Рефлексия, как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития ребенка

Рефлексия, как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития ребенка

Хотелось бы начать свое выступление с этих слов:
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед»  Евгений Доманский  (Слайд №2)

Кто я такой? - Самый главный вопрос в процессе самопознания себя как личности. Он возникал у каждого из нас в период «взросления», когда ребенок начинает отождествлять себя отдельной и самостоятельной личностью, способной своими действиями (поступками) осознанно влиять на ситуации, в которых принимает участие. Каждый индивид обладает своим собственным возрастом социального взросления, для некоторых детей он приходится на начало пубертатного периода, у других наступает раньше.
Подрастает ребенок. Увеличивается и познаваемый им мир. Он может больше рассказать о себе и своем окружении. Он не только уверенно называет то, что ему нравится или нет, но и может объяснить причину своего отношения. У него появляются первые друзья и люди, с которыми возникают проблемы в общении. Все больше поступков ребенок совершает самостоятельно, без первоначальной оценки взрослых (например, «Так не делай, потому что»)
И в данный момент очень важна своевременная помощь взрослых. Они должны научить его путям поиска выхода из ситуации, которую ребенок не в состоянии самостоятельно разрешить.

Понятие рефлексии
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.
В упрощённом определении, рефлексия это "разговор с самим собой" (Слайд№3)

Для чего же нужна рефлексия?
Для обучающихся:
Подведение итогов( Что узнали? Как работали?)
Обобщение результатов
Выяснение впечатлений
Отметить успехи, достижения
Обрисовать перспективы движения
Для педагога:
Оценка собственной работы
Выводы о необходимость корректировки программы, методов, приёмов. (Слайд№4)

Место рефлексии в ходе урока
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Цель ученика не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
В структуре современного урока рефлексия занимает от 5 минут до 25% времени. (Слайд№5)


Классификация видов рефлексии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
Рефлексия деятельности;
Рефлексия содержания учебного материала. (Слайд№6)

Различные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. (Слайд№7)

Вот некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке.
Букет настроения. (Слайд №8,9)

Веселый и грустный смайлики. (Слайд№10)
«Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика. (Слайд №11)

Эмоционально-художественная рефлексия (Слайд№12)
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.


Эмоционально-музыкальная рефлексия (Слайд №13)
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению
«Дело в шляпе»  Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее. 

Рефлексия содержания учебного материала (Слайд№14)

Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.
В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:
1. Прием незаконченного предложения.
2. Прием «Выбор афоризма или пословицы».
3.Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал - Теперь я знаю);
4. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу. Это момент соединения старого знания с новым - осмысленным, пережитым. выстроенным.
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

5. Сегодня на уроке я: (Слайд №15)
-научился
-было интересно
-было трудно
-мои ощущения
-этот урок дал мне для жизни
-больше всего понравились задания
6. Плюс-минус- интересно (Слайд № 16)
7. «Уборка в доме»  (Слайд №17) Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.  Время: 15 мин.  Численность: Все ученики  Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры.  Проведение:  К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором- мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.  На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.  На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.  На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать. 


Рефлексия деятельности (Слайд № 18)
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Некоторые приёмы, используемые для реализации данного вида рефлексии.
Самооценка активности на каждом этапе урока( например, прием «лестница успеха»). (Слайд №19)
Дерево успеха. Прием "Наряди елочку"( Слайд № 20, 21)
«Мишень». Учащиеся «стреляют» (ставят крупную точку) в каждом секторе (по баллам), как они себя оценивают.
«Корзина идей», Волшебный мешочек». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, о наиболее интересных заданиях и т.д. Все листочки кладутся в корзину (мешочек), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Своё мнение на листочках учащиеся высказывают анонимно.
”Слон”  (Слайд №22) Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.  Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность. 

Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия (Слайд № 23)
Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения
тесты,
мини-сочинения,
письмо другу,
схема,
таблица,
синквейн.
Приём «Что, если?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.
«Звездочки»  На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д. 


