заинтересованными. Идёт обмен мнениями между преподавателями по разработке планов проведения мероприятий.