Формы кратких опросников для рефлексии. (Слайд № 24, 25)
1.Что интересного было для тебя сегодня на уроке?
2.О чем бы тебе хотелось продолжить разговор по теме урока с твоими близкими?
3. В каких ситуациях вам могут пригодиться новые знания?

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что_________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось ___________________________________________________________
Я думаю, это потому, что ___________________________________________________________
Самым интересным было ___________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ___________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее ___________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя ___________________________________________________________
 
«Пятёрочка» На листе бумаги обведите свою ладошку. (Слайд № 26)
каждый палец – это какая- то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

большой – для меня это важно и интересно
указательный - я получил конкретные рекомендации
средний - мне было трудно ( не понравилось)
безымянный – моя оценка психологической атмосферы
мизинец - для меня было недостаточно

(Слайд № 27) Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого

Рефлексия для участников заседания ГМО
Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников)
Таблица для слушателей.


Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать

Рефлексия 






Как проводить рефлексию - для себя сам решает каждый педагог. Это ваше творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит вам добиваться лучших результатов (Слайд № 28)

Таким образом, владение рефлексивными умениями - необходимый этап в процессе самосознания личности и формирования мировоззрения. Поэтому очень важно научить детей внутреннему рассуждению и оценке своих практических действий.

Без освоения навыков рефлексии невозможна никакая продуктивная деятельность, в том числе и проявление душевных качеств личности, становление духовно-нравственных принципов и мировоззренческих основ.

(Слайд № 29)
































Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать

Рефлексия












Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать

Рефлексия













Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать

Рефлексия












Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать

Рефлексия












Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать

Рефлексия












Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать

Рефлексия












Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать

Рефлексия
















Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать














Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать


















Дополнительный материал. (можно добавить)

Задание для учащихся
Вспомните произведение А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Опишите развитие ситуации с точки зрения старухи, старика и золотой рыбки. Опишите характер и мировоззрение героев сказки. Что думает о добре и зле каждый из них? Что таковым для них является?
Вспомним одну головоломку. «На столе лежит шесть спичек. Нужно из них сложить четыре треугольника».
Попытайтесь решить задачу. У Вас получилось собрать фигуры?
Решение этой задачи очень простое: нужно один треугольник сложить в плоскости стола, а три других достроить к каждой из его сторон, вынеся вершину вне плоскости стола. Получилась объемная (трехмерная) фигура – пирамида, составленная из четырех треугольников. Шесть спичек образуют ее шесть граней.
Эта задача имеет философский смысл. Она учит нас: для того, чтобы увидеть способ решения проблемной ситуации, надо выйти из этой ситуации, «посмотреть» и анализировать ее со стороны. Этому же учит восточная мудрость. Сомнение в правильности решения – это способ изучить проблему с другой стороны.
Владение человеком рефлексивными умениями – необходимый этап в процессе самосознания личности и формирования мировоззрения. Поэтому очень важно научить своих детей внутреннему рассуждению и оценке своих практических действий (поступков), построению мыслительных конструкций, собранной и изученной информации. Все это создает основу развития рефлексии. Этим умениям нужно научить наших детей, чтобы они могли правильно оценивать ситуации (в том числе конфликтные) и свою роль в их развитии.
Этот непростой разговор с детьми можно начать с обсуждения коротенького рассказа В. Осеевой «Плохо». Прочитаем текст этого произведения.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешила на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно?!
– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
Можно провести беседу по вопросам, а можно для увеличения эффективности выполнения задания можно предложить составить вопросы к тексту самим учащимся.
Рефлексия начинается с того момента, когда фиксируется некоторое «незнание», появляется «знание о незнании».
В.Г. Богин разделяет условия обучения рефлексии на две группы. К первой он относит те, которые касаются целенаправленной смены мировоззренческих и психологических установок учителя и ученика, самой атмосферы, в которой происходит обучение, той "идеологии", которая лежит в основании всего учебного процесса. Во вторую группу входят частные дидактические приемы, направленные как на выведение ученика в рефлексию, в рефлексивную позицию, так и на ее активизацию. Хотя, как указывает автор, четкую границу между этими двумя группами провести затруднительно.
Кроме названных условий, способствующих развитию у школьников рефлексивных навыков, существуют и другие, менее значимые для использования в практике обучения начальной школы.
 Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. Монография Современная дидактика: теория – практике. Под научной редакцией И.Я.Лернера, И.К. Журавлева. – М.: изд. Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании Российской Академии образования, 1993. http://www.school-1.ru
Таким образом, владение рефлексивными умениями - необходимый этап в процессе самосознания личности и формирования мировоззрения. Поэтому очень важно научить детей внутреннему рассуждению и оценке своих практических действий.

Без освоения навыков рефлексии невозможна никакая продуктивная деятельность, в том числе и проявление душевных качеств личности, становление духовно-нравственных принципов и мировоззренческих основ.

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
У вас две две карточки: зелёная и жёлтая.Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.
Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников)
Работа в группах. Составьте синквейн по теме Мастер-класса. Слайд 22.
Зачитывают синквейны.
Всем большое спасибо! 
Таблица для слушателей.
Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать

Рефлексия 






 Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
«Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
«Корзина идей», Волшебный мешочек». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, о наиболее интересных заданиях и т.д. Все листочки кладутся в корзину (мешочек), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Своё мнение на листочках учащиеся высказывают анонимно.
«Пятёрочка». Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно (не понравилось); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения.
«Мишень». Учащиеся «стреляют» (ставят крупную точку) в каждом секторе (по баллам), как они себя оценивают.
Приём «Шкала» - позволяет рассмотреть и оценить по 10 - балльной шкале работу на уроке с разных позиций:
„Я“ 0________10
„Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10 И многие другие приёмы.
В структуре современного урока рефлексия занимает от 5 минут до 25% времени (интерактивный урок  по Е. Пометун, то есть 10 – 12 минут). 
Лучшим учителем, как известно, является собственный жизненный опыт. То, что нам удается добыть самим своей головой и собственными руками, всегда дает конкретный результат и плюс еще индивидуальное развитие.
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,  тот и получает преимущества в движении вперед »  Евгений Доманский 
«Звездочки»  На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д. 

”Слон”  Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.  Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность. 

«Дело в шляпе»  Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее. 
А.М.О. «Мухомор»  На листе рисуется круг, который разделен на секторы по числу этапов урока. Вне круга записываются вопросы. Например при общей теме обсуждения задается вопрос «Насколько я был доволен »  передачей содержания  возможностью задавать вопросы  психологической атмосферой в группе  раздаваемыми рабочими и информационными материалами  организацией отдыха  До начало работы предоставляется возможность обозначить свою оценку наклеиванием кругов на сектора круга или нарисовать фломастером. Чем больше удовлетворенность, тем ближе к центру круга ставятся значки (ассоциация – попадания в цель)  Общий вид «мухомора» выявляет основные тенденции при оценки работы по отдельным ее аспектам. Далее проводится общее обсуждение итогов с уточнением отдельных моментов.  Примечание: этот метод уязвим, так как многие склонны присоединяться к оценкам своих предшественников. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы размещение значков в круге происходило не на глазах у всех участников, а ,например на стенде,повернутом обратной стороной. 


А.М.О. «Уборка в доме»  Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.  Время: 15 мин.  Численность: Все ученики  Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры.  Проведение:  К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором- мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.  На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.  На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.  На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать. 

Любая жизненная, как и многие учебные ситуации многополярны в своей характеристике. Основополагающими понятиями, определяющими отношение субъекта к ситуации, являются добро и зло.
Добро – это благо; это ценность; это оценочная характеристика: хорошее, полезное, моральное. В противоположность добру зло имеет следующий смысл: плохое, дурное, неприятность, беда. Добро и зло – это два краеугольных понятия, синонимичные оценке «хорошо» и «плохо». Именно в этой системе ценностей мы учим детей анализировать ситуации: читаем стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», рассказываем сказки, где добро побеждает зло. А ведь именно в семье закладывается фундамент общечеловеческих ценностей. Именно семья учит отличать хорошее от плохого.











15